Из опыта работы воспитателя ДОУ. Технология организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Ранний возраст-период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологическому процессов. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И поэтому так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома- то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
С поступлением ребенка в детский сад в дошкольное учреждение в его жизни происходит ряд изменений. Трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Термин адаптация означает приспособление. Особое значение в адаптационный период имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и достоинством вступают в новое окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт. Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
Основными задачами воспитателя в адаптационный период являются:
1. Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Педагог должен владеть арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить: игры с песком и водой; монотонные движения руками; сжимание кистей рук; рисование фломастерами, маркерами, красками; слушание негромкой, спокойной музыки( «Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка); заняться смехотерапией.
Сгладить период адаптации помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Целесообразно подобрать и подвижные игры для детей в период адаптации
в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком дошкольного возраста.
В адаптационный период целесообразно создавать в группе как можно больше ситуаций общения. Например: ситуации « Домик для моей одежды», « Научим Хрюшу умываться»,
В первое время пребывания малыша в яслях осложняется поведенческая реакция, нарушаются сон, питание, коммуникативность (ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и ровесниками), что в конечном счете отрицательно сказывается на его состоянии здоровья.
Поэтому нельзя недооценить важность проведения оздоровительной работы.
Неизменное воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры. Особо эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе.
Предметно – пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка- она воспитывает и развивает его. Педагоги оформляют пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров спальни и группы – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать. Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома. Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в беседе и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности, и сделать прогноз готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
В период адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях
В адаптационный период важно поместить соответствующую информацию в родительский уголок.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация детей к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Как подготовить ребенка к детскому саду
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в садик
Похожие статьи:
Адаптация ребёнка в детском саду