Конкурсы

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Материал предназначен  учителям начальных классов для применения при работе с учащимися 3-4 классов.  На уроке используется региональный  компонент.

Урок проходит в форме игры-путешествия по станциям.

Автор: Кинзябулатова Зуляра Фанисовна

Учитель начальных классов, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхние Услы муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

«Услы – кусочек той страны,

Которой так гордимся мы!»

Цели урока: 

1) обобщение и углубление знаний об имени существительном как части речи; совершенствование умений применять полученные знания, самостоятельно отбирать материал  для выступления в классе;

2) развитие речи учащихся; выработка навыков выразительного чтения, пересказа основной мысли текста;

3) воспитание любви к родному краю, его славной истории, чувства гордости за своих земляков.

Наглядно-демонстрационные материалы: выставка книг, карта  Стерлитамакского района, стенды «Защитники Отечества», «Почетные люди села», фотографии, слайды «Ты  - моя любовь навек, Услы!».

ТСО:  медиапроектор,  компьютер, магнитофон.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

(Звучит песня «С чего начинается Родина»)

Я больше всех люблю местечко,

Что рядом с маленькою речкой.

И это место мне родней

Всех заграниц и всех морей.

Здесь дом мой, здесь я родилась,

И по траве босой прошлась.

И здесь проходит детство. Ты –

Моя любовь навек, Услы!

Такими поэтическими строчками выразила любовь к своей малой Родине выпускница нашей школы, а ныне учитель английского языка Черкасова Оксана Владимировна.

Да, любому человеку присуща таинственно манящая, душевная тяга к тому месту, где он родился, рос, бегал ребенком босиком по лужам, играл, пережил первые радости, обиды и много - много других чувств, которые мы объединяем в одно слово – «Родина».

Ребята, наш урок пройдет в форме путешествия по станциям. Путешествуя, мы узнаем много интересного о нашей малой Родине, ее славной истории и замечательных людях. Эпиграфом нашего урока являются стихотворные строки

Чтобы любимые слова не устарели,

Я повторяю вновь

И в летний зной, и в зимние метели –

Родина, Услы , Любовь.

1. Станция «Историческая». 

Ученик. Услинская волость создана Постановлением ВЦИК от 26 сентября 1927 года «Об образовании в составе Стерлитамакского кантона 2 волостей: чувашской Ташлыкульской и татарской Услинской».

Деревня Услы основана тептярами в 1712 году. О населении деревни в переписи 1850 года содержатся следующие сведения:  в  деревне  Услы проживало 1108 человек. Из них  татар – 266 человек,  тептяре и мишари  – 842 человека. В переписи зафиксированы имена некоторых жителей деревни: Асфандияр Хамитов 45 лет с сыновьями: Хуснуяром и Мухаметяром;  Мубашир Валитов 45 лет с сыном Кутугидимом;  Абдрашит Рафиков 38 лет и др.

Задание. Выпишите из текста собственные имена существительные. Вспомните правило правописания имён собственных. Обозначьте орфограмму – большую букву.

2. Станция «Краеведческая»

Привет тебе, село мое родное,

И вас луга, пригорки и поля,

Приветствую открытою душою

Тебя, моя услинская земля!

Ученик. Село Услы расположилось в долине реки Услинки. От нее, очевидно, и пошло название села. Откуда же появилось это название «Услы»? Может, с времён « Великого переселения народов»?

«Уссола»  по - монгольски – « приток реки, ее рукав».  Притоком  какой же реки является Услинка? Только речка до холмы левобережные, называемые по - монгольски «Ундэр», знают про это.

А может быть, еще  с тех времен, когда жили в местах наших венгерские племена, несет она имя свое? Может быть, «Вислой» называли они ее? «Висла» в переводе с венгерского означает «водный ручей, речка». Венгрия – звучит как «Хунгари», а ведь именно так – Унгар называется устье реки Услинки, где сейчас расположена деревня Сунгур.

Задание.  Объясните написание слов холмы, левобережные, венгерские, племена, жили. Выписать словосочетания существительное + прилагательное.

3. Станция «Улицы родного села».

И здесь в деревне все мне мило,

Все мне знакомо и родимо,

Здесь каждый дом и каждый камень

Мне что-нибудь напоминает.

Ученик. Многое напоминают мне улицы родного села. С волнением  и внутренним трепетом я прохожу мимо калитки дома, где осенью 1898 года в крестьянской семье родился мальчик. Назвали его Имай. Отец, желая видеть сына образованным человеком, привез его в Стерлитамак и отдал учиться в татарскую школу «Медресе  Маргия». Но закончить ее не удалось: началась война.

Ученица. Творческая жизнь Имая Насыри не была долгой, но и за это время он успел оставить богатое наследие. И сегодня среди нас живут его книги. Они как мостик, соединяющий прошлое и настоящее.

Ученик. Когда я иду по улице Имая  Насыри, чувство гордости переполняет меня. Представляю, как он ходил этими тропками, бегал босиком по зеленой траве, любовался чистым голубым небом. Вот – вот, кажется, вон из того переулка покажется высокий, статный, красивый мужчина. Улыбнется мне приветливо, помашет рукой…

Ученица. Я горжусь тем, что услинская земля подарила Отчизне писателя, который прославил свой народ, родной край в своих произведениях.

О сколько же мое село

Людей почетных родило,

А сколько их еще родится…

Да, этим я должна гордиться!

Задание. Назовите имена существительные, которые встретились в тексте. Что они обозначают? (предметы, состояния, явления). Объясните написание слова Стерлитамак (находящийся в устье реки Стерля). Разберите по составу слова переулок, наследие, мостик. Подберите синоним к слову Отчизна.

4. Станция «У подножья обелиска». 

Ученица. Идут годы. Все дальше в прошлое уходят события военных лет. Но мы помним тех, кто приближал Победу. Утром я иду в школу, каждый день прохожу мимо обелиска. Глядя на него, начинаю думать о прошлом, о людях, которые не смогли вернуться с войны. Из Услинского сельского Совета на войну ушло 316 человек. Остались на поле брани, защищая Родину, 192 воина. На сердце становится тяжело, когда читаю имена тех, кто внес весомый вклад в победу ценой своей жизни.

Ученик. Один из тех, чье имя на обелиске, мой прадедушка – Вахитов Багаутдин Киямович. В самом начале войны ушел он  на фронт  и погиб, защищая Сталинград. В одном из последних писем он сообщал: « Идут тяжелые бои. Город горит. Вокруг рушатся огромные здания, гибнут люди. Уже погибли трое моих товарищей…»

Ученица.

Мы склонились низко – низко

У подножья обелиска.

Наш венок расцвел на нем

Жарким пламенным огнем.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали,

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Задание. Внимательно прочитайте стихотворение. Везде ли существительные являются подлежащими? Приведите примеры, где существительное – второстепенный член предложения.

Разберите по составу слова Сталинград, пламенным, отдали, прадедушка.

5. Станция «Краеведческий музей».

Ученик. О многом из истории родного села напоминают нам экспонаты школьного музея: толстые альбомы, пожелтевшие солдатские письма, десятки, сотни  фотографий с молодыми и пожилыми, счастливыми и грустными лицами. Все эти люди жили в Услах, ходили по тем же улицам, что и мы. Фотографии тех лет возвращают нас в прошлое, бередят душу тревожными воспоминаниями.

Вот смотрит на нас с фотографии молодой солдат. Обычный солдат. Гимнастерка защитного цвета. Пилотка с красной звездочкой. Начищенные до блеска сапоги, медали. Это Магасум Яппаров.

Война началась для него в 1942 году. Его призвали в армию и направили учиться в Рижское пехотное училище. После его окончания он получил звание старшины и попал в школу танкистов в Уфе. В начале 1943 года всю группу отправили в Челябинск. Затем была Курская дуга.

В одном из боев он получил ранение в плечо. После госпиталя – снова фронт: воевал в Румынии, в Венгрии. Дважды раненый, дважды вернувшийся в строй, выполнив свой солдатский долг с лихвой, возвратился старшина Яппаров домой.

Долгую, славную жизнь прожил Магасум Махмутович после войны. Построил дом, вырастил сыновей и дочерей. Десять лет руководил колхозом «Марс», а затем много лет был агрономом хозяйства, которое было передовым в районе. А сколько добра он  сделал людям!

Ученица. Пусть ни годы, ни старые раны

Не мешают Вам жить, старики.

Больше жизни, огня, ветераны –

Дорогие мои земляки!

Задание. Прочитайте предложения последнего абзаца. Объясните графически, что разделяют запятые в этих предложениях. Выполните синтаксический разбор первого  предложения.

Страницы: 1 2

Валентина Александровна Бикинеева # 14 февраля 2016 в 15:58 0
Интересная форма проведения урока, заставляющая детей думать и рассуждать, спасибо!
Валентина Александровна Бикинеева # 14 февраля 2016 в 15:58 0
Интересная форма проведения урока, заставляющая детей думать и рассуждать, спасибо!
Наталья Юрьевна Чернуцкая # 10 декабря 2016 в 18:29 0
Очень богатый материал урока, с такой любовью подготовлен. Форма действительно очень интересная. Но по требованиям современного урока не прослеживаются некоторые этапы урока. И такой объемный материал не уместится в один урок. Но несмотря на это для себя беру такой урок на вооружение. Спасибо Вам большое за такую любовь к Вашей Родине. Вот здесь и развивается настоящий патриотизм и гордость за свой народ.
Мархабат Даировна Ибраева # 21 января 2017 в 17:13 0
Спосибо! Богатый материал, очень много интересного про Родину.
Татьяна Анатольевна Ситникова # 28 сентября 2017 в 19:12 0
Воспитание патриотизма- одна из главных задач современной школы.Очень большой труд виден со стороны учителя.Чаще всего мы воспитываем детей своим примером. Если учитель не равнодушен к истории родного края, то ученики это чувствуют и впитывают в себя материал через слово учителя, через чувства, которые он выражает на уроке.Спасибо.Успехов вам в работе.