Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству (музыка) в 4 классе по теме «Щелкунчик и Мышиный король. Волшебство в музыке и литературе»
Описание: Предлагаю вам конспект интегрированного урока для учащихся 4 класса по теме «Щелкунчик и Мышиный король. Волшебство в музыке и литературе». Данный материал будет полезен как учителям музыки, так и учителям начальных классов. Это конспект интегрированного занятия, направленного на развитие исследовательских и аналитических умений и навыков, воспитание заинтересованности в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры.
Интеграция образовательных областей «литературное чтение», «искусство (музыка)».
Цель урока:
Исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и воплощения волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с главными героями повести - сказки, отметить черты их характеров; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда
2. Развивать у учащихся:
• исследовательские умения и навыки;
• выразительное интонационное чтение;
• умение анализировать язык музыкального произведения;
• чистое вокальное интонирование;
• эмоциональность исполнительства;
• фантазию, воображение.
3. Воспитывать у учащихся заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям.
Материал к уроку:
1. Э.Т. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.
2. Учебник для 4класса « Литературное чтение». Автор: Чуракова Н. А.
3. Словарь «настроений».
4. Словарь «характеров».
5. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», «Вальс цветов» - аудиозапись.
6. Презентация в режиме Роwer – point.
7. Г. Гладков. Новогодний спор Маши и Вити.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор синтезатор.
Ход урока
1.Организационный момент - 1 мин.
2. Подготовка к восприятию – 7 мин
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Чтение учителем отрывка из 1 главы «Ёлка»
Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь-динь-динь!" Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: "Ax, ax!" - замерли на пороге.
Инсценирование эпизода сказки:
Мария: Смотри-ка, Петя, какая елка!
И как красиво все кругом!
-Чтение учителем отрывка из 1 главы «Ёлка»:
Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды.
Мария: Подарков интересных столько!
Давай сейчас их разберем!
Пётр:
Давай скорее открывать!
Не терпится мне поиграть.
Мария:
Какая кукла!
Бантики какие!
На платье, на туфлях, на волосах!
Большие глазки голубые.
Сережки чудные в ушах!
Любимой будет куколкой моей
Играть я не устану с ней!
Пётр:
А Библия - с картинками большими
Здесь Ной, Адам и Божия звезда!
Отныне с книгами моими
Ее поставлю навсегда!
Пётр:
А это что еще такое?
Какой ужасный здесь оскал!
Лицо его такое злое
Играть с таким бы я не стал.
Мария:
Красивых куколок моих
Он напугает сильно очень
Ему не место среди них
Пускай идет куда захочет!
Пётр:
Мы выбросим его, Мари,
Ведь он совсем пустой внутри!
Скажи тогда, что делать нам?
Ведь не похож он на солдата...
Не нужен он моим войскам.
Устроить бы его куда-то.
[Щелкунчик грызет орех]
Смотри, орехи он грызет
И ядрышки нам отдает!
Мария:
Наверное, Щелкунчик Он,
Как у моей подружки был.
Хоть не красив он, но умен.
Ему остаться разрешим?
Послушай, куколке моей
Охранник нужен умный, верный!
Всегда он будет рядом с ней,
Как рыцарь смелый и примерный!
Пётр:
Ну ладно, в армию свою
Приму его! Уж так и быть!
[Торжественно обращается к Щелкунчику]
Теперь ты в боевом строю
Мне будешь преданно служить!
И будешь куклу охранять,
Ее приказы исполнять!
Мария:
Хочу я очень-очень спать![зевает]
Мы можем завтра доиграть.
Пётр:
И сны смотреть про волшебство,
Какие снятся в Рождество!

Учитель: Давайте поблагодарим ребят! В начале урока вы услышали музыкальный фрагмент из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Прозвучал «Вальс цветов». И хотя в балете этот номер исполняется почти в самом завершении спектакля, я решила начать ваше знакомство с балетом именно с этого музыкального номера. Как вы думаете, почему? (потому что мы попали в сказку)
• Напомните мне, пожалуйста, о чём мы с вами говорим с начала учебного года? (о неразрывной связи музыки и литературы).
• Помогла ли вам музыка в восприятии услышанного текста?
• Какое настроение музыки?
• Какое впечатление произвела на вас услышанная музыка?
(волшебное, сказочное)
Актуализация знаний:
• Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
(Лад, динамика, темп, музыкальные штрихи, тембр инструментов симфонического оркестра)
Благодаря всему выше перечисленному в музыке появляется предчувствие чуда.
Учитель:
В рождественскую ночь ударили часы,
И в мир волшебный двери отворились.
Мы снова с вами в сказке очутились.
С секретами её знакомы будем мы…
- Рассмотрите шмуцтитульный лист.
• Кого вы видите? Вы узнали этих героев?
(Щелкунчик, Мари, Мышиный король).
• На этом уроке мы начинаем знакомство с произведением Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
(Гофман - известный немецкий писатель. Природа щедро наградила его талантами: способный музыкант, своеобразный художник-график, и, наконец, писатель. Специально для детей Гофман написал только одну сказку «Щелкунчик и Мышиный король». Рассказал фантастическую историю в форме рождественской сказки)
Работа над главой «Ёлка».
- Дома вы прочитали главу «Ёлка».
• Понравилось ли вам это произведение?
• К какому жанру относится это произведение? (сказка)
• Как вы думаете, к какому виду сказки принадлежит это произведение? (к волшебному)
Актуализация знаний:
• Какие особенности жанра волшебной сказки вы знаете? (существование двух миров – земного и сказочного, борьба этих миров, события происходят в рождественскую ночь, в это время происходят чудеса)
• Когда и где происходит действие сказки?
(Словарная работа: рождество, сочельник, крёстный. Все эти слова снова вошли в нашу современную жизнь)
• С какими героями вы познакомились в первой части сказки?
(Мари – девочка 7 лет, её брат Фриц, крёстный Дроссельмейер)
• Это сказочные герои или реальные?
• И события, с которых начинается сказка, тоже реальные. Но среди этих героев есть один, который особенно привлекает наше внимание.
• Кто это? (Дроссельмейер)
• Найдите его портретное описание в главе «Ёлка».
• Привлекателен ли он внешне?
• Почему же Дроссельмейера так любят и ценят взрослые и дети?
(У него добрая душа, он любит приносить радость людям, умеет творить чудеса – необычный мастер) (рис.16)
• Что мастерил Дроссельмейер всегда к Рождеству?
• Можно ли его назвать волшебником?
( волшебник не тот, кто творит волшебство, а тот, кто приносит своими делами людям добро, удовольствие). Зачитайте.
• После прочтения главы «Ёлка» появилось ли у Вас предчувствие чуда?
(Предчувствие чуда появляется благодаря всем перечисленным обстоятельствам и впечатлениям:
- сидение детей в тёмной спальне в ожидании рождественского чуда-ёлки и подарков;
- разговоры о загадочном крёстном, обладающем почти сказочной внешностью и фантастическими способностями;
- мечты о чудесных подарках)
• А на уроке звучала чудесная музыка Петра Ильича Чайковского…
• Как вы думаете, кто из героев, с которыми мы познакомились на уроке, будет способен увидеть, распознать чудо, волшебство? Почему вы так решили?
Учитель:
• Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, с каким музыкальным произведением мы познакомились.
(балет Чайковского «Щелкунчик»)
• У любого музыкального спектакля есть литературная основа – ЛИБРЕТТО. Это краткое изложение балета или оперы, предназначенное для зрителей и вкладывающееся в программу спектакля / запись в тетради/.
В балетном театре либретто — детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров (балетный сценарий).
• В инсценировании отрывка из «Щелкунчика» вы, наверное, заметили, что имена персонажей изменены. У Гофмана – Мари и Фриц, а у Чайковского герои – Маша и Петя.
- Как вы думаете, почему?
(потому что Чайковский – русский композитор, а Гофман – иностранный писатель).
• В музыкальном искусстве России есть композитор – песенник, сочиняющий песни для детей – Геннадий Гладков. И одна из его песен тоже посвящена новогодним чудесам. И название её тоже схоже с героями наших сказок – литературной и музыкальной. Это – «Новогодний спор Маши и Вити»
Итог урока.
• Захотелось ли Вам прочитать всю сказку?
• С какими произведениями мы начали знакомство сегодня на уроке?
• Что объединяет музыкальное произведение П.И.Чайковского и сказку Гофмана? (настроение, предчувствие чудес, волшебства)
Домашнее задание:
1. Прочитать главу «Подарки».
2. Нарисовать подарки, которые хотели бы получить вы, а какие подарить сами.
3. Ознакомиться с либретто к балету «Щелкунчик"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по произведению Куприна «Слон», 4 класс Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и тво Методическая разработка урока литературы в 4 классе Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС) в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Толстого для 4 класса

Опубликовано: 4056 дней назад (14 ноября 2013)
Просмотров: 6830
+3
Голосов: 3
Ольга Матвеевна Баль # 24 января 2015 в 06:09 0
Здравствуйте,Светлана! Я учитель начальных классов.Нам часто приходится давать открытые уроки. Прочитав Ваш урок обязательно возьму его в свою педагогическую копилку.PS
Елена Сергеевна Семёнова # 15 мая 2015 в 16:03 0
Добрый день! Очень интересный и богатый материал. Проделана большая работа. Вы умница.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 12:10 0
Добрый день.Хороший урок.Для публикации все правильно оформлено.Взяла многое для своей работы
Тамара Борисовна Вершинина # 13 августа 2016 в 09:14 0
Здравствуйте, Светлана! Очень интересный интегрированный урок. Чётко выстроен сценарий, нет ничего лишнего. Всё направлено на раскрытие темы занятия. Примите мой голос.