Урок развития речи в 4 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Автор: Панфилова Надежда Павловна,учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им.Л. Рябика" Республика Крым
Конспект урока развития речи.Сочинение-рассуждение на тему:Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня"
Описание:Когда дети должны начинать трудиться? Зачем детей приобщать к труду? Как рассуждали наши предки и что думают наши дети? Вот на эту тему проведём урок развития речи в 4 классе. Трудолюбие-любовь к труду, которая проявляется в интересе к труду, в знании конкретных видов труда, в прилежании и желании трудиться, в преодолении собственной лени... Конспект будет интересен учителям начальной школы, любознательным родителям.
Цель:углубление и расширение представления о жизни детей в разные века.
Задачи:
образовательные: повторить особенности в составлении текста-рассуждения, формировать у учащихся умение рассуждать, орфографические и каллиграфические умения и навыки;
развивающие: развивать связную речь, словарный запас, логическое мышление, наблюдательность, кругозор у детей;
воспитательные: умение трудиться, уважение к людям труда.
Оборудование: иллюстрации картин В.Перова "Тройка",Н.К.Бодаровского "Малороссия. Девочка с гусями",
В.Е.Маковского "Свидание", А.П.Чехова рассказ "Ванька".
Тип урока: закрепление и применение новых знаний и умений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация чувственного опыта учащихся.
1. Беседа.
-Без чего нельзя достичь успеха в жизни?(Без труда.)
-Подберы синонимы к слову "труд".(Работа, дело.)
2. Подчеркни однокоренные слова к слову "труд".(Запись текста на доске.)
Труд. Какое прекрасное слово! Труд. Трудиться. Трудовой. И во многих других словах "труд" является корнем. Но труд не только корень слова. Труд- корень всей нашей жизни. Ведь всё прекрасное, что есть на земле, создано трудом людей.
-А что для вас является трудом? (Учёба.)
Ваш главный труд- учёба. Никакие трудности не страшны, если научиться хорошо работать, трудиться.
3. Лексическая работа.
-Подберите антонимы к слову "труд", "трудолюбивый".
(Лень, безделье, лодыри, лентяи, бездельники.)
4. Соедини части русских пословиц. Работа в парах. О чём говорят все эти пословицы?(Краткое толкование учащимися смысла пословиц.)
Была бы охота- там и умение.
Душу вложишь- к тому и руки приложатся.
Где хотенье- будет ладиться работа.
Захочешь- на гору вскочишь, а не захочешь-и с горы не съедешь.
К чему душа лежит, а любовь- в дело.
Клади картошку в окрошку, всё сможешь.
(Была бы охота- будет ладиться работа.
Душу вложишь- всё сможешь.
Где хотенье- там и умение.
Захочешь-на гору вскочишь, а не захочешь- и с горы не съедешь.
Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.)
-Какой темой они объединены?
3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
-Сегодня мы начинаем подготовку к написанию сочинения- рассуждения.
-Какие бывают типы текстов?
Типы текстов.
Повествование Описание Рассуждение
(Что делает?) (Какой? Какая? Какое? Какие? (Почему? Зачем?)
-Из каких частей состоит текст-рассуждение?(Чаще всего из двух частей, но иногда добавляется третья часть-вывод.)
4.Тема нашего сочинения. Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.
Рассказ учителя.
Во все времена дети были большой радостью для своих родителей, надеждой и опорой в старости. Детей любили, ласкали, баловали и...приучали к домашней работе. В семье приобщали к труду с раннего детства. В народе говорят: "мала пчёлка, да и та работает", "маленькое дело лучше большого безделья". Смотреть за своими младшими братьями и сёстрами детей приучали с 4-6 лет. В обязанности входило: качать младших в колыбели, петь потешки, носить на руках и утешать, если ребёнок плачет, учить ходить, кормить и играть с ним. Ухаживать за домашними животными входило в обязанности всех детей. С 6-7 лет они могли накормить птицу, отнести воды телёнку, нарвать травы кроликам, выпасать гусей.
Со временем мальчики вместе со старшими мужчинами (отцом, дедом, старшим братом) ходили косить траву, помогали ремонтировать повозки, заготавливали дрова. Учили как и что починить, как нарубить дрова, забить гвоздь.
С 8-9 лет мальчики уже начинали самостоятельно пасти скот, обучаться простым крестьянским ремёслам. С 10-11 лет учились ездить верхом на лошади и работали в поле (бороновали пашню). Родители этими умениями у детей очень гордились. В 14- мальчики самостоятельно пахали землю, работали на сенокосе и пастухами.
Для воспитания девочек тоже существовали правила:" не учи безделью, а учи рукоделью", наставляла родителей пословица. Лет с 6-7 девочку начинали приучать к иголке, привлекали к простой домашней работе-уборке, мытью посуды, ухаживать за младшими сёстрами и братьями. В 8-9 лет-вязала и пряла пряжу. В 10-13 лет девочка шила рубахи, перерабатывала лён и коноплю, гладила. В 14-16 лет она уже умела готовить еду, доить коров, помогала работать в поле- вязала снопы, а также садилась за ткацкий станок. Лишь та девушка, которая к 16-17 годам осваивала все эти житейские премудрости, могла считать себя невестой. В противном случае она становилась предметом насмешек своих односельчан.
Так жили и воспитывали своих детей зажиточные люди или те, кто мог прокормить своих детей.
Представить жизнь крестьянских детей в то далёкое время нам помогут картины русских художников.
Выдающийся русский живописец Василий Григорьевич Перов в картине "Тройка" изобразил трудную судьбу детей. Картина была написана в 1866 году. В те времена народ был очень беден. Во многих семьях детей не могли прокормить. Считали большой удачей , если находилась возможность отдать ребёнка в подмастерье в город. Но мастеровые нагружали детей адским трудом от которого они не выживали.
- Какие чувства вызывает у вас картина?
(Грусти, жалости к детям, сострадания, печали, безысходности, тоски.)
-Какие краски взял художник, чтобы показать грустное настроение?(Холодные тона.)
По снежной улице трое измождённых детей тянут на санях бочку с водой. Они продрогли, ветхая одежда не защищает от зимнего холода, но деваться некуда- надо тянуть сани.
Картина русского художника Владимира Егоровича Маковского "Свидание", которая написана в далёком 1883 году. Она также посвящена нелёгкой жизни детей.
-Какое настроение вызывает у вас картина? (Грусти, печали, сострадания)
-Какие краски взял художник тёплые или холодные? Какой фон картины?
-Как одет мальчик, мама? (одежда у мальчика грязная, оборванная, босоногий),(простое крестьянское платье и платок)
-Какое лицо у мамы? (печальное, усталое)
Она пришла в город с узелком, в котором принесла угощение сыну. Глаза выражают тоску, боль, задумчивость, печаль.
-Как мальчик ест угощение? (жадно набросился на хлеб)
5.Физкультминута.
О детях, которые обречённые с самого раннего детства зарабатывать себе на хлеб, мы можем прочитать в рассказе Антона Павловича Чехова "Ванька"
Своё письмо-исповедь Ваня написал и отправил на деревню к дедушке. Как сложилась судьба и получил ли дедушка письмо, вы узнаете прочитав рассказ "Ванька".
6.Орфографическая и лексическая работа.
Отдать в ученье,
живётся тяжело,
безысходное положение,
мрачное,
сострадание.
7.Обобщение.
Учитель.
-Как вы думаете, зачем детей приобщали к труду?
-Как распределялись обязанности в семье?
-Какую работу и в каком возрасте должны были выполнять дети?
-Распроси своих близких- какие традиции приобщения детей к труду были в старину в их семьях?
8.Домашнее задание.
Прочитай рассказ Чехова А.П. "Ванька".
Напиши, какую работу ты хотел бы научиться выполнять и зачем тебе это нужно?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе
Учебный проект по развитию связной устной и письменной речи, 4 класс
Конспект урока развития речи в 4 классе «Обувь и уход за ней»
Конспект занятия по развитию речи, 4 класс. Тема: Зима
Похожие статьи:
Конспект урока. Сочинение по картине Левитана «Весна - большая вода», 4 класс
Конспект урока, 4 класс. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» с планом
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока по русскому языку, 4 класс
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Знакомство со словосочетанием»