Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Формирование правовой грамотности подростков

Рабочая программа "Формирование правовой грамотности подростков через пропаганду здорового образа жизни"
Программа направлена на совершенствование процесса правового воспитания, развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания.
Предназначена для специалистов детского дома, занимающихся вопросом правового воспитания.
Паспорт программы
Наименование Программы
Формирование правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни
Разработчик программы Персикова М.О., воспитатель детского дома
Основание для разработки
1. Конвенция о правах ребенка
2. Закон РФ «Об образовании»
3. Семейный кодекс РФ
4. Уголовный кодекс РФ
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»
6. ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Цель Программы Повысить уровень и значимость правовой культуры среди воспитанников, вовлечь их в практическую деятельность, направленную на соблюдение правовых норм и отказа от вредных привычек.
Задачи Программы
• Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
• Развивать правовое самосознание.
• Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Вести пропаганду здорового образа жизни.
Целевые группы
Воспитанники детского дома «Родник»
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
I этап - диагностический - Сентябрь - октябрь
II этап – Формирующий - Ноябрь - апрель
III этап – Констатирующий - Май
Перечень основных мероприятий • Выявление склонности к вредным привычкам
• Диагностика уровня правовой грамотности.
• Формирование правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни
• Диагностика сформированности правовой культуры.

Исполнители Программы • Воспитатель детского дома
• Воспитанники
Предполагаемые результаты
Конечными результатами являются: положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся; отказ от вредных привычек; увлечение здоровым образом жизни.
Организация контроля за исполнением программы
Отчёт на методическом объединении воспитателей о ходе реализации программы.
Отчёт о результативности программы по итогам анкетирования воспитанников на итоговом методическом объединении воспитателей.
Актуальность
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.
Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
В последние годы в стране выросла преступность среди несовершеннолетних. Большой процент в росте преступности дают дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа. Это обуславливается
• ограниченностью общения,
• потребительским отношением к жизни, где все обязаны им,
• мечтами о лёгком и быстром обогащении, которые ведут к различным проступкам и преступлениям,
• ранней зависимостью от различных ПАВ (психически активных веществ), на приобретение которых нужны деньги, ради которых подростки совершают преступления.
Поэтому работа по формированию правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни должна сформировать у воспитанников положительное отношение к своему здоровью и такое понятие как «правосознание».

Тема программы «Формирование правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни»
Объект программы: воспитательный процесс в детском доме.
Предмет программы: условия для формирования правовой грамотности воспитанников через пропаганду здорового образа жизни.
Цель программы правового воспитания:
Повысить уровень и значимость правовой культуры среди воспитанников, вовлечь их в практическую деятельность, направленную на соблюдение правовых норм и отказа от вредных привычек.
Задачи:
• Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
• Развивать правовое самосознание.
• Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Вести пропаганду здорового образа жизни.

Прогнозируемые результаты
• Сформированная нормативно – правовая база
• Повышение мотивации воспитанников к ведению здорового образа жизни
• Расширение знаний у воспитанников о правах и обязанностях гражданина РФ
• Снижение количества преступлений среди воспитанников детского дома
• Вовлечение воспитанников в спортивные кружки и секции.

Содержание программы
Работа по программе «Формирование правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни»- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А беседы, анкетирование, воспитательные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
• правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
• виды ответственности: гражданская, административная, уголовная;
• право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье,
• право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
• правила здорового образа жизни;
• правила безопасной жизнедеятельности.

Система работы по повышению уровня здорового образа жизни будет строится следующим образом:
• Отработка режимных моментов
• Воспитательские часы по профилактике вредных привычек
• Открытые мероприятия, посвящённые здоровому образу жизни.
• Дни здоровья.
• Вовлечение детей в спортивные секции, кружки
Система работы по формированию правовой культуры будет строится следующим образом:
• Знакомство с основными правовыми понятиями
• Знакомство с видами преступлений и ответственностью за содеянное.
• Причины, в результате которых совершались преступления.
• Профилактика преступлений.

Формы работы предусмотрены следующие:
• Анкетирование
• Тестирование
• Воспитательные часы
• Правовые игры
• Беседы и т.д.
Воспитанники, находящиеся в группе риска, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2014 - 2015 учебный год


Сроки Название этапа Цель этапа Виды работы
1 Сентябрь - октябрь Диагности
ческий • Выявление склонности к вредным привычкам.
• Диагностика уровня правовой грамотности. • Анкетирование,
• тестирование.
2 Ноябрь - апрель Формиру
ющий Формирование правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни • Знакомство с правовой системой (административное, дисциплинарное, уголовное).
• Профилактика вредных привычек через цикл воспитательских часов.
3 Май Констатирующий Диагностика сформированности правовой культуры. Анализ проделанной работы и подведение итогов.

План реализации программы

П\п Этап программы, срок Мероприятия
1 Диагностический - Изучение нормативной базы и методической литературы по правовому воспитанию и ЗОЖ.
- Разработка программы.
- Подборка материалов теоретической и практической направленности по формированию правовой грамотности и пропаганде ЗОЖ.
- Подбор диагностического материала, проведение тестов, анкетирование детей:
- «Знакомство с законом»
- «Виды наказаний в РФ»
- «Твои вредные привычки»
2 Формирующий Воспитательские часы и мероприятия:
- «Путешествие в страну Законию»
- «Суд над вредными привычками»
- «Алкоголь и последствия»
- «Сумей сказать НЕТ наркотикам»
- дни Здоровья
- игра «Зарница»
- встреча с врачом – наркологом, инспектором ПДН, представителем отдела наркоконтроля.
3 Констатирующий - Разработка, проведение и анализ мониторинга по проделанной работе.
- анализ результативности программы
Формы предоставления результатов реализации программы
1. Программа «Формирование правовой грамотности через пропаганду здорового образа жизни».
2. План работы.
3. Разработки диагностического материала, мероприятий в условиях детского дома.
4. Отчёт о проделанной работе и результативности.
5. Выступление на методическом объединении воспитателей детского дома.

Литература
1. Детям о праве. «Ты – гражданин своей страны!» Автор – составитель Павел Астахов – М.:ЭКСМО,2011.
2. Закон РФ от 24.01.1999г. №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями, вступающим в силу с 29.01.2010г) – М.:ЭКСМО-Пресс. 2010, с.98.
3. Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.
5. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
7. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ
8. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
9. Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».
Скачать рабочую программу "Формирование правовой грамотности подростков через пропаганду здорового образа жизни"

Рекомендуем посмотреть:

Беседа по правовому воспитанию для старшеклассников Беседа для подростков в школе. Правовое воспитание Классный час «Самовольные уходы несовершеннолетних. Профилактика»

Похожие статьи:

Классный час по профилактике правонарушений

Классный час. Правовое воспитание, 10-11 класс

Классный час для студентов колледжа «Свобода и закон»

Классный час «Права гражданина России», 9 класс

Опубликовано: 3569 дней назад (16 марта 2015)
Просмотров: 8251
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Жанна Сергеевна Синолицына # 19 марта 2015 в 16:11 +1
Марина Олеговна, Ваша рабочая программа "Формирование правовой грамотности подростков через пропаганду здорового образа жизни" меня заинтересовала, спасибо за идею!
Марина Олеговна Персикова # 20 марта 2015 в 05:17 0
Спасибо Вам за отзыв.
Инна Николаевна Беленкова # 21 марта 2015 в 10:20 +1
Очень нужная программа. Особенно актуальна в наше время, когда стереотип подростка заключается не в здоровом образе жизни и в здоровой нации, а в удовольствиях (распитие спиртных напитков, курение,наркотики и т.д.), которые и ведут в последствии к нарушению законов. Данная программа "Формирование правовой грамотности подростков через пропаганду здорового образа жизни" очень хорошо связывает закон и здоровый образ жизни.
Марина Олеговна Персикова # 21 марта 2015 в 11:16 0
Спасибо за содержательный комментарий.
Ирина Анатольевна Князева # 23 марта 2015 в 16:35 +1
Марина Олеговна! Вот это вы работу выполнили! Такой объем!Поддерживаю актуальность темы, в нашей современной жизни очень важно научить ребенка жить рядом с другими людьми, выполнять все правила поведения в обществе, правильно оценивать свои и поступки друзей, вести пропаганду здорового образа жизни. Хочется вам сказать большое спасибо за вашу программу! Творческих Вам успехов и удачи! Голос!
Марина Олеговна Персикова # 25 марта 2015 в 10:45 0
Спасибо большое за такой позитивный комментарий