Беседа по правовому воспитанию для старшего звена. Тема: Права и обязанности школьника.
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: беседа по правовому воспитанию для старшего звена будет полезна воспитателям и учителям, работающих в старших классах. Знакомит учащихся с Декларацией прав ребенка, с правами инвалидов и обязанностями школьника.
Цель: знакомство учащихся со своими правами и обязанностями.
Задачи:
1. познакомить учащихся с правами и обязанностями школьника, с правами инвалидов; расширять кругозор учащихся;
2. воспитывать законопослушного гражданина;
3. развивать логическое мышление, память ;
4. развивать речь, слуховое восприятие во время беседы.
Оборудование: карточки, девиз, статьи из Законов РК, слайды.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вводная беседа.
- Ребята, наденьте наушники. Какой сегодня день недели?
- Сегодня вторник.
- Какое занятие у нас будет?
- У нас будет беседа.
- Сегодня мы поговорим с вами о ваших правах и обязанностях в школе.
Все права очень важны,
Можешь об этом узнать и ты!
Ребята, как вы понимаете, что такое «права человека»?
Ответы учащихся.
- Права человека – это принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.
- В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. Необходимость в такой особой защите ребёнка была предусмотрена ещё в Женевской декларации прав ребёнка 1924 года. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. 20 ноября 1959 года была принята Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребёнка. В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которую подписала 61 страна, и уже прошло 15 лет со времени её ратификации Республикой Казахстан. С 20 ноября 1989 года, когда была принята Конвенция, все страны, ратифицировавшие её, отмечают Всемирный день ребёнка как день мирового братства и взаимопонимания детей.
2. Основная часть.
Задание 1.
- Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждой команде необходимо ознакомиться с правами, изложенными в Декларации прав ребёнка (
раздаются карточки с правами детей)
Каждая команда должна определить правила, необходимые школьнику. (Время выполнения 5 минут)
Представитель от каждой команды комментирует свои права школьника.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под категорией «права школьника»?
2. Чем отличаются понятия «Права» и «Обязанности школьника»?
3. Какие ещё статьи Вы бы хотели предложить?
- Встречались ли Вы с нарушением ваших прав? Пытались ли Вы их защищать?
Ответы учащихся.
Задание 2.
Группы получают карточки со статьями закона РК о правах ребёнка. Изучают статьи. (1 группа учащихся – статьи 27,28; 2 группа – статьи 31,32)
Каждая группа должна смоделировать ситуацию (в виде сценки) в соответствии с изученными статьями, где нарушены права ребёнка. Каждая группа должна определить, какие права ребёнка были нарушены? И почему? (5 минут на обыгрывание ситуации)
Представители от каждой команды показывают смоделированную ситуацию. Затем обсуждение.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Как Вы думаете, когда требуется вмешательство государства в судьбу детей?
2. Объясните термины «усыновление», «опека», «попечительство».
Усыновление - правовая форма защиты прав и интересов детей, при которой ребёнка определяют в новую семью.
Опека - правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.
Попечительство - правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
- Ребята, сейчас мы с вами обсудили ваши права, а как Вы думаете кроме прав, что ещё есть у школьников?
Ответы учащихся.
- Да, есть ещё и обязанности, которые Вы должны строго выполнять. Обязанности – это действие, возложенное для выполнения, установленное обстоятельством и государством необходимость вести себя определённым образом.
- Согласны ли Вы с таким определением понятия «обязанность»?
Ответы учащихся.
- Запомни! Закон гласит: «Гражданин Республики Казахстан в силу своего гражданства имеет права и несёт обязанности» Ст. 12,п.3 Конституции РК.
Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Ст. 20 Закон РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан»
Задание 3.
- Ребята, ваша задача: 1-ой группе составить школьные обязанности учащегося, а 2-ой группе составить домашние обязанности. (5 минут составляем обязанности и 2 минуты обсуждаем)
Задание 4.
- Ребята, помимо общих прав школьников, у Вас существуют права инвалидов, которые регулируются Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». Этот закон обеспечивает Вам социальную защиту и создаёт равные возможности для жизнедеятельности и интеграции в общество. Приведите примеры, как реализуются права инвалидов в нашей школе - интернате для глухих детей?
Ответы учащихся.
- Да, действительно в нашей школе действуют бесплатные кружки, спортивные секции по интересам. Учащиеся 11-12 классов параллельно обучаются в профлицее №1 на столяра и плотника (мальчики), в «Мастер – Центре» на швею (девочки). После завершения учёбы они получают квалификационные удостоверения. Для коррекционных целей школой – интернатом постоянно приобретаются новейшие технические и компенсаторные средства. Дети – инвалиды имеют возможность принимать участие в республиканских конкурсах и фестивалях, спартакиадах. Ребята имеют возможность летом отдыхать в лагерях, посещают бесплатную детскую оздоровительную площадку. Они имеют возможность бесплатно питаться в школе и право на бесплатное медицинское обслуживание. Малообеспеченные снабжаются одеждой и обувью. Для детей инвалидов имеется квота при поступлении в ВУЗы и многое другое.
3. Итоговая беседа.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?
- Сегодня мы беседовали о правах и обязанностях школьника.
- Я хочу закончить сегодняшнюю беседу стихами.
Только те, кто знает «право»
Может смело в жизнь идти,
Им проблемы не страшны,
Им с законом по пути.
Он поможет, защитит
От беды предотвратит!
Рекомендуем посмотреть:
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Формирование правовой грамотности подростков
Классный час в 1 классе. Права человека
Беседа для подростков в школе. Правовое воспитание
Познавательное мероприятие по праву для младших школьников. Сценарий
Похожие статьи:
Классный час по профилактике правонарушений
Классный час. Правовое воспитание, 10-11 класс
Классный час для студентов колледжа «Свобода и закон»
Классный час «Права гражданина России», 9 класс
Права и обязанности школьников