Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа по правовому воспитанию для старшеклассников

Беседа по правовому воспитанию для старшего звена. Тема: Права и обязанности школьника.
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: беседа по правовому воспитанию для старшего звена будет полезна воспитателям и учителям, работающих в старших классах. Знакомит учащихся с Декларацией прав ребенка, с правами инвалидов и обязанностями школьника.
Цель: знакомство учащихся со своими правами и обязанностями.
Задачи:
1. познакомить учащихся с правами и обязанностями школьника, с правами инвалидов; расширять кругозор учащихся;
2. воспитывать законопослушного гражданина;
3. развивать логическое мышление, память ;
4. развивать речь, слуховое восприятие во время беседы.
Оборудование: карточки, девиз, статьи из Законов РК, слайды.

Ход занятия:
1. Организационный момент. Вводная беседа.
- Ребята, наденьте наушники. Какой сегодня день недели?
- Сегодня вторник.
- Какое занятие у нас будет?
- У нас будет беседа.
- Сегодня мы поговорим с вами о ваших правах и обязанностях в школе.
Все права очень важны,
Можешь об этом узнать и ты!
Ребята, как вы понимаете, что такое «права человека»?
Ответы учащихся.
- Права человека – это принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.
- В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. Необходимость в такой особой защите ребёнка была предусмотрена ещё в Женевской декларации прав ребёнка 1924 года. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. 20 ноября 1959 года была принята Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребёнка. В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которую подписала 61 страна, и уже прошло 15 лет со времени её ратификации Республикой Казахстан. С 20 ноября 1989 года, когда была принята Конвенция, все страны, ратифицировавшие её, отмечают Всемирный день ребёнка как день мирового братства и взаимопонимания детей.

2. Основная часть.
Задание 1.
- Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждой команде необходимо ознакомиться с правами, изложенными в Декларации прав ребёнка (раздаются карточки с правами детей)
Каждая команда должна определить правила, необходимые школьнику. (Время выполнения 5 минут)
Представитель от каждой команды комментирует свои права школьника.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под категорией «права школьника»?
2. Чем отличаются понятия «Права» и «Обязанности школьника»?
3. Какие ещё статьи Вы бы хотели предложить?
- Встречались ли Вы с нарушением ваших прав? Пытались ли Вы их защищать?
Ответы учащихся.
Задание 2.
Группы получают карточки со статьями закона РК о правах ребёнка. Изучают статьи. (1 группа учащихся – статьи 27,28; 2 группа – статьи 31,32)
Каждая группа должна смоделировать ситуацию (в виде сценки) в соответствии с изученными статьями, где нарушены права ребёнка. Каждая группа должна определить, какие права ребёнка были нарушены? И почему? (5 минут на обыгрывание ситуации)
Представители от каждой команды показывают смоделированную ситуацию. Затем обсуждение.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Как Вы думаете, когда требуется вмешательство государства в судьбу детей?
2. Объясните термины «усыновление», «опека», «попечительство».
Усыновление - правовая форма защиты прав и интересов детей, при которой ребёнка определяют в новую семью.
Опека - правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.
Попечительство - правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
- Ребята, сейчас мы с вами обсудили ваши права, а как Вы думаете кроме прав, что ещё есть у школьников?
Ответы учащихся.
- Да, есть ещё и обязанности, которые Вы должны строго выполнять. Обязанности – это действие, возложенное для выполнения, установленное обстоятельством и государством необходимость вести себя определённым образом.
- Согласны ли Вы с таким определением понятия «обязанность»?
Ответы учащихся.
- Запомни! Закон гласит: «Гражданин Республики Казахстан в силу своего гражданства имеет права и несёт обязанности» Ст. 12,п.3 Конституции РК.
Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Ст. 20 Закон РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан»
Задание 3.
- Ребята, ваша задача: 1-ой группе составить школьные обязанности учащегося, а 2-ой группе составить домашние обязанности. (5 минут составляем обязанности и 2 минуты обсуждаем)
Задание 4.
- Ребята, помимо общих прав школьников, у Вас существуют права инвалидов, которые регулируются Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». Этот закон обеспечивает Вам социальную защиту и создаёт равные возможности для жизнедеятельности и интеграции в общество. Приведите примеры, как реализуются права инвалидов в нашей школе - интернате для глухих детей?
Ответы учащихся.
- Да, действительно в нашей школе действуют бесплатные кружки, спортивные секции по интересам. Учащиеся 11-12 классов параллельно обучаются в профлицее №1 на столяра и плотника (мальчики), в «Мастер – Центре» на швею (девочки). После завершения учёбы они получают квалификационные удостоверения. Для коррекционных целей школой – интернатом постоянно приобретаются новейшие технические и компенсаторные средства. Дети – инвалиды имеют возможность принимать участие в республиканских конкурсах и фестивалях, спартакиадах. Ребята имеют возможность летом отдыхать в лагерях, посещают бесплатную детскую оздоровительную площадку. Они имеют возможность бесплатно питаться в школе и право на бесплатное медицинское обслуживание. Малообеспеченные снабжаются одеждой и обувью. Для детей инвалидов имеется квота при поступлении в ВУЗы и многое другое.
3. Итоговая беседа.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?
- Сегодня мы беседовали о правах и обязанностях школьника.
- Я хочу закончить сегодняшнюю беседу стихами.
Только те, кто знает «право»
Может смело в жизнь идти,
Им проблемы не страшны,
Им с законом по пути.
Он поможет, защитит
От беды предотвратит!

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Формирование правовой грамотности подростков Классный час в 1 классе. Права человека Беседа для подростков в школе. Правовое воспитание Познавательное мероприятие по праву для младших школьников. Сценарий

Похожие статьи:

Классный час по профилактике правонарушений

Классный час. Правовое воспитание, 10-11 класс

Классный час для студентов колледжа «Свобода и закон»

Классный час «Права гражданина России», 9 класс

Права и обязанности школьников

Открытка ко Дню учителя. Мастер-класс с фото | Внеклассное занятие по ИЗО для 1 класса на осеннюю тематику
Опубликовано: 3695 дней назад (10 октября 2014)
Просмотров: 14416
+19
Голосов: 19
Светлана Христьяновна Лаптева # 10 октября 2014 в 19:48 +4
Ирина Викторовна, вами разработано интересное занятие по правовому воспитанию.Вы знакомите в интересной и доступной форме учащихся с правами и обязанностями школьника, с правами инвалидов; расширяете их кругозор, воспитываете законопослушных граждан. Материал подобран соответственно теме занятия, соответствует заявленной категории учащихся. Спасибо и примите голос!
Али Алиевич # 11 октября 2014 в 19:28 +5
Очень важно рассказывать и донести до детей простую истину о том, что у любого человека, независимо от состояния его здоровья, есть не только права, НО И обязанности: перед коллективом, школой, обществом и т. д. Уважаемая Ирина Викторовна удачи Вам! "+"
Раиса Владимировна Коломыцева # 11 октября 2014 в 19:57 +2
Ирина Викторовна! Большое спасибо за приглашение. Ваше занятие по правовому воспитанию очень актуально, дети должны знать правовые особенности школьника и детей-инвалидов.Мой голос вам, желаю творческих успехов!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 11 октября 2014 в 20:08 +3
Добрый вечер, Ирина Викторовна!
Спасибо за приглашение познакомиться с разработкой, которая так актуальна на сегодняшний день. Направление вашей работы заслуживает уважения, так как не все педагоги уделяют внимание и знакомят с правами инвалидов. И в Российских школах учатся ребята и с ограниченными способностями, поэтому они должны знать свои права, спасибо вам за такую возможность. Материал познавателен, с поставленной целью вы справились. Вот если бы ещё фотоматериал, тогда смогли бы все увидеть какая атмосфера царила во время беседы. Желаю вам успехов! Мой голос ЗА!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 11 октября 2014 в 20:59 +3
Ирина Викторовна спасибо за приглашение. Материал очень актуальный (как сказано уже было коллегами), и дети должны уже со школьного возраста знать свои прав и обязанности. Материал познавательный и интересный, Вы организовали мероприятия таким образом, что дети взаимодействовали друг с другом. Работа в группах очень хороший прием, дети учатся общаться, принимать точку зрения сверстников, действовать сообща. Успехов Вам. Голосую +1.
Гессель Татьяна # 11 октября 2014 в 21:00 +2
Важная и нужная тема для ребят. Знать свои права, а главное, и обязанности ребята должны со школьной скамьи. Важную роль в воспитании детей имеет отношение к детям с ограниченными возможностями. Это учит прежде всего человечности. Вы действительно расширили кругозор учащихся.
Людмила Алексеевна Варвашевич # 11 октября 2014 в 23:12 +2
Грамотное, хорошо спланированное занятие. Через умело сформулированные вопросы в ходе беседы, решаются задачи занятия, и, соответственно, полностью реализуется цель. Творчества и новых идей!
Светлана Николаевна Ефименко # 11 октября 2014 в 23:15 +5
Здравствуйте, Ирина Викторовна. Спасибо за приглашение на беседу по правовому воспитанию детей на тему "Права и обязанности школьника". Очень нужная Вами предложена разработка, проработаны и решены цель и задачи беседы. Важно, научить детей знать и на практике применять свои ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ.
Спасибо, что воспитываете законопослушных гражданина нашей страны!
Успехов и благополучия Вам, Ирина Викторовна, и всем Вашим деткам!
Примите мой голос!
Ольга Михайловна Гневанова # 11 октября 2014 в 23:24 +2
Ирина Викторовна. Спасибо за бесценный методический материал по правовому праву ребят подростков.Спасибо за разъяснения терминов «усыновление», «опека», «попечительство». Работаю в Центре социальной помощи, а различий не знала, благодаря вам теперь "на коне". Современный гражданин обязан знать свои права и обязанности, основываясь на Декларацию прав ребёнка и Конвенцию о правах ребёнка. Удачи! Успехов в конкурсе. Примите мой голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 12 октября 2014 в 00:59 +3
Ирина Викторовна! Очень важная тема была Вами обсуждена в беседе с детьми. Важно, чтобы дети с детства понимали и знали свои права и обязанности, тем более, если это касается детей-инвалидов. Замечательно Вы организовали беседу, в интересной форме, понятной для ребят, способствующей подробному усвоению данной проблемы. Нетрадиционная форма беседы позволила не только усвоить тему, но и развивать логическое мышление, память, речь, слуховое восприятие во время беседы. Спасибо за материал. Удачи Вам!
Зоя.
Ирина Анатольевна Болтачева # 12 октября 2014 в 12:15 +1
Ирина Викторовна! Вами разработана актуальная в начале года тема. Вы предлагаете на занятии интересные задания для детей, а также полезную информацию. Примите мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 12 октября 2014 в 13:31 +1
Спасибо за приглашение! Очень интересная разработка. И в начале года поговорить с учениками о правах и обязанностях - это правильно. Вам голос!
Оксана Сейитмедова # 12 октября 2014 в 16:25 +1
Ирина Викторовна!Очень важная тема была Вами обсуждена в беседе с детьми.Материал познавателен, с поставленной целью вы справились. Примите мой голос!
Вера Александровна Орехова # 12 октября 2014 в 17:34 +2
Ирина Викторовна, спасибо за приглашение. Интересный материал по правовому воспитанию Вы представили. В наше время это очень актуальная тема. Вы знакомите учащихся с правами и обязанностями, учите определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе, формируете коммуникативные умения школьников. Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания.Гражданское правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности. Материал оформлен грамотно, цель достигнута, что соответствует конкурсным требованиям. Примите мой голос+1.Желаю удачи и успехов!!!
Регина Сириновна Сабирзянова # 12 октября 2014 в 17:42 +2
Ирина Викторовна! Действительно:
Все права очень важны,
Можешь об этом узнать и ты!
Проведение подобных бесед как никогда актуально в наше время.
Светлана Евгеньевна Чернова # 12 октября 2014 в 19:43 +2
Ирина Викторовна, вами разработано интересное занятие по правовому воспитанию.Вы знакомите в интересной и доступной форме учащихся с правами и обязанностями школьника, предлагаете интересные задания.Примите мой голос!
Вера Викторовна Янченко # 12 октября 2014 в 22:27 +5
Добрый вечер, Ирина Викторовна! Познакомилась с Вашей разработкой занятия, спасибо за приглашение! Занятие построено грамотно, планово проведено, цели и задачи соответствующие тематики, все достигнуты по ходу мероприятия. Работа в группах хорошо построена, четко прослеживается обратная связь. Тема занятия очень актуальна и необходимая для развития подрастающего поколения. Голосую +1! Удачи Вам!
Елена Дмитриевна Тулинова # 13 октября 2014 в 17:44 +2
Ирина Викторовна, спасибо за приглашение.Вы знакомите в интересной и доступной форме учащихся с правами и обязанностями школьника, с правами инвалидов; расширяете их кругозор, воспитываете законопослушных граждан. Вы организовали беседу, в интересной форме, понятной для ребят, способствующей подробному усвоению данной проблемы. Творческих Вам успехов! Голосую,+1.
Светлана Николаевна Крючкова # 14 октября 2014 в 12:22 +3
Ирина Викторовна, спасибо за приглашение!Очень здорово, когда школьники владеют знаниями о своих правах и обязанностях. Школьникам в доступной для них форме знакомятся с доступным для их возраста материалом. Хорошие, интересные задания включены в мероприятие.Молодцы! Примите мой голос!
Галина Викторовна Гапонова # 15 октября 2014 в 12:04 +2
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Благодарю за приглашение познакомиться с Вашей разработкой по правовому воспитанию старшеклассников. Беседа составлена "от и до" профессионально, но хотелось просто поинтересоваться у Вас: проектный метод не используете в работе? Можно было бы разделить ребят на группы, дав им задание собрать материалы в виде презентаций и осветить тему беседы со всеми жизненными ситуациями глазами ребят. Ну, это я так отвлеклась, с пожеланиями успехов в педагогической деятельности примите ГОЛОС!!!
Ирина Александровна Подольская # 16 октября 2014 в 17:29 +1
Добрый день, Ирина Викторовна. Спасибо за приглашение. Нужное, полезное мероприятие вы подготовили и провели для учащихся старшего звена. Вот только очень жаль, что в нашей республике мало уделяется внимания правам родителей и никакой заботы о них. Вашим детям еще повезло, что они могут учиться, и уже получают профессию, в школе приобретают друзей, многие создают семьи. Очень хорошо, что они познакомятся со статьями законодательства, дети должны знать свои права и обязанности. Полезный тренинг: разработать ситуацию и проиграть. Мне немного не хватило оформления в вашей работе, то есть можно было предложить оформленные на формате А4 права и обязанности и по ним уже провести беседу, как они понимают то или иное право. Когда я проводила подобное занятие, моих учеников удивило, что в законе написано, что каждый гражданин имеет право на имя. О многих правах, даже мы взрослые, не задумываемся и не знаем, и это очень плохо. Спасибо за заботу и внимание к детям, которые нуждаются в особом внимании и любви. Терпения, благополучия, пусть у вас и ваших детей все будет хорошо. Примите мой голос.С уважением ИА.
Елена Дмитриевна Шадрина # 22 октября 2014 в 22:50 +1
Добрый вечер, Ирина Викторовна! Спасибо за приглашение. Очень полезное и интересное мероприятие вы провели. Занятие построение грамотно, цели и задачи достигнуты. Тема выбранная вами актуальна для наших детей.
Творческих вам успехов.
Примите голос!