Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению для 4 класса
Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и изобразительному искусству в начальной школе
Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым
Интегрированный урок по внеклассному чтению для начальной школы по теме: "Моя Родина"
Описание: материал конспекта по внеклассному чтению будет интересен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. Тема: "Моя Родина" никогда не устареет, всегда актуальна. В это ёмкое название можно вложить и патриотизм, и любовь к близким, труду и природе..."О, Родина!
В неярком блеске я взором трепетным ловлю твои просёлки, перелески-
Всё, что без памяти люблю." (А.В.Жигулин.")
Мы проведём интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства о радости труда, о любви к родной земле воспетой разными писателями, поэтами и художниками.
Интеграция образовательных областей: "литературное чтение", "изобразительное искусство",речевое, познавательное, социально -коммуникативное, художественно- эстетическое развитие.
Цель:расширение представления детей о труде людей на родной земле.
Задачи:
Личностные: проявлять интерес к новому материалу, знать стихи и пословицы о труде, о Родине.
Познавательные: учить сравнивать литературные произведения, осознавать значение рассказов и стихов для нашей культуры, проявлять творческие способности, развивать словарный запас, кругозор, любовь к чтению.
Коммуникативные:проявлять активность и самостоятельность, строить связное высказывание.
Предметные:понимать значение творчества писателей для воспитания, читать бегло, осознанно, выражать своё отношение к содержанию произведения.
Воспитывать уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к хлебу.
Материалы к уроку:портреты писателей, картины и иллюстрации труда людей на земле, выставка книг, краски, кисточки, колоски, альбом, вода.
Ход урока.
1. Организация урока. Мотивация учебной деятельности.
а.)Дыхательная гимнастика;
б.)Проговаривание чистоговорок и скороговорок.
в.)Работа по таблице Шульте.
г.)Игра "Испорченный телефон".
(Я говорю сидящим за первой партой ученикам скороговорку. Они передают её своему соседу на ухо, а те дальше. Последний ученик вслух говорит переданную ему скороговорку.)
От топота копыт пыль по полю летит.
Кошка-крошка на окошке, кошка кушала по крошке.
Саша шустро сушит сушки. Саша высушила штук шесть.
2.Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о Родине.
-Что прославляют поэты в своих стихах?( Красоту природы, родные места, Родину.)
-Какие чувства возникают, переполняют вас? (Гордости, радости.)
3.Сообщение темы и задач урока.
Учитель.
-Сегодня мы будем говорить о самом главном для человека.
-Как будет называться тема нашего внеклассного чтения? Подсказка скрыта в пословицах.(Чтение пословиц.)
Труд кормит и одевает.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Где охота и труд, там поля цветут.
-Какое слово в пословицах повторяется? (труд)
-Назовите однокоренные слова.
Тема нашего урока: "О труде людей на родной земле.
Учитель.
О труде, главном содержании человеческой жизни, давно говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках. О труде людей на родной земле писали русские писатели, поэты сочиняли стихи, художники писали картины.
Словарная работа.
-Что означает слово "соха"? Борона? Плуг?
-Как понимаете выражение: "Засеять поле вручную?"
Разобраться в этом нелёгком деле помогут картины великих художников и рассказы мастеров слова Константина Ушинского и Юрия Яковлева, Сергей Аксаков.
Соха- древнее примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. В соху впрягали быка, осла, лошадь. Эти животные всегда помогали человеку обрабатывать поле и собирать урожай. Деревянная соха часто ломалась. И человек придумал плуг.
Перед нами картина Ильи Ефимовича Репина "Пахарь Лев Николаевич Толстой на пашне", которая была написана в 1887 году.
Л.Н.Толстой был обеспеченным помещиком, но он стремился заполнить свою жизнь трудом. Кроме создания романов, он учит крестьянских детей в школе, пашет землю, помогает беднейшим крестьянам учиться шить сапоги, сажает деревья, косит траву. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически, и духовно.
Художник показал нам вспашку земли сохой и боронование-рыхление земли.
Плуг-сельскохозяйственное орудие с широким металлическим лемехом для вспашки земли. Для того чтобы вспахать большое поле, несколько плугов крепят к раме и стальной конь- трактор тащит её по полю. Лемеха режут землю, затем её разрыхляют бороной, чтобы зерно, упавшее в неё, могло прорасти.
Когда не было машин, люди сеяли в ручную, а урожай убирали с помощью косы и серпа.
Чтение рассказа
Колосья связывали в большие снопы, составляли их в "домики", чтобы зерно просохло.
Потом на телеге снопы увозили домой и обмолачивали цепом.
2.Знакомство с произведениями писателей о крестьянском труде.
Словарная работа: десятина- старинная мера земли.
А.) Чтение сказки Константина Ушинского " Два плуга".
Б.)Беседа по прочитанному содержанию.
-Что узнали?
-Можно ли сказать, что эта история может характеризовать людей?
-Какая главная мысль сказки?
-Почему она важна для нас и сегодня?
В.)Как понимаете пословицы:
Плуг от работы блестит.
Без труда и отдых не сладок.
Без дела жить- только небо коптить.
Г.) Чтение рассказа Сергея Аксакова из книги "Деские годы Багрова-внука".
Беседа по прочитанному.
-О чём задумался мальчик?
-Что поразило в ответах отца?
-Почему мальчику было стыдно?
-Почему вывод мамы, что бороньба и пашня-не его дело-оправдался?
-Почему так произошло?
-Чему учит автор?
-Почему у крестьянского мальчика работа ладилась?
-Какая пословица характеризует поступок героя рассказа?
4.Учитель. Беседа о труде сельских жителей в современное время.
Уборка зерновых культур в наши дни механизированная. Идёт по полю громадина. Лопастями захватывает под острые ножи. Бегут колосья в бункер комбайна, а там внутри барабан с молоточками из колосьев зерно выбивает.
Машины грузовые везут зерно в специальные хранилища-элеваторы. Там оно хранится.
5.Чтение стихотворения Николая Некрасова "Колосья".
Уж налились колосики.
Стоят столбы точёные,
Головки золочёные,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
"Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжёлым ровным колосом.
-Назовите сравнения.
-Как автор говорит о труде крестьян? С чем сравнивает?
6.Рисование пшеничного поля при помощи оттиска колоска.
-С чем можно сравнить пшеничное поле?(Морем, золотом, золотым морем, солнцем).
-Какие краски передадут богатое убранство поля?( все оттенки жёлтого)
-Оттиск колоска поможет быстро изобразить вид золотого пшеничного поля.
Ветерок спросил, пролетая:
-Отчего ты рожь, золотая?-
А в ответ колоски шелестят:
-Золотые руки растят.
(Е. Серов.)
7.Итог урока.
-На какую важную тему мы говорили?
-Много ли людей людей трудится над тем, чтобы зерно стало вкусным хлебом?
-Объясни, почему так говорят: "Посеешь в пору-соберёшь зёрна гору".
-Какие пословицы о труде ты запомнил?
-Как понимаете строчки стиха?
"На свете есть земля одна,
где труд всегда в почёте,
и это умная страна-
страна, где вы живёте."(С. Маршак.)
8. Домашнее задание.
Юрий Яковлев- детский писатель- написал рассказ "Хлеб".
Прочитать. Нарисовать рисунок о труде хлебороба.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина в начальной школе
Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса
Гадкий утёнок читать
Бажов. Серебряное копытце читать
Похожие статьи:
Рассказы Г. Скребицкого для школьников
Казаков «На еловом ручье»
Сахарнов «Осьминог на скале»
Сахарнов «Пиратский остров»
Сахарнов «Стук-стук-стук»