Коррекционное занятие по ручному труду. Аппликация.
Автор: Николаева надежда Андреевна.
Описание: Сегодня я расскажу о том как я провожу урок ручного труда в классе "Особый ребенок" 4 год обучения. В этом классе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра(РАС). Главной задачей на протяжении всего обучения является социализация детей аутистов. Для этого я использую в своей работе такую технику как аппликация.
Аппликация-это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наклеивание их на фон в определенном порядке. В аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Так как у детей с РАС имеются множественные нарушения в развитии, то данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Так же постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Работа с различными материалами, в различных аппликационных техниках не только развивает мелкую моторику , но и расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, воображения, образное мышление, творческие способности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
В процессе создания аппликаций обогащается словарный запас, развивается речь детей. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию , формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Особое внимание я уделяю развитию коммуникативных способностей детей-аутистов, с этой целью проводятся регулярные групповые занятия.
Цель: Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра через создание коллективной аппликации "Здравствуй, осень!".
Задачи: - научить детей выполнять аппликацию из деталей, выполненных с помощью фигурного дырокола
- вызвать интерес к творчеству
- развивать мелкую моторику
- развивать терпение, усидчивость, внимание, аккуратность
- развивать ориентацию в пространстве, на листе бумаги
- развивать коммуникативные способности детей
- воспитывать эстетическое восприятие и художественный вкус
- поощрять творческую инициативу и самостоятельность.
Материалы и инструменты::ватман с изображением дерева, цветной картон, нарезанный полосками, фигурные дыроколы в форме листиков и цветочков, клей карандаш.
Ход работы:
Для того что бы начать занятия я даю четкую и максимально простую инструкцию.
« Дети, садитесь за парты».Но организовать детей-аутистов не так просто. Один из моих учеников, Рома, не сядет сразу, скажет « Пожалуй, не надо» ему нужно время привыкнуть к этой мысли, даю ему некоторое время и прошу сесть еще раз. Садится. Может возникнуть ситуация, что даже по прошествии времени он будет протестовать. Я точно знаю, что Рома любит рассматривать анимационные картинки, и я показываю им слайды с изображением осенних пейзажей. И тогда ученик самостоятельно садится за парту.
С целью расширения кругозора и словарного запаса я провожу беседу об осени.
Осень- это время года. Она наступает после лета. Осенью все листья на деревьях меняют цвет. Они становятся желтыми, красными, оранжевыми.
Замечу, что желательно не загружать ребенка длинными предложениями.
Предлагаю посмотреть и пощупать настоящие листочки клена и тополя. После небольшого рассказа об осени. Я вовлекаю детей в беседу с помощью вопросов.
Одни могут ответить на вопрос, а Семен не может ответить на вопрос самостоятельно, поэтому я ему задаю наводящий вопрос « Семен на картинке осень? – Осень!»( если ребенок затрудняется, говорю ответ и прошу повторить его).
После беседы я провожу пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить мышцы пальцев к следующему этапу работы.( одевать на каждый пальчик и снимать перчатки)
Предлагаю создать общее большое осеннее дерево, которое будет всех радовать круглый год.
Но не все могут преступить к следующему этапу работы. Рома скажет « Ты уверена, Надежда Андреевна!, Пожалуй я пойду!» Этому ребенку необходима динамическая пауза, я даю ему возможность отдохнуть( походить, поиграть своей веревочкой, полежать на диване.)Чтобы вернуть мальчика к занятию говорю, что работа не закончена, еще делать и клеить листочки, как закончим, ребенок будет свободен. Так как ребенок аутист, ему трудно понять, что от него требуется (наше понимание того или иного действия всплывает в памяти картинками, поэтому таким детям с помощью карточек проще объяснить последовательность действий или само действие). Для наглядности использую инструкцию с этапами работы и отдыхом.
Следующим этапом будет изготовление листочков с помощью фигурного дырокола.
В работе с детьми с РАС необходимо максимально сократить количество факторов, которые могут расстроить или вывести ребенка из состояния покоя. Так же у наших ребят не достаточно развита мелкая моторика и сами вырезать ножницами листочки они не могут. Трудное задание даже может отбить желание заниматься. К тому же аутисты очень неусидчивые и долгое занятие их утомляет, а настроение моментально меняется на плохое. Я использую фигурный дырокол. Это позволяет максимально сократить время изготовления листочка и все листики получаются идеальными, ровными, красивыми.
Важно перед групповым занятием каждый ребенок на индивидуальном занятии научился пользоваться фигурным дыроколом и не бояться звуков, которые дырокол издает при штамповке.
Раздаю фигурные дыроколы и полоски картона. Предлагаю выбрать понравившийся цвет картона для осенних листочков.
Важно, что дети из моего класса умеют пользоваться дыроколом с картоном, если у вашего ребенка слабо развиты мышцы рук и ему не хватит сил сделать вырубку на картоне, можно предложить сначала цветную бумагу, с ней гораздо легче.
Вспомнить, как работать фигурным дыроколом. Вставить бумагу до упора, чтобы продавить целый листочек.
Сам процесс нашим ребятам очень понравился, каждый новый листочек вызывал не меньший восторг, чем первый. Ребята сидели, как завороженные, старательно штамповали листочки разных цветов. Таких детей крайне трудно вывести на положительные эмоции, это был уверенный шаг вперед. Теперь важно сохранить этот восторг и положительные эмоции до конца занятия.
После проведения физ-минутки «осенний листопад» приступаем к следующему этапу коллективной творческой работы - наклеиванию листочков на плакат. К этому этапу я заранее подготовила плакат с изображением дерева. Показываю одну из детских работ « дерево» с индивидуального занятия предлагаю создать большое общее осеннее дерево.
В работе с детьми с РАС не избежать непредвиденных ситуаций, в этот раз Паша стянул плакат на пол, и все дети моментально сели вокруг него. Для сохранения положительных эмоций и во-избежании нежелательного поведения я разрешила выполнять аппликацию на полу. Вспомнив, правила работы с клеем-карандашом приступаем к коллективной творческой деятельности. В этот момент ребята учатся общаться , уступать друг другу. . Групповые занятия очень хорошо развивают коммуникативные способности. В коллективе моделируются и неоднократно повторяются вопросы и ответы, просьбы и взаимодействие. Приобретенные коммуникативные навыки ребенок будет применять и в обычной жизни.
Так как дети-аутисты предпочитают работать в одиночку. Занятие в группе осложняется присутствием других детей, не желанием и не умением с ними общаться. Но когда у каждого все получается, то хочется посмотреть, как получилось у соседа и показать свой листочек и похвастаться своей работой. Занятие в группе проходит тише, дети с осторожностью выражают эмоции, или наоборот очень бурно и эмоционально. Так постепенно добавляя количество детей на занятии они привыкают друг к другу, и не боятся радоваться своему и чужому успеху. Спустя год наш ученик–аутист может попросить и взять у соседа карандаш и тот не будет проявлять недовольство, зная, что ему через минуту предмет вернется. Таким образом предотвращаются негативные эмоции и нежелательное поведение.
Весь процесс аппликации должен быть обязательно наполнен радостью, похвалами. Даже если плохо получается, не так клеит, или не туда лепит, в этот момент важно не испугать , не отбить желание работать в группе. Дальше можно постепенно усложнять задания.
Итак, все ребята работают, у них получается. К концу занятия все ребята завершают работу над осенним деревом и вместе радуются красивому результату. Много, похвалы! Семен кричит «браво, браво» и хлопает в ладоши.
Плакат вывешивается в классе на видном месте, мальчики с радостью показывают свою работу входящему в помещение взрослому. Все удивляются и хвалят.
Теперь, когда я предлагаю ребятам дырокол (не важно, что он выбивает: листик, сердечко, цветочек), они с радостью выполняют задание без протестов и нежелательного поведения. Рому больше не приходится уговаривать приступать к новому занятию.
Закрепленные положительные эмоции от творческого задания, работы с одноклассниками и процесса изготовления листочков позволяют расширить границы коллективной творческой работы.
Таким образом коллективное выполнение аппликации является одним из важных видов деятельности в комплексном подходе в обучении детей с РАС.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционная работа в начальных классах
Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы
Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений"
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида