Конкурсы

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Олимпиады по литературному чтению для учащихся 3-4-х классов. Варианты

3 класс. Вариант №1

1. Соедини линиями в правильном порядке.

а) Баю-бай,

Ты, собачка, не лай.                   Загадка

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

б) На осинке росинки

Засверкали утром перламутром.                   Считалка

в) 1,2,3,4,5.

Будем в прятки мы играть.                  Скороговорка

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты поди-ка, поводи.

г) Без рук, без ног, а рисовать умеет.                     Колыбельная песня

2. Прочитай текст и по прочитанному тексту выполни ряд заданий.

Птицы

У птиц всего две ноги. Но они ими не только ходят. Попугаи и клесты прекрасно лазают по ветвям. Ногами птицы могут разгребать листочки и травинки. Ногами защищают и нападают. Ястреб несёт в когтях добычу. Страус лягает соперника. Рябчик раскапывает муравейник. Фазан шпорами на ногах бьёт соседа. Вальдшнеп в ножках может унести своего птенца. (По Н. Сладкову.)

1. Определи тип текста:

а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

2. О скольких птицах идёт речь в рассказе? Укажи ответ цифрой.

3. Напиши свое заглавие к тексту.

3. Напиши название произведения и автора.

а) Если я чешу в затылке —

Не беда!

В голове моей опилки,

Да-да-да!

б) - Смотри, сторожи хорошенько! — приказал ему кавалер на прощание, хлестнул по огурцам, и карета умчалась в облаке пыли.

в) - Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

— Да, да, пожалуйста, — поспешно ответил Малыш и добавил:

— А что, трудно вот так летать?

4. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом):

Клевать носом                               медленно

Водить за нос                                 мешать

Делать из мухи слона                    дремать

Свалиться как снег на голову       обманывать

Вставлять палки в колёса             неожиданно

В час по чайной ложке                   преувеличивать

5. К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль:

а) повесть; б) басня; в) былина; г) рассказ?

6. Закончи пословицу: «У глупого что на уме, то и на ..»

а) руке; б) голове; в) языке; г) колене.

7. Назови стихотворение С. Маршака:

Нахмурилась ёлка, и стало темно,

Трещат огоньки, догорая...

а) «На празднике»; б) «После праздника»; в) «Между праздниками».

8. Назови автора строк:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

а) Ф. Тютчев; б) И. Никитин; в) С. Есенин; г) Е. Трутнева.

9. К какому жанру относится произведение Д. Н. Мами- на-Сибиряка «Серая Шейка»?

а) стихотворение; б) басня; в) рассказ; г) сказка; д) повесть.

3-й класс. Вариант №2

1. Подчеркни поговорки, близкие по своему значению:

Без нитки и иголки не сшить сарафанчик.

Без верёвки и веник рассыпался.

Без клещей кузнец, что без рук.

Без столбов не стоит заборчик.

Без копейки рубля нет.

2. Прочти стихотворение С.Есенина и подумай:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт.

Какая картина рисуется в твоём воображении? Опиши эту картину несколькими словами.

3. Составь рассказ (историю, сказку, притчу и т. д.) на заданную пословицу:

«Нет милей дружка, чем родная матушка»

или

«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

4. Назови как можно больше героев сказки «Незнайка в Солнечном городе». Кто автор этой сказки?

Ответ: Незнайка, Знайка, Торопыжка, Растеряйка, Авоська, Небоська. Автор — Н. Носов.

5. Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино» и множество других литературных произведений. Был убит на дуэли. Назови его фамилию.

Ответ: М.Ю. Лермонтов.

6. Ученик школы чародейства и волшебства «Хогвартс» из сказочных романов Дж. К. Ролинг известен во всем мире. Как его зовут?

Ответ: Гарри Поттер.

7. Сразу три автора описали в двух сказках историю этой трудолюбивой девушки. Кто главная героиня этой сказки? Назовите авторов этих сказок и почему их трое?

Ответ: Золушка. Шарль Перро, братья Гримм.

8. Установите соответствие между авторами и героями:

A) Р. Киплинг                  1. Буратино

Б) А. Толстой                  2. Бармалей

B) Э. Успенский              3. Барон Мюнхгаузен

Г) К. Чуковский               4. Чебурашка

Д) Р. Распе                      5. Маугли

Ответ: А - 5; Б - 1; В - 4; Г - 2; Д - 3.

4-й класс. Вариант №1

1. На одном из языков Индии слово «тигр» звучит как «шерхан», медведь - «балу», удав — «каа». Как звали главного героя этой сказки и кто ее автор?

Ответ: Маугли. Р. Киплинг.

2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках:

слёзы                 булатные

руки                    горькие

мечи                   золотые

3. Напиши названия произведений, из которых взяты приведенные ниже строчки. Кто их автор?

а) А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

б) Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался,

И метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

в) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа.

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый ...»? Кто автор стихотворения, и как называется поэма?

Ответ: А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

5. Установите соответствие между авторами, героями и названием произведения:

A) Д. Дефо          1) Гек             а) «20 000 лье под водой»

Б) М. Твен           2) Немо          б) «Робинзон Крузо»

B) Н. Носов         3) Алиса         в) «Незнайка на Луне»

Г) Л. Кэрролл      4) Пятница     г) «Приключение Тома Сойера»

Д) Ж. Берн           5) Знайка       д) «Алиса в Зазеркалье»

Ответ: А—4—б; Б-1-г; В-5-в; Г-З-д; Д-2-а.

6. Покажи стрелкой, кто автор каждого произведения:

«Телефон»                 Н. Носов

«Фантазёры»              С. Есенин

«Черёмуха»                А. Погорельский

«Три Толстяка»          Ю. Олеша

«Чёрная курица»        К. Чуковский

7. Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:

Матроскин — ______;

Пеппи Длинный чулок — ____;

Каа — _______;

Рикки-Тики-Тави — _______;

Салтан — _______;

Страшила — _______.

8. Чем отличаются слова «серебряный» и «серебристый»? Объясни. Приведи примеры и запиши словосочетание с каждым словом.

4-й класс. Вариант №2

1. Ответь на блиц-вопросы:

1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

2. Какую соль не кладут в суп?

3. Из какого крана не льётся вода?

4. По какому мостику нельзя перейти реку?

2. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок:

а) Сказка о потерянном _________.

б) Пузырь, _______ и лапоть.

в ) ________ королева.

г) Стойкий ________ солдатик.

д) Сказка о ______ царевне и о ______ богатырях.

3. Разгадай ребусы.

4. Соотнеси автора с названием произведения искусства:

1. В. Васнецов                     А. Зимний дворец

2. П. Чайковский                  Б. Лебединое озеро

3. Б. Растрелли                    В. Богатыри

4. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Г.-Х. Андерсена.

1. Глупость, спесь, высокомерие, чванливость

А. Крот   («Дюймовочка»)

2. Жадность, ограниченность интересов, чванливость

Б. Соловей («Соловей»)

3. Красота, доброта, талант, бескорыстие

В. Король («Новое платье короля»)

6. К какому жанру относятся данные литературные произведения:

1. А. Барто, «Игра в слова»;

2. «Исцеление Ильи Муромца»;

3. Д. Родари, «Солнце и туча»;

4. А. Майков, «Осень»;

5. И. Крылов, «Чиж и Голубь»;

6. В. Драгунский, «Заколдованная буква»;

7. К. Паустовский, «Барсучий нос»;

8. «Добрыня и змей»;

9. Р. Киплинг, «Маугли».

а — сказка; б — басня; в — рассказ; г — былина; д — стихотворение; е — повесть.

7. Прочти стихотворение Юрия Кушака и выполни задания.

Снаружи - слякоть, мокрота.

На лужах пузыри ....

Зато какая красота

Под колокольчиком зонта

У дождика внутри!

Как бы ты назвал это стихотворение? Напиши.

Какие загадки ты знаешь про дождь? Вспомни и напиши не менее двух.

8. В этом тексте нужно подчеркнуть сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, внесенные в стихотворение. Перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит...

А.С. Пушкин

Рекомендуем посмотреть:

Олимпиадные математические задачи с ответами, 3-4 класс

Олимпиадные задания по математике, 4 класс

Олимпиадные задания с ответами по математике для 1-4 классов

Олимпиадные задания по математике, 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!