Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Автор: Мальцева Жанна Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Сивинская СОШ» село Сива Пермский край

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).

Данный материал предназначен для педагогов начальных классов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой “В океане света”, Толковый словарь С. И. Ожегова, раздаточный материал для работы в группах, акварель, кисти, бумага.

Цели: познакомить с произведением К. Драгунской, учить выражать свои чувства, формировать умение определять и  анализировать литературный жанр, характеры и поступки героев, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Ход урока:

1. Оргмомент. Прошу вас поздороваться с гостями. Желаю вам сегодня на нашем уроке литературного чтения совершить для себя какое-нибудь интересное открытие.

2. Стадия вызова.

Я приготовила для вас некоторые предметы. Как вы думаете, из каких они литературных произведений? Что их объединяет?

Кукла в кружевной простынке («Сестра моя Ксения»).

Сушки, консервы, макароны, яблоко, зеленый горошек («Что любит Мишка»).

Хвост («Кот в сапогах»). Елка («Заколдованная буква»). Это произведения Виктора Драгунского.

Прием «Отсроченная догадка» – что есть еще - узнаем в конце урока.

Помните рассказ «Сестра моя Ксения»? Он написан от имени сына Драгунского. Ксения выросла и стала, как и отец, писателем. Герои нашего учебника Оля и Игорь решили с ней познакомиться.

Прием «театрализация». Интервью героев учебника с Ксенией Драгунской.

Оля. Здравствуйте. Мне даже не верится, вы дочь Виктора Драгунского?

Ксения. Здравствуйте, меня зовут Ксения Викторовна.

Игорь. Скажите, пожалуйста, а дети писателей обязательно тоже становятся писателями?

Ксения. Вовсе нет. Вот я, например, в детстве мечтала быть клоуном.

Оля. А когда вы родились?

Ксения. В 1965 году, в Москве.

Оля. Еще нам интересно: вы учились быть писательницей или это все само получилось?

Ксения. Нет, не училась. Само получилось.

Игорь. А что вы любите и чего не любите?

Ксения. Я не люблю грубиянов и молочную кашу с пенками. Люблю собак, хорошую погоду и кататься с горки на велосипеде.

Целеполагание.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с произведением Ксении Драгунской, называется оно «Крайний случай».  Затем поработаем в группах.

Какие цели мы поставим?  

3. Стадия осмысления новой информации.

Работа с текстом до чтения. Что значит крайний случай? Словарь.

Обратимся к учебнику. Работа с иллюстрацией. Предположите, о чем пойдет речь? Какие породы собак вы знаете? В тексте встретятся такие породы – пойнтер и эрдель.

По́йнтер - порода гладкошерстных пятнистых собак, выведенная для охоты.

Эрдель – порода собак с жесткой волнистой шерстью. Хороший спутник для туристов, археологов и геологов.

Ксения Драгунская иногда читает свои произведения на радио. Представьте, что и мы с вами на радио и будем записывать рассказ. Как нужно его прочитать, чтобы он понравился радиослушателям? Какие средства выразительности можно использовать? (тон, темп, громкость).

Прием «Чтение с остановками».

Чтение до слов «Я ищу своего человека…»

Что мы узнали из этого отрывка? Предположите, как могут дальше развиваться события? Прием «Дерево предсказаний».

Чтение теста до конца. Поделитесь вашими впечатлениями.

Понравилось произведение? Чем? Какая из версий оправдалась?

Физкульминутка. Представьте, что вы на некоторое время превратились в собаку. Изобразите собаку. Какого хозяина вы бы хотели иметь, чем бы занимались, что ели?

А сейчас предлагаю вам поработать в группах.

Работа в группах.Соблюдайте правила при работе в группах.

Задания для групп:

1.  Как вы думаете, к какому жанру можно отнести данное произведение? Докажите свой ответ.

2.  Составьте синквейн о Мите.

3.  Какие приемы использует Ксения Драгунская? Подтвердите ответ отрывками из текста.

4. Найдите в тексте самый смешной на ваш взгляд отрывок и подготовьтесь читать его по ролям. Измерьте линейкой нос соседа.

5. Составьте кластер о том, что такое счастье для собаки.

6. Обсудите, какие эмоции вы испытали при чтении произведения, и передайте их через цвет.

4. Стадия рефлексии.

Какие цели мы ставили?

Достигли мы поставленных целей? Что осталось у меня закрытым?

Почему рассказ называется «Крайний случай»? Прочитайте между строк, что хотела нам сказать Ксения Драгунская? Какую пословицу или высказывание можно предложить к уроку?

У кого из вас есть собаки? Как вы за ними ухаживаете? Представляю вашему вниманию галерею питомцев 4 «а». Будьте для своих собак настоящими, заботливыми друзьями.

Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение – эссе. Начните его так: Прочитав произведение Ксении Драгунской, я понял, что…

Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами «Творчество Успенского», 4 класс

Басни Толстого для 4 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Ирина Рудакова # 24 июля 2013 в 23:44 +2
Жанна Геннадьевна, отличный урок. Прочитала конспект урока с огромным интересом. Для меня разработать и провести урок литературного чтения сложнее, чем другие уроки.  Мне показалось, что для вас это не является большой трудностью. Ещё я обратила внимание на то, что в уроке вы используете множество различных интересных приёмов.
С уважением, Ирина.
Ольга Васильевна Кравченко # 12 января 2014 в 14:45 0
Спасибо  за интересный урок!
Галина # 6 февраля 2014 в 16:55 +1
Интересно. САма не люблю уроки литературного чтения, поэтому готовлюсь с трудом. Спасибо за конспект.
Татьяна Александровна Однороженко # 11 июля 2014 в 15:28 0
Жанна Геннадьевна, хороший урок. У меня в этом году как раз 4 класс, обязательно воспользуюсь вашей разработкой урока. Заранее спасибо!
С уважением, Татьяна.
Надежда Сергеевна Колесникова # 18 февраля 2015 в 18:30 0
Конспект насыщен разными методами и приемами, спасибо и себе возьму на заметку)
Людмила Сергеевна Никифорова # 21 июля 2015 в 15:35 0
В уроке использованы различные приемы технологии развития критического мышления, которые способствуют развитию умения находить и анализировать информацию, учат мыслить объективно и разносторонне. Содержание урока соответствует возрастным возможностям детей. Урок понравился!
Олеся Викторовна Андреева # 18 августа 2015 в 19:30 0
Здравствуйте. Спасибо за изюминку "Как нужно его прочитать, чтобы он понравился радиослушателям?", всегда трудно привить ребятам навык выразительного чтения.Вы в конспекте предлагаете работу в группах, в чем она заключалась?
Жанна Геннадьевна, а какие синквейны о Мите получились у ребят, если не секрет.
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:29 0
Урок соответствует стандартам второго поколения. Дети очень много полезного узнали на уроке. Приятно, что учитель делает акцент на то, чтобы дети могли выражать свои мысли, чувства, переживания.
Огромное спасибо за урок сотрудничества, добра, гуманности. На таких уроках дети учатся мыслить творчески, неординарно.
Надежда Анатольевна Яковлева # 1 апреля 2016 в 16:57 0
Спасибо за конспект!
Особенно очень понравился прием театрализации- диалог детей с писательницей. Ведь именно эти вопросы дети чаще всего задают на встречах с писателями. Все очень понравилось! Творческих Вам успехов!!!
Евгения Геннадьевна Адамова # 18 марта 2017 в 17:29 0
Вы большая молодец! Урок продуман, соответствует поставленным целям.
Любовь Фёдоровна Баранникова # 7 января 2018 в 21:38 0
Жанна Геннадьевна, спасибо за разработку урока! Очень хорошо, что вы начали урок с "удивления", дети сразу были включены в работу.Замечательный приём театрализации. На протяжении всего урока дети учатся анализировать, доказывать, делать выводы. Творческих вам успехов!