Цели: познакомить с биографией и творчеством И. И. Левитана; формировать личностное отношение к процессу восприятия картины; совершенствовать умения писать сочинение на основе модели определённого типа текста (находить описания), изобразительные средства картины, употреблять имена прилагательные в речи; обучать навыкам словесного иллюстрирования.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Весна - большая вода»; стихотворения, пословицы, поговорки, загадки о весне.
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Отгадайте загадки:
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Весна.)
Один льет, другой пьет,
Третий растет. (Дождь, земля, трава.)
Из ворот в ворота
Лежит щука золота. (Солнце.)
- Сегодня познакомимся с работой И. И. Левитана, в которой он описал рождение весны.
II. Рассказ о творчестве художника.
- В московское Училище живописи, ваяния и зодчества пришел учиться тринадцатилетний мальчик Исаак Левитан. Саврасов взял его в свою пейзажную мастерскую, и он стал его любимым учеником. Вспоминают, как Саврасов, заметив, что Левитана нет на занятиях, даже как-то торжествующе спрашивал: «Что, Левитана опять нет? Эго ничего, что не ходит, он там думает...» и ждал, когда ученик вернется из любимого парка Сокольники и покажет новый этюд. В Левитане учитель нашел родственную ему душу, и не только потому, что оба особенно остро ощущали обаяние пробуждающейся природы. Для ученика, как и для его учителя, природа среднерусской полосы была полна поэзии, красоты, таинства жизни.
Левитана восхищала живописная красота озерного тверского края. Весной 1897 года Левитан гостил в имении Турчаниновых «Горка». Два года назад художник здесь написал свою весну - весну света и солнца - картину «Март». Теперь его поразили разливы рек и озер. Он с увлечением писал этюды на берегу реки Сиежа, впадающей в Островенское озеро. Вдали виднелись избы деревни Мурово. Белые стволы затопленных берез отражались в воде. Потом в мастерской Левитан написал удивительно тонкий, очаровывающий пейзаж «Весна - большая вода». Голубая вода и голубое небо, тонкие деревца и крестьянские избы на пологом склоне холма. Так просто - и волшебно красиво. Левитан внимателен к формам природы и к жизни природы: он удивительно тонко чувствовал и мастерски умел передать то интимное, камерное в природе, что требует близкого, пристального рассматривания и переживания; умел увидеть, точно и выразительно передать очертания полукруглого залива и лодочки на берегу, лиловые тени на земле, беззащитность голых стволов деревьев, голубое небо, как бы струящееся ввысь. В задумчивой тишине темно-голубой воды отражаются небо, белые облака и деревца. Вода кристально-чистая, студеная, удивительно прозрачная. Умоешься такой водой и станешь молодым и прекрасным. Наверное, в Древней Руси кто-то, так же как Левитан тонко чувствующий мир природы, увидев такую талую воду, придумал сказочный образ - «молодильная вода». Сквозь тонкие деревья угадывается, проглядывает пространство. В центре картины деревья расступились... А там, в глубине... Жизнь, надежда и обещание счастья звучат в необъятном просторе, бесконечности пространства неба и воды, сиянии солнечного света, порыве ветра, нарушившего спокойную гладь воды, в свежести синего цвета ряби, побежавшей по воде. В пейзаже весеннего солнечного дня одновременно звучат уютность, задумчивая тишина, Дыхание вольной жизни и очарование манящих далей. Чем Дольше разглядываешь пейзаж, тем больше открывается внимательному глазу поэтическая выразительность жизни неба, воды, земли, деревьев. Передать в пейзаже сокровенную тайну жизни природы - это мечта Левитана.
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье.
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Левитан считал, что строки стихотворения Е. Баратынского («На смерть Гете») представляют идеал пейзажиста.
Будущий живописец родился 18 (30) августа 1860 года на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты, неподалеку от пограничной станции Вержболово. Его отец работал учителем иностранных языков, переводчиком, кассиром, контролером на железнодорожных станциях, давал уроки в частных домах. К сожалению, о детских годах художника сохранилось чрезвычайно мало сведений. Несмотря на скудость средств (в семье были еще две дочери и сын) в доме царила атмосфера любви и домашнего тепла. Образование дети получали дома, с ними занимались отец и мать. Мама была большой любительницей чтения. Она могла подать на стол остывший суп, но с жаром рассказывала о прочитанной книге. В конце 1860-х годов отец перевез семью в Москву. Ему хотелось дать детям возможность выйти в люди. В Москве семья жила очень бедно. Вспоминают, что маленьким мальчиком Левитан, забравшись на подоконник, мог часами разглядывать один и тот же вид из окна четвертого этажа - крыши домов. Когда его спрашивали, что интересного он видит, мальчик отвечал: «Погодите, увидите, что я из всего этого сделаю». В годы обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества юноша испытал радость творчества, занятия любимым делом. Но эти же годы стали временем очень тяжелых испытаний и горя. В 1875 году умерла мать, а через два года и отец. Левитану пришлось вести нищенский образ жизни, голодать, ночевать на чердаке училища, пережить много унижений. Художник вспоминал, как его поразил один эпизод из биографии Людвига Ван Бетховена. Великому композитору принес показать свое сочинение молодой начинающий музыкант. На обложке нотной тетради им было написано: «Кончил с Божьей помощью». Бетховен взял карандаш и рядом написал: «Человек, помогай себе сам». Родные художника тоже были бедны, гордый юноша не хотел быть никому в тягость. Левитан должен был добиваться всего в жизни сам. Он со страстью отдается изучению природы, постигает мастерство живописца, возможности пейзажного искусства. Талант и усердие Левитана были оценены, он был освобожден от платы за учебу.
13 марта 1877 года открылась Ученическая выставка - первая выставка, в которой участвовал Левитан. Две его маленькие картины были замечены и зрителями, и критикой. В обзоре выставки, в котором отмечался успех пейзажей А. Куинджи, И. Шишкина и А. Саврасова, Левитан прочитал, не веря своим глазам: «...Судя по этим двум картинам нет сомнения, что задатки г-на Левитана весьма недюжинного характера». На второй Ученической выставке Левитан показал пейзаж «Осенний день. Сокольники». Эту картину приобрел П. М. Третьяков. Левитану девятнадцать лет, и он написал картину, которую знаменитый собиратель счел достойной быть рядом с лучшими произведениями русских мастеров. Это было признание его таланта. Левитан был счастлив.
III. Беседа по картине.
- Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Весна - большая вода».
- Вспомните пословицы о месяце апреле.
Обучающиеся называют пословицы и объясняют их значение.
• Апрельский цветок ломает снежок.
• Апрельские ручьи землю будят.
• Солнце с апрельской горки в лето катится.
• Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
• Апрельский скворец - весны гонец.
- Что вы знаете о месяце апреле?
- Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «априре», что означает «открыватель». В этом месяце земля «открывается»: появляются ростки, лопаются почки деревьев. Апрель - месяц весеннего «открывания» природы.
Наши предки называли этот месяц березозолом, считая его злым для берез, так как в это время начинали заготавливать березовый сок. А еще звали апрель капельником, снегогоном, солнечником и цветением.
За непостоянство погоды, ее изменчивый характер имеет апрель и немало других прозвищ: обманщик, капризник, плут, лукавец - погодой апрель распоряжается по-своему; недаром говорили: «От снега до листа - таков апрель-водолей». Все в апреле - солнце, снег и дождь - вперемежку.
Величают апрель и птичьим месяцем: в это время перелетные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из теплых краев весну на родину.
- Какие цвета характерны для зимы и ранней весны в России? (Белый и голубой.)
- Какое настроение передает И. Левитан в описании весны?
- О как весеннем явлении рассказывает художник? (О таянии снега, наводнении.)
- Как он описывает весенний месяц апрель? Какие использует приемы и средства художественной выразительности?
- Как описывает небо, облака?
- О каких птицах рассказывает художник?
- Какие деревья изобразил художник в центре картины?
- Художник не изображал людей, но в пейзаже ощущается присутствие человека. Незримо присутствует и сам художник, своими чувствами и переживаниями. Левитан чрезвычайно развил эмоциональную выразительность пейзажа, показал своим творчеством, какие тонкие, едва уловимые личные чувства и настроения можно передать на холсте. В картине «Весна - большая вода» (размер 64,2 х 57,5) - одно характерное состояние русской природы: растаял снег, небо отразилось в воде, и все стало голубым. Но сколько оттенков голубого цвета заметил чуткий глаз живописца! И как они красивы! Холодный тон голубого цвета и гладкая эмалевая плотная живопись придают весеннему дню торжественную праздничность. Л. Н. Толстой говорил, что основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Левитану было дано счастье разговаривать с природой.
IV. Словарно-стилистическая работа. Чтение и анализ литературных произведений о весне.
Учитель читает отрывок «Весна» из повести А. Н. Толстова «Детство Никиты».
«На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях... В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу встать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:
- Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку...
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями».
После чтения текста учитель проводит беседу по вопросам.
Беседа по вопросам.
- Какое настроение передаст А. Толстой в описании весны?
- Как он описывает почки?
- Как описывает небо, облака?
- О каких птицах рассказывает писатель?
- Подберите прилагательные, словосочетания к словам, записанным на доске.
Солнце - ослепительное, молодое.
Небо - сине-сине голубое, кружевные облака.
Почки - смолистые, пахучие, ароматные, душистые; лопну ли набухшие почки.
Травы - изумрудные, тонкие, молодые листья.
Птицы - весенние птичьи песни; суетливые, заботливые птицы.
Воздух - наполнен аромат первых цветов, талым снегом.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения о весне.
Блестят под ногами
Осколки лазури.
В ночи по морозцу
Ушла тишина.
В апрельском лесу,
Как на старой гравюре,
Отчетливо
Каждая ветка видна.
Н. Рыленков
ОТПЕЛИ МЕТЕЛИ
Отпели метели.
Утих снегопад.
О теплом апреле,
Сосульки звенят.
О тающей стуже
Мурлыкает кот.
И солнце из лужи
Снегирь достает.
Г. Жуков
АПРЕЛЬ
Целый день скворцы поют.
Птицы дружно гнезда вьют.
Коростель, поджавши ноги,
Отдохнуть присел с дороги
Под калиновым кустом...
Где в обход, где напрямую
На полянку, на родную
С юга он пришел пешком.
М. Маликов
Физкультминутка
Игра «Родничок».
Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга руками за пояс и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараются столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды - из игры выбывает.
V. Составление плана сочинения по картине.
Примерный план сочинения записывается на доске.
ПЛАН
1. Весна - пробуждение природы.
2. Описание картины:
а) неживая природа (небо, облака, воздух);
б) живая природа (деревья, травы, птицы);
в) незримое присутствие человека.
3. Настроение, переданное работой художника.
VI. Устные высказывания учащихся.
После того как составлен план описания и подобраны два-три варианта начала сочинения, один-два обучающихся рассказывают, как они описали бы картину.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
VIII. Итог урока.
АПРЕЛЬ
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба...
Я. Аким
- О каком времени года рассказал И. И. Левитан в картине «Весна - большая вода»?
- Какие тайны весны описал художник в своей работе?
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Нет комментариев. Ваш будет первым!