Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Знакомство со словосочетанием»

Урок русского языка в начальной школе, 4 класс

Автор: Козьякова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 23» г. Краснотурьинск Свердловской области

Анонс урока русского языка «Знакомство со словосочетанием» 4 класс.

Урок русского языка по теме "Знакомство со словосочетанием" 4 класс.

УМК "Начальная школа XXI века.

Цели: Формирование понятия словосочетание, развитие умения выделять словосочетание в тексте.

На уроке дети сами формулируют тему и задачи урока, самостоятельно составляют алгоритм определения словосочетания в предложении. Большая роль на уроке уделяется самостоятельному получению знаний. Учитель выступает в роли модератора.

«Знакомство со словосочетанием»

Цель урока. Знакомство с понятием словосочетание, учить находить словосочетания в предложениях; выделять главное и зависимое слово в словосочетании

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Чистописание.

- Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять:

- Эта буква согласная, обозначат 2 звука: твердый  и мягкий; эта буква обозначает звонкий звук. Она есть в словах: носорог, банан, банан.

Нн   Нн   Нн   Нн

Неторопливая река отражает ясное небо.

Вывод. Для чего мы используем минутки чистописания?

3. Введение новой темы.

- Из нашего предложения я выписала некоторые пары.

НА ДОСКЕ: Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное.

- Во всех ли парах слова связаны по смыслу  и своими грамматическими формами?

- Прочитайте только те пары, где слова связаны по смыслу.

- Как называются такие пары? (словосочетания)

- Именно об этом мы будем говорить на уроке. Определите его тему.

«Словосочетание».

- Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи на урок?

1.Определить, что такое словосочетание;

2. Научиться выделять словосочетания в предложениях.

4. Работа над новой темой.

- Как вы думаете, что такое словосочетание?

- Чтение правила на с.79.

- Как вы думаете, что такое подчинительная связь? От какого существительного было образовано прилагательное «Подчинительная»?

- Обратимся к толковому словарю, как он трактует слово «подчинение».

Составление схемы определения словосочетания в тексте.

- Выпишите наши словосочетания, определите в них главное  и зависимое слово.(1 человек – у доски)

- А кто увидел в этом предложении еще словосочетание?

- Будет ли пара слов «РЕКА ОТРАЖАЕТ» словосочетанием? (выслушиваются предположения детей)

- Чем в этом предложении являются эти слова? (ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ, ГЛАВНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- А главные члены предложения как король и королева – никому не подчиняются, они равноправны. Подлежащее + сказуемое = предложение.

- Чтение правила на с. 80

ФИЗПАУЗА.

5. Закрепление.

- Упр.1 с.80. (1 человек за доской)

Проверка. Самопроверка.

Вывод. - Что такое словосочетание?

6. Работа в парах.

На листах написаны предложение и словосочетания из него. Найдите ошибки.

 

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

с пасмурного неба
изредка падали
падали снежинки
одинокие снежинки
падали одинокие
 

 - Выпишите только словосочетания, определите главное и зависимое слово.

(проверка)

Вывод. Почему вы не выписали пару «падали снежинки»?

7. Итог.

- Вспомним, какие учебные задач мы ставили перед собой.

- Выполнили мы их?

Список использованной литературы

1. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Иванов С.В. Кузнецова М.И.  Издательство: Вентана-Граф, 2012

2. Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. Иванов С.В., Кузнецова М.И.

Рекомендуем посмотреть:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 4 классе для детей с ОВЗ (I и II вида)

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 20:27 0
Хороший урок!Я бы еще добавила самостоятельной работы и этап самооценки.
Анатолий Юрьевич Кобзистый # 18 декабря 2014 в 17:31 +1
Как же здорово, что мы с Вами, коллеги, имеем возможность экономить время друг друга, отведённое для подготовки к урокам. Скачалл Ваш ресурс. Спасибо Вам!
Абдыхаймова Бейсенкуль # 2 июля 2015 в 10:12 0
Грамотный ввод в тему,использование толкового словаря. Полезный и хороший материал. Использую на уроке.
Ирина Николаевна Сысуева # 11 января 2016 в 21:45 0
В конспекте урока большую часть уделяется самостоятельному получению знаний. Дети сами формулируют тему и задачи урока, самостоятельно составляют алгоритм определения словосочетания в предложении.
Алёна Петровна Барышева # 2 июля 2017 в 09:11 0
Хорошо, что дети учатся самостоятельно получать знания. Не хватает этапа самооценки. В целом урок очень понравился!