Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в подготовительной к школе группе: Мы живем в России

Проект в подготовительной к школе группе "Мы живем в России"
Автор: Митюшкина Елена Анатольевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ школа №962.
Проект "Мы живем в России"
Основной целью проекта является воспитание ценностного отношения и любви к Родине.
Задачи проекта:
- формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране;
- знакомить с различными климатическими зонами и разнообразной природой России;
- воспитывать ценностное отношение и любовь к Родине, проживающему народу, желание беречь и защищать ее;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- приобщать к истокам народной культуры;
- развивать интерес к изучению родной страны.
Тип проекта
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий .
По характеру контактов: в рамках ДО, в контакте с семьей.
Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.
Длительность: 3 месяца.
Механизм реализации проекта
Информационно-накопительный:
- определение целей и задач проекта;
- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- подготовка костюмов для праздника инсценировок;
- создание предметно развивающей среды;
- беседы с родителями и консультация для родителей.
- оформление родительского уголка материалами по теме.
Организационно-практический
- экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно прикладного искусства»;
- чтение художественной литературы разных народов России;
- рассказывание по картинам;
- исследовательская деятельность в развивающем центре;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- проведение цикла тематических занятий и бесед;
- разучивание песен, стихов о Родине, России;
- прослушивание песен разных народов России;
- инсценировка отрывков из сказок;
- подвижные игры народов России;
- творческие работы с семей по теме: «Народы России»;
Презентационно – завершающий
- праздничный концерт «Мы дети твои Россия»;
- выставка продуктов детской деятельности;
- творческие работы, презентации сделанные семьями детей.
Реализация проекта
Проект «Мы живём в России» был реализован в рамках различных образовательных областей и интеграции между ними.
Образовательная область «Познавательное развитие», "Социально - коммуникативное развитие"
1.НОД «Наша страна - Россия».
Цель:
-способствовать формированию у детей интереса к родной истории;
-воспитывать уважение к символам Российской Федерации: гимну, флагу, гербу;
-формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны;
-воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;
2.НОД «Народы России».
Цель:
-формировать в понимании детей образ необъятной многонациональной России;
-формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;
-воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриатические чувства.
3. НОД «В русской избе».
Цель:
-знакомить с обычаями и традициями русского народа;
-зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.
4.НОД « Народная культура и традиции татар».
Цель:
-познакомить детей с культурой и традициями татарского народа;
-вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.
5.НОД «Жители крайнего севера».
Цель:
- расширять представления детей о природе Крайнего Севера, его коренных жителях;
- знакомить с обычаями и традициями северных народов;
- расширять словарный запас детей.
6.НОД “В гости к жителям гор ”.
Цели:
-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;
-воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;
-формировать в понимании детей образ необъятной, могучей России;
-знакомить с разнообразным ландшафтом России.
7.НОД «Удмурты».
Цель:
-уточнять и расширять представления детей об удмуртах;
-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
- развивать любознательность и интерес.
8.НОД «Жители степей – башкиры».
- уточнять и расширять представления детей о народах России (Башкиры);
- расширять представления о природе России;
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
- развивать любознательность и интерес.
9.НОД «Дружба народов России».
Цель:
-побуждать, сравнивать и находить сходство разных культур;
-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре других народов.
Рассказ воспитателя
«Страна, в которой мы живем».
Цель:
-закрепить знания детей о названии страны, ее природе;
-познакомить с географической картой, учить «читать» ее;
-дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их;
-воспитывать в детях чувство гордости за свою страну;
-активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России;
-формировать связную, диалогическую речь.
Беседы
«Мы Россияне», «Наша страна Россия».
Цель:
-обсудить с детьми то, как они понимают понятия семья, Родина, Россия;
-закреплять знания о том, что люди разных национальностей имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни;
-вызвать желание больше узнать о России.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
1.Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по ее содержанию.
Цель:
-расширить и обобщить знания детей о некоторых особенностях разных народных культур;
-познакомить детей с разнообразными природно – климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.
2. «Самое дорогое», «Легкий хлеб» - русские народные сказки.
Цель:
- знакомить с русским народным фольклором;
- развивать мышление, фантазию, умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь и доброе отношение к труду человека;
- расширить и закрепить знания детей о некоторых особенностях русской народной культуры.
3. «Три сестры» - татарская сказка.
Цель:
- учить отличать добро от зла;
- знакомить с национальными особенностями татарского народа;
- формировать умение находить сходство и различия со сказками других народов.
4. «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка.
Цель:
- познакомить детей с природной зоной степей;
- на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;
- рассказать об охоте с ловчими птицами.
5. «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка.
Цель:
- представить горы как особую природную зону;
- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;
- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.
6. «Как собака друга искала»; «Кит и олень» - чукотские сказки.
Цель:
- представить природную зону тундры;
- познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством.
7.»Мышь и воробей», «Красавица и береза» - удмуртские сказки.
Цель:
- знакомить с национальными особенностями удмуртов;
- вызывать интерес и уважение к особенностям других культур;
- формировать умение осмысливать содержание сказки, сопереживать ее героям.
Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России
С. Михалков «Кремлёвские звёзды», А. Барто «Деревья в три обхвата»,
Н. Злобин «Наша Родина», А.В. Жигулин «О Родине».
Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой?»
Цель:
- закрепление знаний о сказках народов России;
- обогащение и активизация словарного запаса детей;
- воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России.
Составление рассказов по картинам
- «Ярмарка. Русские»;
- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»;
- «Оленьи упряжки. Народы севера».
Цель:
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие
Рисование
1. Рисование русского народного женского костюма.
Цель:
- знакомить детей с различными костюмами народов России;
- развивать умение дополнять рисунок характерными деталями;
- формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
2. Рисование «Фартук с татарским орнаментом».
Цель:
- продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа;
- закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений.
3.Рисование «Северное сияние».
Цель:
- знакомить детей с бытом и культурой народов Севера;
-продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пластилином, техникой выполнения;
-развивать творческую активность детей в работе над общей картиной.
4. Рисование «Дружный хоровод».
Цель:
-воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России;
-формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;
-закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
Организация выставки рисунков: «Я – живу в России!»
Цель:
-познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами;
-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-способствовать формирование у детей интереса к народам России;
-познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
Лепка
Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон).
Цель:
- воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;
- развивать фантазию и воображение;
- продолжать учить задумывать содержание своей работы;
- доводить замысел до конца;
- создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.
Аппликация
Изготовление пригласительных открыток для родителей и сотрудников ДОО.
Цель:
- закреплять умение составлять композицию;
- совершенствовать умения работать ножницами;
- воспитывать самостоятельность и усидчивость;
- вызвать радостное настроение в ожидании праздничного концерта.
Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности
Рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России».
Музыка
Разучивание песен « Моя Россия», «Белый, синий, красный», «Гимн России». Разучивание танцев «Друзья», «Якутяночка», «Русская пляска», «На горе то калина». Прослушивание народных песен и музыки («Лезгинка» Хачатурян, симфония «Северное сияние», татарская «Плясовая», башкирская и удмуртская народные песни).
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры народов России
Русские народные игры: «Тетерка», «Заря – зарница», «Плетень».
Чукотские народные игры: «Оленеводы», «Волк и жеребята».
Игры народов Кавказа: «Перетягивание веревки», «Надень папаху».
Татарские народные игры: «Угадай и догони», «Скок-перескок».
Удмуртские народные игры: «Водяной», «Серый зайка».
Башкирские народные игры: «Палка – кидалка», «Юрта».
Цель:
- воспитывать уверенность в собственных силах;
- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;
- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.
- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.
- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;
Образовательная область «Коммуникативно – личностное развитие»
Театрализованные игры
Драматизация татарской сказки «Три сестры».
Цель:
- научить детей выразительно передавать образы героев сказки;
- развивать дикцию, выразительность речи;
- вызывать интерес и уважение к культуре татарского народа.
Дидактические игры
«Раньше и теперь».
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Назови слова, характеризующие хорошего человека».
Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…).
«Что нужно мастерам?».
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов по тематике.
«Закончи предложение «Моя страна …».
Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
«Моя Родина - Россия».
Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.
«Чей костюм?».
Игровая задача: формировать умение детей правильно подобрать национальный костюм.
«Что путешественник по России возьмет с собой».
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
Сюжетно-ролевые игры
«Веселое путешествие по России».
Цель:
- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам;
- закреплять и углублять интерес детей к разным народам, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители;
- формировать умение обдумывать и обсуждать план игры;
- помочь детям осмысливать правила поведения;
- развивать творческое воображение.
«Дом моды».
Цель:
-закреплять знания детей о традиционной одежде разных национальностей (татар, башкир, удмуртов, народов Севера)
-переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.
-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.
Самостоятельная деятельность в развивающем центре
(рассматривание альбомов, иллюстраций по тематике, рассматривание книг, дидактические игры, рассматривание карты России)
Самостоятельная продуктивная деятельность
- с художественным материалом (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.),
- с конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т.д.)
Экскурсии
Экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно - прикладного искусства народов России».
Цель:
-формировать устойчивый интерес культурному наследию народа;
-обогащать эмоционально-чувственный опыт у детей;
-создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.
Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов»
1. «Самое дорогое» - русская народная сказка.
4. «Как собака друга искала»- народы севера.
5. «Кит и олень» - чукчи.
6. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
7. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.
8. «Птичья нога» - башкирская сказка.
9. «Гордая мышь» - осетинская сказка.
10. «Заяц слуга» - татарская сказка.
После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные.
Проблемные ситуации
«Если ты один во всей России», «Если на Россию напали враги», «Если встретились русский, татарин, башкир».
Цель:
-формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.
Предложить детям на карте и на глобусе найти и показать Россию и главный город. Отметить флажком на карте столицу России.
Выступление детей « Обычаи и традиции в моей семье»
Цель:
-воспитывать в детях уважения к семейным традициям и обычаям;
-формировать основы национального и гражданского самосознания;
Праздник «Мы дети твои Россия» с участием родителей
Цель:
- воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами России;
- ощущать себя полноправным гражданином большой страны;
- формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Описание реализации проекта «Мы живем в России»
В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей и их родителей во Всероссийский музей декоративно – прикладного и народного искусства. Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы.
В ходе дальнейших бесед была определена модель 3 вопросов.
Что мы знаем?
Россия большая.
Столица России Москва.
У России есть флаг и герб.
У России есть президент.
В России много городов.
Россию надо защищать,
если нападут враги.
В России много городов.
Что хотим узнать?
Почему у разных народов России разные костюмы?
Какие народы проживают в России и где проживают?
Чем они занимаются?
А я тоже отношусь, к какому то народу?
Как узнать?
Прочитать в книге.
Спросить у родителей.
Спросить у воспитателей.
Исходя из интересов детей был подобран материал для реализации проекта. Конспекты НОД, подвижные игры, песни, сказки, пословицы и поговорки разных народов России. Были приготовлены презентации по теме. Нарисована карта России.
Одним из условий реализации проекта являлось включение семьи как в непосредственно поисковую, так и в продуктивную деятельность в диаде родитель – ребенок. Для того чтобы родители включились в работу с условием соблюдения определенной тематики была проведена консультация. Для выявления семейных традиций и национальности детей, на подготовительном этапе проекта, мы провели опрос родителей. В группе оказались дети разных народностей России (татары, лезгины, русские, удмурты).
Для дальнейшей работы, родителям было предложено подготовить вместе с ребенком краткое сообщение, иллюстрации, фотографии о своей национальности обычаях и традициях в семье (национальные праздники, блюда национальной кухни, обычаи и традиции и т.д.). А также подготовить костюмы и небольшой номер для концерта. Большинство родителей согласились сотрудничать.
В ходе реализации проекта ребята познакомились с традициями и обычаями народов России: русскими, чукчами, башкирами, удмуртами, татарами, жителями Кавказа. Узнали о разнообразной природе регионов России. Читали народные сказки, пословицы и поговорки, слушали и учили песни, народные танцы. Играли в разнообразные народные игры.
Дети при помощи родителей подготовили рассказы об обычаях и традициях в семье. Два ребенка рассказали о народных праздниках и обычаях татар, научили здороваться и прощаться на татарском языке. Принесли попробовать «Чак - чак» - это блюдо национальной кухни. Рассказали о празднике Сабантуй – праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.
Несколько детей подготовили сообщения о России. Подготовили рассказ о русском народном костюме. Познакомили с русским – народным обычаем встречать гостей хлебом – солью. Рассказали, как встречают «Пасху», «Рождество», «Масленицу» в семьях воспитанников. Угостили детей национальным блюдом – блинами.
Воспитанница группы подготовила рассказ об обычаях удмуртов. Показала картинки с изображением природы Удмуртии. Рассказала о национальном костюме ее прабабушки.
Ребенок, который родился на Чукотке и считает ее своей второй малой Родиной, принес в группу шаманский бубен и изделия народных мастеров Чукотки. Вместе с мамой они подготовили презентацию о природе и народах севера.
Дети рассказали про башкирские обычаи, особым из которых считается уважение к бабушкам и дедушкам, почитание старших. Принесли попробовать настоящий башкирский мед.
Для развития самостоятельной поисковой деятельности на основании полученных знаний, а также формирования любознательности, была организованна эвристическая предметно развивающая среда - центр «Моя Родина». Содержание центра было пополнено следующими материалами.
1. Раскраски «Народы России». Дети раскрашивали женские и мужские народные костюмы. Для передачи сходства, дети обращались к альбомам.
2. Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России», «Укрась костюм».
3. Сказки народов России и иллюстрации к ним.
4. Энциклопедия «Народы России».
5. Альбомы «Моя Россия». Все материалы, которые принесли дети (открытки, картинки, вырезки из журналов) были оформлены в альбомы. Дети самостоятельно рассматривали и делились впечатлениями.
6. Глобус и карта России. Совместно с воспитателем дети определяли положение России на глобусе. Находили столицу России на карте. Определяли область проживания отдельных народов России.
7. Карта России, сделанная своими руками. Совместно с воспитателями была нарисована карта России, на которую дети наклеивали картинки с изображением людей в национальных костюмах.
8. Элементы народных костюмов и музыкальные инструменты, которые дети использовали для организации сюжетно – ролевых игр.
На заключительном этапе дети находили сходства и различия между различными национальностями. Детьми были сделаны выводы что, несмотря на национальные различия, область проживания, все мы граждане одной большой, великой, красивой страны и должны жить в мире и согласии.
Был организован праздничный концерт с участием родителей. Участники и гости концерта «совершили путешествие по России». Мама одного из воспитанников в национальном костюме (который перешел ей в наследство от ее бабушки) спела удмуртскую песню «Лымы – теди». Также в исполнении родителей был представлен башкирский и лезгинский танцы. Педагоги ДОО исполнили русскую народную песню «Во - кузнице». Детьми была показана инсценировка татарской сказки «Три сестры». Представлен танец народов севера «Якутяночка». Дети представили игры разных народов России. Исполнили песни и стихи о Родине.
В ходе работы над проектом дети стали интересоваться информацией о стране, народах России и их обычаях, природе России. Дети с удовольствием работали подгруппами над заданиями, улучшились отношения друг к другу.
Проект помог сблизить родителей воспитанников и педагогов, так как проект проходил в непосредственном сотрудничестве с воспитателями группы и музыкальным руководителем.

Рекомендуем посмотреть:

Зона патриотического воспитания в подготовительной группе НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сценарий ко Дню снятия блокады для детей подготовительной группы ДОУ Беседа в подготовительной группе с презентацией. Юные герои России

Похожие статьи:

Конспект занятия «Наше Отечество». Подготовительная группа

Конспект НООД по художественному творчеству в подготовительной группе «Рисование углем» | Досуг ко Дню дошкольного работника в детском саду в подготовительной группе. Сценарий
Опубликовано: 3212 дня назад (5 февраля 2016)
Просмотров: 13227
Рубрика: Проекты
+3
Голосов: 3
Надежда Попова # 5 февраля 2016 в 14:18 +2
Елена Анатольевна, ознакомилась с Вашим проектом. Вы провели огромную работу по формированию у детей представления о нашей многонациональной Родине. Ваш проект говорит о важности патриотического воспитания, который всегда необходим.В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Ваша работа является начальным звеном в системе формирования у детей первого представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. С удовольствием отдаю за вас ГОЛОС! Дальнейших творческих успехов!!!
Елена Викторовна Багрова # 5 февраля 2016 в 14:32 +3
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
Из проекта видно, какое место занимает патриотическое воспитание в вашей школе.
Проект продуман: грамотно выбраны направления работы, цели и задачи; учтены возрастные особенности детей.
Им продолжать историю своего родного края, нашей страны, и очень важно, какими людьми они вырастут.
Спасибо за работу! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Недопекина Антонина Викторовна # 6 февраля 2016 в 12:50 +1
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Мне очень понравился Ваш проект "Мы живем в России". Вы представили нашему вниманию актуальный и ценный материал. Сразу чувствуется "рука" специалиста". В проект включено всё необходимое для работы в этом направлении и он бесспорно, будет востребован у педагогов.Воспитание патриотизма у дошкольников является привитием культуры отношений между людьми различных народностей. Воспитывая дошкольников как истинных патриотов и граждан ваш проект помогает развивать личность, которая обладает качествами, делающими их полноценным людьми всей страны.