Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи, 4 класс

Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи для младших школьников: "Жили-были слова!"
Когда детям предоставляется возможность
поделиться своими знаниями с товарищами
и учителем – это окрыляет их, обогащает
уроки и создаёт атмосферу коллективной работы.
Л.В. Занков.

Тема проекта: «Жили – были слова».
Девиз: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания!»

Руководитель проекта: Сутолкина Ольга Андреевна – учитель начальных классов.

Актуальность темы проекта.
Правильно организованный процесс развития связной устной и письменной речи, включает в себя труд и творчество ученика. Диалогическая речь непроизвольная, она мало организованная. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму.
Письменная речь усложнена орфографическими и пунктуационными знаниями в тесном сотрудничестве с фонемой. Звук, буква, слово являются основой развития связной речи.
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Выготский, Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.А., Виноградский В.В., Ушинский К.Д., Соловьёва О.И. и др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Проблема исследования.
Поиск эффективных форм, методов, приёмов коррекционной работы, способствующих развитию устной и письменной речи.
Цель проекта: развитие связной монологической речи каждого
ученика через опорные слова-подсказки.

Задачи проекта:

Образовательные: - учить составлять развёрнутые предложения по опорным словам;
- учить подбирать нужные слова к определённой теме урока;
- выполнять на уроках русского языка творческие диктанты, с целью обогащения
словарного запаса, грамматического и лексического строя речи уч-ся.

Развивающие: - развивать интеллектуальные умения связной речи учащихся;
- развивать орфографические навыки;
- совершенствовать быстроту письма;
- развивать оперативную, слуховую, зрительную память; словесно-логическое,
образное, креативное мышление; внимание (объём, устойчивость, переключение,
распределение); воображение;
- развивать познавательные процессы.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах;
- воспитывать культуру речи.
Описание проекта.
«Если ученик в школе не научился сам
творить, то и в жизни он всегда будет
только подражать!»
Л.Н. Толстой.

Цели руководителя проекта:
• создание организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся;
• повышение орфографической грамотности участников проекта;
• формирование позитивного отношения к проектной деятельности.

Цели участников проекта:
• соблюдение принципа «право на ошибку»;
• удовлетворение образовательным процессом, направленным на успех каждого.

Тип проекта:
1. По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
2. По предметно-содержательной области: межпредметный.
3. По характеру координации: с открытой координацией (педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников).
4. По характеру контактов: внутренний (в пределах одного класса).
5. По количеству участников: групповой.
6. По продолжительности: долгосрочный (ноябрь 2014 года – май 2015 года).
Форма работы над проектом: урочная, внеурочная, самостоятельная.

Предмет: русский язык, развитие речи, литература.

Педагогические технологии проекта:
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Авторы – Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит.

Формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений:
• выделять причинно-следственные связи;
• рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
• отвергать ненужную или неверную информацию.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: «Коллективный способ обучения» (КСО). Авторы – А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко.

Организация обучения, которое осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого (ученик выступает поочерёдно то учеником, то учителем).

Принцип проектной деятельности:
Принцип научности – отвечает требованиям науки.
Принцип доступности - предполагает лёгкость для понимания, подходит для всех.
Принцип систематичности – означает определённый порядок, систему.
Принцип наглядности – основывается на показе.
Принцип активности – деятельный, энергичный, делает возможным активное ознакомление с
учебным материалом.
Принцип креативности – предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности.
Принцип сотрудничества – тесное общение в динамических группах.

Ожидаемые результаты:
1. Повысить интерес к урокам русского языка и развития речи различными видами творчества.
2. Повысить уровень связной устной и письменной речи.
3. Повысить орфографическую грамотность учащихся 4 класса.
Этапы работы над проектом.
1. Начальный этап (ноябрь 2014 года).
• Проверка уровня развития связной монологической устной и письменной речи у учащихся 4 класса.
• Предложение идеи проекта, обсуждение её с участниками на классном часе «Интересно учиться!»:
- выбор главной темы проекта;
- формулирование проблемы на основе предварительной проверки на уроке развития речи;
- формулирование целей для учителя и учащихся, задач проекта
- составление плана проектной деятельности с участниками на весь проектный период (ноябрь
2014 года – май 2015 года);
- знакомство с видами работ.

2. Основной этап (ноябрь 2014 года – май 2015 года).
• Проверка уровня развития связной устной и письменной речи в начале проектной работы и в конце. Составление графика результативности.
• Выполнение целей проектной работы на уроках русского языка и развития речи.
• Поиск источников необходимой информации, сбор материала.
• Активное участие в неделе русского языка: составление стенной газеты.
• Защита своих работ по теме проекта.

3. Заключительный этап (май 2015 год).
• Подготовка и защита проекта (учитель + ученики).
• Обсуждение результативности на классном часе.
План проектной работы.
1. Повышение уровня связной устной и письменной речи:
• Мини-сочинения по опорным словам (устные и письменные), на заданную учителем тему (групповые и индивидуальные);
• Составление анаграмм (слова из перемешанных букв по определённой схеме – сначала все согласные, потом все гласные), поданаграмм (составление слов из заданного набора букв);
• Составление деформированных предложений из слов-анаграмм, текстов;
• Составление рассказов по сюжетным картинкам.

2. Повышение орфографической грамотности и скорости письма:
• Ежеурочное написание творческих диктантов под руководством учителя с целью развития мышления и оперативной памяти;
• Самоконтроль письма;
• Самостоятельное составление анаграмм и поданаграмм.

Методы проекта:
• Метод «открытий»;
• Метод диалогичности;
• Метод «сравнения»;
• Метод «погружения».

Выполнение проекта.
Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их!»
Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.
Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.
Предлагаются такие задания:
составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
Например: сапоги – ворона
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
– Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
– Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
– Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события:
– Девочка уронила карандаш на пол…
– Учитель открыл классный журнал…
Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову.
Выполняя предложенные задания творческого характера, учащиеся неоднократно читают и проговаривают слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую память.
Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупреждать устные и письменные речевые ошибки.
Например: ЗМИА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа со словом – это работа кропотливая, сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход: играем со словами: загадки, анаграммы, поданаграммы).
Работая над словом, необходимо соблюдать неразрывное единство в коррекционной работе от слова к объекту. Связывая в единое целое слова, выражая ими мысль, формируется обширное поле знаний, именующееся семантикой слова (смысловое значение(одно или несколько) данного слова). Семантика слова сильно зависит от ударения. Именно семантика наполняет слово содержанием, углубляет понимание его, обогащает словарный запас учащихся.
Разрабатывая необходимые условия словарного запаса, формируются предпосылки орфографически правильного письма, сохраняя при этом важнейший принцип морфологии: усвоение правил написания.
Активное участие в вариантах работы над словом, учит предупреждать и корректировать дисграфию и дизорфографию, развивать мыслительные операции по анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

Проектноя деятельность на уроках русского языка, развития речи, литературы
Готовясь к урокам, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своими предметами, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их деятельность, какой метод, приём лучше использовать для этого. Ведь на уроках русского языка и развития речи необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. В этом на уроках русского языка и развития речи может помочь проектная деятельность. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить программный материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Рекомендации.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Рекомендуем посмотреть:

Проектная деятельность в 4 классе Конспект урока развития речи в 4 классе Конспект урока развития речи в 4 классе «Обувь и уход за ней» Конспект занятия по развитию речи, 4 класс. Тема: Зима

Похожие статьи:

Конспект урока. Сочинение по картине Левитана «Весна - большая вода», 4 класс

Конспект урока, 4 класс. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» с планом

Проект в 1 классе. Азбука профессий

Участник №156 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Торжественная линейка, посвящённая Дню учителя в школе. Сценарий
Опубликовано: 3437 дней назад (25 июня 2015)
Просмотров: 6683
+2
Голосов: 2
Розалия Винокурова # 25 июня 2015 в 20:06 0
Ольга Андреевна, спасибо за интересный и познавательный проект "Жили-были слова". Для нас, филологов, работа над словом всегда является сложной, кропотливой, но очень важной. Как хорошо, что педагог проектирует свою деятельность по данной проблеме и целенаправленно и поэтапно реализует её в течение года. Несомненно, положительный результат будет. Успехов Вам в Вашей творческой деятельности.
Сутолкина Ольга Андреевна # 26 июня 2015 в 02:54 0
Спасибо!
Наталья Юрьевна Носкова # 28 июня 2015 в 18:46 0
Здравствуйте, Ольга Андреевна! Проект- это трудный и кропотливый труд. Хороший передаёте опыт. Спасибо. Голосую.