Методическая разработка проекта "В мире животных. Рыбы"
Описание материала: предлагаю методическую разработку проекта " В мире животных. Рыбы "Данный материал полезен учителям начальной школы.
Проблема: Что мы знаем о жизни рыб? Как можно ознакомить с этим других?
Кто такие рыбы?
Какое строение имеет рыба?
Что можно сказать о рыбах как о родителях?
Какие виды рыб обитают в водоемах нашего края?
Цели обучения:
- формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- развитие у детей творческих способностей;
- повышение мотивации к обучению;
- повышение самооценки учащихся;
- приобщение родителей к совместной деятельности;
Задачи:
1. Расширить кругозор детей о царстве «Животные»
2. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.
3. Развивать у детей способность к созданию определенного продукта, уметь презентовать свой творческий труд.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
Продолжительность проекта:
3 недели: самостоятельная подготовка детей, консультации учителя, 1 час групповой работы.
Проект: информационный.
Ход проекта (поэтапно)
Этап 1. Подготовка. Погружение в проект.
Этап 2. Проектирование.
Этап 3. Практический.
Защита проекта. Продукт проекта.
Этап 4. Контроль и оценивание.
План работы над проектом.
Этап 1. Подготовка.
Предварительная подготовка учителя:
• Выбор темы и формирование задач проекта;
• Продумать ключевые понятия темы;
• Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;
• Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;
• Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
• Консультации для родителей.
Этап 2. Проектирование.
• Сообщается тема проекта " В мире животных. Рыбы "
• Предлагается создать проект альбома для детей. Какой альбом вы бы хотели создать, чтобы был интересным для ребенка (оформление, содержание).
• Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.
Этап 3. Практический.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.
Вид урока: Урок – проект.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Дети рассаживаются за 4 стола по группам. Вспомнить правила работы в группе. В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.
План
Группа 1 – Кто такие рыбы?
Группа 2 – Интересные факты из жизни рыб.
Группа 3 - Рыбы Костромской области. О чём ты должен знать и помнить.
2.Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы вместе, каждый в своей группе, будете работать и презентовать одну из страниц нашего общего проекта.
На столах каждой группы лежат необходимые для работы предметы, рисунки, рефераты, энциклопедии, собранный материал о животных.
Помните, что конечный результат зависит от деятельности каждого члена группы, а самое главное – качество работы.
Итогом работы должно быть создание альбома для детей .
Тема нашего проекта звучит так: " В мире животных. Рыбы "
3.Защита проекта.
Выступление 1 группы
Выступление 1 группы. Знакомство с планом работы.
Кто такие рыбы?
План
1.Вопросы и ответы.
2.Тест.
В группе распределены роли. Дети представляют рефераты, сообщения, рисунки, иллюстрации рыб, строение рыб. Звучит музыкальная заставка. Дети изображают, что плывут внутри шара в воде и через специальные иллюминаторы видят обитателей воды.
Между собой ведут диалог.
1 ученик. Может кто- то из вас ответит на вопрос. Как называется наука о рыбах?
2 ученик. Наука о рыбах - ихтиология.
3 ученик. Объясните слово ихтиология.
4 ученик Ихтиология (от греч. ‛ихтиос‛ – рыба, ‛логос‛ – слово, учение).
5 ученик. Кто такие рыбы?
1 ученик. Это покрытые чешуей холоднокровные позвоночные, которые живут в воде, дышат жабрами и плавают с помощью плавников и хвоста. Они составляют самую обширную группу позвоночных – примерно 24 000 видов: их больше, чем амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих вместе взятых.
2 ученик. Древнейшие из современных рыб – акулы, скаты и химеры.
Посмотрите, вот плывёт акула, скат.
Они называются хрящевыми. Поскольку весь их скелет состоит не из костей, а только из жёсткого хряща. Однако больше всего на свете костных рыб, чьё название говорит само за себя и вполне оправданно, что может подтвердить любой, кто их ел.
3 ученик. Всем животным необходим кислород. Мы дышим лёгкими, получая кислород из воздуха. Рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами, расположенными по бокам головы. У большинства их четыре пары. Это красные перистые структуры, образованные нежными лепестками, по которым течёт кровь. Вода входит рыбе в рот и выходит через жаберные щели в глотке, омывая по пути жабры. При этом через их тонкую оболочку кислород проникает в кровь.
4 ученик. Что вы знаете о плавниках.
5 ученик. А я знаю, что у рыб два типа плавников – парные по бокам и непарные по плоскости тела.
1 ученик. Да, парные делятся на грудные – сразу за головой – и брюшные, сдвинутые назад и чаще всего вниз. Они помогают рулить, тормозить и даже плыть задом наперёд. К непарным обычно относятся спинной, анальный и хвостовой. Они регулируют «крен» тела, а хвостовой плавник вместе с сильным хвостом обеспечивает рыбе основной толчок о воду, за счёт которого она движется вперёд.
2 ученик. А сейчас рассмотрите строение рыбы.
3 ученик. А сейчас мы проведём тест. Тест составлен по темам прошлых уроков. Содержание теста – это важные этапы в жизни рыб.
Тест
Рыбы
1.Позвоночные.
2. Беспозвоночные.
Защитный слой тела
1.Покрыто чешуйками.
2.Твердая оболочка – кутикула.
3.Тело покрыто шерстью.
Дыхание
1. Через трахеи.
2. Через лёгкие.
3. Через жабры.
Размножение
1.С помощью яиц.
2.Мечут икру.
3.Мечут икру, с помощью яиц, рождаются живые мальки.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Оценка. Если вам понравилось выступление 1 группы покажите фишкой.
Ответы детей.
Вывод: в тесте важные момента в жизни рыб, путешественники рассказали интересные факты из жизни рыб, ребята вели диалог не по помощнику, а на память рассказывали, очень интересно показывали мимикой и жестами.
Физкультминутка
Выступление 2 группы.
В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки, иллюстрации рыб. Звучит музыкальная заставка.
Две девочки сидят на стульях, в руках у них куклы. Они поют своим куклам песню.
Спи, малыш, усни, дитя,
Спи, Мой, ясноокий,
Укачаю я тебя,
Сон придёт глубокий.
3 ученик. О чём вам напоминает эта ситуация?
Ответы. Как мама меня в детстве укачивала спать.
4 учение. Что ты можешь рассказать о своей маме.
Ответы. Она у меня заботливая, любящая.
5 ученик. А вот рыбы тоже могут быть заботливыми родителями.
1 ученик. Многие из этих «холоднокровных созданий» – очень заботливые родители. Морские коньки не мечут икру, а рожают мальков, причём это делает отец, а не мать. Самка откладывает икринки в выводковую камеру на его брюшке. Там мальки вылупляются, подрастают и даже кормятся специально выделяющимся из тела отца веществом. Достаточно окрепнув, потомство выплывает через особое отверстие.
2 ученик. Некоторые рыбы держат икру во рту до появления мальков, которые прячутся туда же в случае опасности. Это рыба гаплохромиса Бартона.
3 ученик. Ярким примером подлинной заботы о потомстве может служить самец колюшки девятииглой - маленькой рыбки, не более 5-6 см длиной, с 9-10-ю колючками на спине. Самец строит гнездо из водорослей, обрывков корешков, травинок, скрепляя их слизью. Гнездо шарообразное с двумя отверстиями напротив друг друга. Самец последовательно загоняет в гнездо самок, которые откладывают там икру. Оплодотворенная икра развивается в гнезде, а самец остается на страже у входа, не подпуская никого к гнезду. Охрана гнезда продолжается около двух недель, причем самец внимательно ухаживает за икрой, а после выклева из икры наблюдает за молодью, не давая ей далеко уплывать.
4 ученик. А небольшая дальневосточная рыбка карепрокт отдает своих мальков на воспитание «няньке». Эта рыбка водится в Охотском море и живет на больших глубинах. Весною перед нерестом рыбки поднимаются из придонных вод поближе к поверхности, где можно встретить громадных камчатских крабов. Подплыв к крабу, они просовывают свой яйцеклад - довольно длинную трубочку под его панцирь и откладывают икру на жабры.
5 ученик. Под панцирем, как в инкубаторе, икра развивается почти в полной безопасности, потому что любители полакомиться жестким колючим крабом встречаются редко. Жабры краба все время находятся в движении, прогоняя воду. Вода омывает и сами жабры, и находящуюся в них икру. С наступлением тепла вода прогревается, особенно на мелководье и крабы устремляются туда. Вместе с ними в этом своеобразном инкубаторе переселяется икра. Когда мальки вылупляются из икринок, они оказываются в теплых и богатых пищей прибрежных водах.
1ученик. Рыбы - разнородная и обширная группа животных, различающаяся по окраске, размерам, строению. Среди них встречаются и большие, и маленькие, и спокойные, и свирепые рыбы, способные поедать других и в том числе людей, и удивительные долгожители. Самая маленькая рыбка Длина самой маленькой в мире речной рыбы - карликовой пандаки, составляет 7 мм, а вес - всего 4 грамма. Эта бесцветная и почти прозрачная рыбка обитает в реках Юго-Восточной Азии и Австралии.
Общая характеристика
Самой мелкой и самой легкой пресноводной рыбой является карликовая пандака
Название рыбы в переводе обозначает - карликовый пигмей. Длина тела самцов равна 7,5-9,9 мм, а вес всего 4-5 мг. Несмотря на их размеры, рыбки широко используются в жареном виде, в смеси с пряностями и т.д. Рыбка часто содержится в аквариуме. Карликовая пандака занесена в список исчезающих видов.
Самая свирепая рыба
Самые опасные и свирепые среди речных рыб – пираньи. Они обитают в реках Южной Америки и нападают на любое живое существо, оказавшееся в воде, независимо от его размеров. В 1982 г. в Бразилии от них погибли 300 человек, оказавшихся в воде в результате кораблекрушения.
Общая характеристика
Пираньи могут достигать длины в 30 см и веса до килограмма. Взрослая пиранья — крупная рыба, оливково-серебристая с фиолетовым или красным отливом. По краю хвостового плавника проходит чёткая чёрная кайма. Строение нижней челюсти и зубов позволяет пиранье вырывать из добычи крупные куски мяса. Взрослая пиранья может перекусить палку или человеческий палец.
Анализ работы группы. Оценка других групп. - Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Ответы. Я узнал о заботливых родителях- рыбах.
Оценка. Если вам понравилось выступление 2группы.
Покажите фишкой.
Выступление 3 группы. Рыбы Костромской области. О чём ты должен знать и помнить.
В группе распределены роли. Дети представляют сообщения, рисунки, иллюстрации рыб.
Костромские реки богаты рыбой, а мы расскажем о некоторых из них.
1 ученик. Отгадайте загадку.
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала.
2 ученик.
Обыкновенная щука – одна из крупных пресноводных рыб. Она достигает в длину 1,5м и 16 – 20 и более кг. Тело её удлинённое , стреловидное с большой головой. Спина тёмная, брюхо беловатое, часто с желтизной. Взрослые щуки – настоящие охотники. Щука в основном поедает больную рыбу, ослабленную. В этом проявляется её санитарная роль в жизни водоёма.
3 ученик
Ёрш – небольшая рыбка, длиной 10 – 15 см, масса тела 30-50 г; спинной плавник соединяется с задним, глаза большие. Спина серо- зелёная, бока желтоватые, брюхо беловатое. Живёт в реках, озёрах с чистой водой. Он очень требователен к содержанию кислорода в воде. Обычно держится стаями около дна. Ёрш активен в сумерках, днём пребывает в глубоких местах. Питается донными организмами: червями, личинками насекомых, моллюсками и даже потребляет икру других рыб. Размножается он весной на песчаном грунте. На зиму залегают в ямы, впадая в оцепенение.
4 ученик. Судак крупная рыба. Длина тела максимальная доходит до 120 см, масса изредка до 20 кг. Тело несколько удлинённое, спина зеленовато – серая, брюхо белое. На боках 8 – 12 буро - чёрных полос, а на спинных и хвостовых плавниках тёмные пятна. Большую часть года держится в глубоких местах с чистой водой. Судак – хищник. Самец заботится о кладке икры, защищает от врагов, срывает грязь движениями грудных плавников, предохраняя её от заиления.
5ученик Золотой карась – одна из самых известных пресноводных рыб. Длина его тела до 45 см, масса – до 3 кг. Тело высокое, сжатое с боков. Спина тёмно – золотистая, бока тёмно – зелёные. Брюхо светлое. Это неприхотливая рыба, она выживает при минимальном содержании кислорода. Взрослые рыбы всеядны, они поедают не только животные корма, но и растительную пищу. Размножается весной и в начале лета в прибрежной зоне среди водных растений. Карась очень вынослив. Легко переносит заморозки и холодную зиму. В случае полного промерзания водоёма он закапывается в ил на глубину до 70 см и таким образом проводит холодную зиму.
1 ученик. Приготовьте сообщения о рыбах, живущих в Унже.
Правила
О чём ты должен знать и помнить.
1. Не навреди.
2. У животных свои законы существования.
3. Повстречавшись с животным, уступи ему, не принимай силу, не старайся воздействовать на него.
Анализ работы группы. Ответы. Я узнал о рыбах нашей местности. В нашей реке Унже, в озёрах живут эти рыбы.
Оценка. Если вам понравилось выступление 3 группы покажите фишкой.
Итог урока.
Группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Результаты. Результат работы групп – создание альбома. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Проектная деятельность в 4 классе
Классный проект в начальной школе. Радуга талантов
Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи, 4 класс
Похожие статьи:
Проект в 1 классе. Азбука профессий