Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как научить детей выразительно читать стихи

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей. Учим стихи с детьми  дошкольного возраста
Автор: Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.  
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой -  выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
-  выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти  четверостиший, в зависимости от проявляемого  ребенком интереса и уровня развития памяти.
3)  Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных  моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития  
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,  
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать  быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение  понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.  
Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.
«Киска»   И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом,  (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба)
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание)
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок   (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:            
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее,  весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
«Черепаха» К. Чуковский
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
присядем и вытянем ноги"
На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)

Рекомендуем посмотреть:

Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Как правильно учить стихотворения с детьми дошкольного возраста. Советы Как научить ребенка выразительно читать стихи

Похожие статьи:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Что означает Арт - терапия

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Сценарий утренника ко Дню Защитника Отечества для детей средней группы ДОУ
Опубликовано: 3759 дней назад (4 января 2014)
Просмотров: 21689
+4
Голосов: 4
Быкова Надежда Сергеевна # 4 января 2014 в 23:57 +1
Прекрасная консультация. На мой взгляд она больше пригодится воспитателем чем родителям. Процент родителей, которые учат стихи с детьми не велик, на мой взгляд, и поэтому вся работа ложиться на нас- воспитателей. Хотя бы взять подготовку к утренникам, не говоря уже о занятиях. Всё прекрасно расписано, приведены примеры. Спасибо!
Марина Анатольевна Медведева # 5 января 2014 в 00:04 +1
Спасибо за хороший отзыв. Я с Вами согласна, но хотелось бы, чтобы родители могли поддержать и закрепить результат, тем более, что многие мамы проявляют большой интерес именно к чтению стихотворений собственными детьми.
Быкова Надежда Сергеевна # 5 января 2014 в 00:30 0
Вам везёт с мамами. Есть мамы которые хотят и учат с детьми стихи, но их всё меньше и меньше, в моей практике. Но я не считаю, что это не всегда их вина-работа, много мам одиночек, да мало ли проблем. И наша задача постараться "достучаться" до родителей (пап тоже не оставлять в стороне)и конечно же прививать интерес к стихами и чтению в целом у детишек.
Марина Анатольевна Медведева # 5 января 2014 в 00:39 0
Мамы, как и везде разные. Будем надеяться, что "достучимся". По крайней мере, постараемся. А если моими советами воспользуются воспитатели, я тоже буду очень рада!
Лариса Савчук # 5 января 2014 в 07:51 0
Замечательный, очень нужный, полезный материал!!! Большое спасибо, Марина Анатольевна!!! +!!!
Наталья Валентиновна Черникова # 5 января 2014 в 19:13 0
Отличный консультативный материал для родителей!Безусловно,он будет полезен и для педагогов.Даны прекрасные рекомендации по заучиванию стихов с детьми, по овладению средствами интонационной выразительности. Прочтение стихотворения взрослым-это образец для ребёнка.Конечно,надо обращать внимание и на чёткость дикции, и на выразительность, и на тепм при рассказывании стихотворения.Особое спасибо за примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.
Елена Юрьевна Мизгирева # 5 января 2014 в 20:14 0
Спасибо! Очень хорошие рекомендации,ведь на самом деле подготовка к утренникам вся ложится на воспитателей.
Марина Анатольевна Медведева # 6 января 2014 в 00:48 0
Спасибо большое всем за добрые слова! Конечно, основная работа по подготовке к утренникам лежит на воспитателях. Если родители, занимаясь со своими малышами, пусть и по собственной инициативе, будут учитывать предложенные рекомендации, то и детям польза и нам легче. smile
Татьяна Семёновна Павлова # 14 марта 2014 в 21:24 +1
Марина Анатольевна!Материал по заучиванию стихов отличный. Конечно, не все родители правильно заучивают стихи с детьми.Я, например, разучиваю сама стихи с воспитанниками. Родители, как правило,не обращают внимания на  выразительность,
заучивают  слова монотонно. Не представляют как правильно брать дыхание, произносить четко слова,как использовать голосовые модуляции.Ваша информация мне пригодиться, обязательно ею воспользуюсь. Удачи.
Елена Ивановна Шабарова # 13 января 2015 в 13:25 0
Здравствуйте, Марина Анатольевна! Очень полезный материал для родителей и педагогов! Все доступно, понятно и с примерами. Спасибо! Голос!
Оксана Николаевна Богатова # 25 февраля 2017 в 17:08 0
Марина Анатольевна, Вы молодец, что озабочены выразительностью чтения стихов. Многие музыкальные руководители считают, что это заботы воспитателей. Спасибо за вашу неравнодушную позицию!Голос!!!