Конспект занятия в начальной школе на тему: Какие бывают животные
Автор: Бартенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1 г. Макарьев
Описание материала: предлагаю конспект классного часа в начальной школе на тему: Какие бывают животные. Данный материал полезен учителям начальной школы.
Цель: формирование понятия амфибия.
Задачи: выявить уровень знаний по этой теме, познакомить с интересными фактами, воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Ход занятия
Прочитаем эпиграф к нашему классному часу
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
1.Эмоциональный настрой
Постройте стоя около парты пары. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи друг другу.
2.Работа в паре
На доске даны слова животных. Выберите любое животное и покажите мимикой, жестами, как бы отреагировало животное на неожиданную встречу с вами, а вы с ними.
Медведь, собака, голубь.
Пары обдумывают задание.
Проверка заданий.
3.Сообщение темы
А вы сможете сказать тему урока?
Ученики. Ответы.
Учитель. Тема нашего занятия «Какие бывают животные»
4. Беседа
Учитель. Наш мир изобилует животными. Мы встречаемся с ними на каждом шагу.
Кто такие животные?
Ученики. Ответы.
Учитель. Животные – это организмы, которые получают энергию для своей жизнедеятельности и питательные вещества для роста и «ремонта» тела, поедая другие организмы (или их останки).
Чем растения отличаются от животных?
Ученики. Ответы.
Учитель. Растения же отличаются тем, что способны усваивать солнечную энергию и с её помощью производить для себя питательные вещества.
Чтобы представить лучше царство животных, его представителей делят на группы.
Какие группы вы назовёте?
Ученики. Ответы.
Учитель. Главный признак – это наличие позвоночника. Животные есть позвоночные и беспозвоночные. Сегодня мы будем говорить о позвоночных животных.
Каких позвоночных животных вы знаете?
Ученики. Ответы.
Учитель. Это рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.
Рыбы, рептилии, амфибии холоднокровны. Что это значит?
Ученики. Ответы.
Учитель. Они не способны согревать своё тело изнутри, и его температура примерно такая же, как у окружающей среды. Если тепло, они активно движутся. Если холодно – замирают, и обмен веществ у них замедляется.
Отгадайте загадку.
Пучеглазый Водолаз
В тине спрятался от нас.
И торчат у Водолаза
Над водой два круглых глаза.
Ученики. Ответы.
Учитель. Посмотрите на группы животных и скажите, к какой группе отнесёте лягушек.
Рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.
Ученики. Ответы.
Учитель. Кто такие амфибии?
Ученики. Ответы.
Учитель. Они живут двойной жизнью. Они рождаются в воде, а затем выходят на сушу.
Жизнь амфибий (земноводных) начинается с маленького тёмного яйца – икринки.
Оно содержит желток и окружено студенистой оболочкой. Защитной скорлупы у икринки нет, поэтому, чтобы не высохнуть, икринка должна быть отложена в воду или влажное место. Из личинки появляется головастик, похожий на запятую. По бокам головы у него развиваются перистые наружные жабры, поглощающие из воды кислород. Большинство видов их затем утрачивает и начинает получать кислород через лёгкие и тонкую влажную кожу. Иногда у некоторых видов жабры сохраняются на всю жизнь.
Отрастают ноги и животное выходит на сушу.
Кого ещё вы отнесёте к амфибиям? Расшифруйте анаграммы.
тонтри абаж мансаладра
Ученики. Ответы. Тритон, жаба, саламандра.
Прочитайте текст.
Хвост для тритона – дело наживное: если рыба или рак откусят тритону хвост – вырастет новый.
На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден. Но всё же не стоит брать жабу в руки.
Саламандра очень любит дождливую погоду, за что её прозвали «дождевой ящерицей».
В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет.
Учитель. Существуют амфибии хвостатые, бесхвостые и безногие.
Хвостатые амфибии - это робкие, малозаметные существа. Это тритоны.
Учитель. А может кто-то из вас назовёт бесхвостых амфибий?
Ученики. Ответы.
Учитель. Бесхвостые - лягушки, жабы. А кто назовёт различия между ними?
Ученики. Ответы.
5. Физкультминутка
Давайте мы с вами попрыгаем как лягушки, важно не спеша походим как жабы.
6.Интересные факты
Учитель. Лягушки гладкокожие, жабы бородавчатые. У всех бесхвостых амфибий задние ноги сильные, передние ноги короче, глаза крупные. Они видят, охотятся только за движущими предметами.
У лягушек интересно устроено зрение – они могут одновременно смотреть вверх, вперёд, вбок. Они закрывают глаза на небольшой промежуток времени, даже тогда, когда спят.
Самая маленькая лягушка живёт на Кубе, она может уместиться на вашем ногте.
Самая гигантская лягушка – голиаф. Её длина 90 см., а вес около 3кг. Прыжок этой лягушки около 3 метров.
Есть лягушки – долгожители, могут жить 33-36 лет, наши лягушки столько не живут.
Амфибии когда-то первыми вышли на сушу и положили начало бурного развития других групп - это рептилий, затем птиц и млекопитающих. Они помогли сделать много важных научных открытий. Им сооружены памятники. Первый памятник был сооружён в Парижском университете, в Сорбонне, в 19 веке.
Второй памятник в Токио. Много различных скульптур создано этим земноводным.
7. Итог
Расскажите, что узнали об амфибиях?
Ученики. Ответы.
Учитель. Земноводные - древнейшая группа животных, распространённая по всему земному шару.
Тело покрыто голой кожей. Поэтому живут земноводные рядом с водой, во влажных местах.
Дышат земноводные лёгкими и кожей.
Все земноводные – хищники. Питаются слизнями, насекомыми, гусеницами, дождевыми червями, уничтожают насекомых-вредителей и слизняков, которые поедают стебли и листья растений.
На зиму земноводные прячутся в земляных норах, под прелой листвой, в гнилых пнях, на дне водоёмов.
Составим синквейн.
1.Амфибии
2.Хвостатые, бесхвостые и безногие
3.Слышат, видят, прыгают
4.Они рождаются в воде, а затем выходят на сушу.
5.Земноводные
1.Лягушки, жабы
2. Гладкокожие, бородавчатые
3.Рождаются, выходят
4.Помогли сделать много важных научных открытий.
5.Помощницы
Мы с вами живём в такой местности, что встречаем их весной, летом, осенью.
Вспомните начало урока, как вы поступите, если встретите лягушку или жабу.
Проиграйте это в паре.
Пары обдумывают задание.
Проверка заданий.
Учитель. В Красную книгу Костромской области занесены краснобрюхая жерлянка.
Зелёная жаба.
Обыкновенная чесночница.
Озёрная лягушка.
Сибирский углозуб.
Учитель. Сегодня мы вспомнили и узнали об амфибиях. Вам понравился материал нашего классного часа?
Ученики. Ответы.
Значит, мы продолжим разговор о других позвоночных животных.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час во 2 классе на тему: Вороны
Классный час во 2 классе на День бабушек
Классный час во 2 классе ко Всемирному Дню Сердца с презентацией
Классный час во 2 классе, посвящённый Международному Дню Мира
Похожие статьи:
Классный час во 2 классе. Какая у меня память
Классный час «Я познаю себя», 2 класс
Классный час о честности, 2 класс
Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс
Классный час о доброте и бессердечии, 2 класс