Материал предназначен учителям начальных классов для применения при работе с учащимися 3-4 классов. На уроке используется региональный компонент.
Урок проходит в форме игры-путешествия по станциям.
Автор: Кинзябулатова Зуляра Фанисовна
Учитель начальных классов, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхние Услы муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
«Услы – кусочек той страны,
Которой так гордимся мы!»
Цели урока:
1) обобщение и углубление знаний об имени существительном как части речи; совершенствование умений применять полученные знания, самостоятельно отбирать материал для выступления в классе;
2) развитие речи учащихся; выработка навыков выразительного чтения, пересказа основной мысли текста;
3) воспитание любви к родному краю, его славной истории, чувства гордости за своих земляков.
Наглядно-демонстрационные материалы: выставка книг, карта Стерлитамакского района, стенды «Защитники Отечества», «Почетные люди села», фотографии, слайды «Ты - моя любовь навек, Услы!».
ТСО: медиапроектор, компьютер, магнитофон.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
(Звучит песня «С чего начинается Родина»)
Я больше всех люблю местечко,
Что рядом с маленькою речкой.
И это место мне родней
Всех заграниц и всех морей.
Здесь дом мой, здесь я родилась,
И по траве босой прошлась.
И здесь проходит детство. Ты –
Моя любовь навек, Услы!
Такими поэтическими строчками выразила любовь к своей малой Родине выпускница нашей школы, а ныне учитель английского языка Черкасова Оксана Владимировна.
Да, любому человеку присуща таинственно манящая, душевная тяга к тому месту, где он родился, рос, бегал ребенком босиком по лужам, играл, пережил первые радости, обиды и много - много других чувств, которые мы объединяем в одно слово – «Родина».
Ребята, наш урок пройдет в форме путешествия по станциям. Путешествуя, мы узнаем много интересного о нашей малой Родине, ее славной истории и замечательных людях. Эпиграфом нашего урока являются стихотворные строки
Чтобы любимые слова не устарели,
Я повторяю вновь
И в летний зной, и в зимние метели –
Родина, Услы , Любовь.
1. Станция «Историческая».
Ученик. Услинская волость создана Постановлением ВЦИК от 26 сентября 1927 года «Об образовании в составе Стерлитамакского кантона 2 волостей: чувашской Ташлыкульской и татарской Услинской».
Деревня Услы основана тептярами в 1712 году. О населении деревни в переписи 1850 года содержатся следующие сведения: в деревне Услы проживало 1108 человек. Из них татар – 266 человек, тептяре и мишари – 842 человека. В переписи зафиксированы имена некоторых жителей деревни: Асфандияр Хамитов 45 лет с сыновьями: Хуснуяром и Мухаметяром; Мубашир Валитов 45 лет с сыном Кутугидимом; Абдрашит Рафиков 38 лет и др.
Задание. Выпишите из текста собственные имена существительные. Вспомните правило правописания имён собственных. Обозначьте орфограмму – большую букву.
2. Станция «Краеведческая»
Привет тебе, село мое родное,
И вас луга, пригорки и поля,
Приветствую открытою душою
Тебя, моя услинская земля!
Ученик. Село Услы расположилось в долине реки Услинки. От нее, очевидно, и пошло название села. Откуда же появилось это название «Услы»? Может, с времён « Великого переселения народов»?
«Уссола» по - монгольски – « приток реки, ее рукав». Притоком какой же реки является Услинка? Только речка до холмы левобережные, называемые по - монгольски «Ундэр», знают про это.
А может быть, еще с тех времен, когда жили в местах наших венгерские племена, несет она имя свое? Может быть, «Вислой» называли они ее? «Висла» в переводе с венгерского означает «водный ручей, речка». Венгрия – звучит как «Хунгари», а ведь именно так – Унгар называется устье реки Услинки, где сейчас расположена деревня Сунгур.
Задание. Объясните написание слов холмы, левобережные, венгерские, племена, жили. Выписать словосочетания существительное + прилагательное.
3. Станция «Улицы родного села».
И здесь в деревне все мне мило,
Все мне знакомо и родимо,
Здесь каждый дом и каждый камень
Мне что-нибудь напоминает.
Ученик. Многое напоминают мне улицы родного села. С волнением и внутренним трепетом я прохожу мимо калитки дома, где осенью 1898 года в крестьянской семье родился мальчик. Назвали его Имай. Отец, желая видеть сына образованным человеком, привез его в Стерлитамак и отдал учиться в татарскую школу «Медресе Маргия». Но закончить ее не удалось: началась война.
Ученица. Творческая жизнь Имая Насыри не была долгой, но и за это время он успел оставить богатое наследие. И сегодня среди нас живут его книги. Они как мостик, соединяющий прошлое и настоящее.
Ученик. Когда я иду по улице Имая Насыри, чувство гордости переполняет меня. Представляю, как он ходил этими тропками, бегал босиком по зеленой траве, любовался чистым голубым небом. Вот – вот, кажется, вон из того переулка покажется высокий, статный, красивый мужчина. Улыбнется мне приветливо, помашет рукой…
Ученица. Я горжусь тем, что услинская земля подарила Отчизне писателя, который прославил свой народ, родной край в своих произведениях.
О сколько же мое село
Людей почетных родило,
А сколько их еще родится…
Да, этим я должна гордиться!
Задание. Назовите имена существительные, которые встретились в тексте. Что они обозначают? (предметы, состояния, явления). Объясните написание слова Стерлитамак (находящийся в устье реки Стерля). Разберите по составу слова переулок, наследие, мостик. Подберите синоним к слову Отчизна.
4. Станция «У подножья обелиска».
Ученица. Идут годы. Все дальше в прошлое уходят события военных лет. Но мы помним тех, кто приближал Победу. Утром я иду в школу, каждый день прохожу мимо обелиска. Глядя на него, начинаю думать о прошлом, о людях, которые не смогли вернуться с войны. Из Услинского сельского Совета на войну ушло 316 человек. Остались на поле брани, защищая Родину, 192 воина. На сердце становится тяжело, когда читаю имена тех, кто внес весомый вклад в победу ценой своей жизни.
Ученик. Один из тех, чье имя на обелиске, мой прадедушка – Вахитов Багаутдин Киямович. В самом начале войны ушел он на фронт и погиб, защищая Сталинград. В одном из последних писем он сообщал: « Идут тяжелые бои. Город горит. Вокруг рушатся огромные здания, гибнут люди. Уже погибли трое моих товарищей…»
Ученица.
Мы склонились низко – низко
У подножья обелиска.
Наш венок расцвел на нем
Жарким пламенным огнем.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Задание. Внимательно прочитайте стихотворение. Везде ли существительные являются подлежащими? Приведите примеры, где существительное – второстепенный член предложения.
Разберите по составу слова Сталинград, пламенным, отдали, прадедушка.
5. Станция «Краеведческий музей».
Ученик. О многом из истории родного села напоминают нам экспонаты школьного музея: толстые альбомы, пожелтевшие солдатские письма, десятки, сотни фотографий с молодыми и пожилыми, счастливыми и грустными лицами. Все эти люди жили в Услах, ходили по тем же улицам, что и мы. Фотографии тех лет возвращают нас в прошлое, бередят душу тревожными воспоминаниями.
Вот смотрит на нас с фотографии молодой солдат. Обычный солдат. Гимнастерка защитного цвета. Пилотка с красной звездочкой. Начищенные до блеска сапоги, медали. Это Магасум Яппаров.
Война началась для него в 1942 году. Его призвали в армию и направили учиться в Рижское пехотное училище. После его окончания он получил звание старшины и попал в школу танкистов в Уфе. В начале 1943 года всю группу отправили в Челябинск. Затем была Курская дуга.
В одном из боев он получил ранение в плечо. После госпиталя – снова фронт: воевал в Румынии, в Венгрии. Дважды раненый, дважды вернувшийся в строй, выполнив свой солдатский долг с лихвой, возвратился старшина Яппаров домой.
Долгую, славную жизнь прожил Магасум Махмутович после войны. Построил дом, вырастил сыновей и дочерей. Десять лет руководил колхозом «Марс», а затем много лет был агрономом хозяйства, которое было передовым в районе. А сколько добра он сделал людям!
Ученица. Пусть ни годы, ни старые раны
Не мешают Вам жить, старики.
Больше жизни, огня, ветераны –
Дорогие мои земляки!
Задание. Прочитайте предложения последнего абзаца. Объясните графически, что разделяют запятые в этих предложениях. Выполните синтаксический разбор первого предложения.