Автор: Сайфутдинова Гулюза Ильичовна
Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Верхние Услы Стерлитамакского района Башкортостан
Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах»
Цели:
- Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи;
- Развитие умения правильно писать безударные окончания;
- Закрепить навыки, по теме полученные на предыдущих уроках;
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
I. Организационный момент
- Давайте настроимся на работу, прочитайте девиз нашего урока.
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтобы хорошо учиться
Теперь улыбнемся друг другу, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы научимся правильно писать окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах 1,2 и 3-го склонения.
- Какое сейчас время года? (Зима).
Хотя еще мало снега, Снеговик сам решил придти к нам в гости. Он будет наблюдать за вами, как вы будете работать, и награждать вас вот такими снежинками. Снежинки эти не простые, а с оценками. (3,4,5)
III. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова
«Классная работа». Сделаем небольшую разминку. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.
- Вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от
- основания к ногтю по внешней стороне:
правого большого пальца:
- Этот пальчик самый сильный;
левого большого пальца:
- Самый толстый и большой;
правого указательного пальца:
- Этот пальчик для того...;
левого указательного пальца:
- Чтоб показывать его;
правого среднего пальца:
- Этот пальчик самый длинный;
левого среднего пальца:
- И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:
- Этот пальчик безымянный;
левого безымянного пальца:
- Он избалованный самый;
правого мизинца:
- А мизинчик хоть и мал;
левого мизинца:
-Очень ловок и удал;
IV. Словарная работа.
У. Снеговик дает нам свою первую снежинку, в которой записаны предложения. А вы замените каждое предложение, одним словом и напишите.
Обозначьте склонение.
1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)
2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)
3. Городская электрическая железная дорога, а также вагон. (Трамвай.)
4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)
5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)
6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)
7. Плод яблони. (Яблоко.)
8. Четвертый день недели. (Четверг.)
(Проверка сигнальными карточками.)
V. Тема урока.
У. Снеговик бросил вторую снежинку, в которой задание.
- Сравните окончания существительных в родительном, и предложном падежах. Запись предложений под диктовку. (Один ученик работает у доски.)
1. Из рощи доносилось пение птиц. К роще вела узкая дорожка.
О маме сложили много песен.
2. Синица подлетела к дереву. Около дерева бегали котята.
Белка сделала дупло в дереве.
3. Вокруг Красной площади посажены деревья. Мы вечером гуляли по Красной площади. Я прочитал рассказ о Красной площади.
3. Каждое предложение разбирается и делается вывод
Р. п. |
П.п. |
Д. п. |
кого? чего? |
о ком? о чем? |
кому? чему? |
(откуда? где?) |
|
(где? куда?) |
от, до, из, без, у, |
для. о (об), в, на, при |
к, по |
около, с, вокруг |
|
|
1-е скл. - - и, - ы, |
1-е скл. - -е |
1-е скл. - -е, |
2-е скл. - - а, -я, |
2-е скл.- -е |
2-е скл. - -у, -ю, |
3-е скл. - - и |
3-е скл - -и |
3-е скл. - -и |
второстепенный член второстепенный член |
второстепенный член |
Оценивание.
VI. Физминутка.
VII. Закрепление
1) Работа по группам.(по карточкам)
1 группа
Вставьте пропущенные окончания, определите склонение и падеж: существительных.
Подошли к опушк..., ветка черемух..., жизнь в Арктик...
2 группа
Вставьте пропущенные окончания, определите склонение и падеж существительных.
Бежал по дорог..., в конце площад..., привезли на автобус...
(Сверка правильности с доски. Оценивание.)
2) Работа по парам.
Обозначить склонение, падеж, выделить окончания.
Готовился к зимовке, добывают на Урале, по узкой тропинке,
отошел от полянки, из соседней деревни, узнал от подруги,
сидел у кровати, не лежалось на окошке.
(Проверка. Оценивание.)
3) У. - В конце урока Снеговик дает следующее задание:Напишите мини-сочинение на тему «Зима».
- Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:
Вариант 1.
Пишу сам(а). На доске картина «Зима».
Вариант 2.
Прошу маленький SOS (помощи).
В конверте слова- помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.
Вариант 3.
Прошу большой SOS.
В конверте карточки:
Пришла……………_ зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась………_ снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены __________ узорами инея. В снег спрятались……… елочки…………._ мороз сковал воду на реке…………….._ жители давно приготовились к зиме.
VIII. Итог урока.
У.
- Что нового взяли для себя из этого урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
Молодцы! Всем большое спасибо за урок.
VII. Домашнее задание. Упражнение 239
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока «Три склонения имен существительных», 4 класс. Школа России
Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс
Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 4 классе для детей с ОВЗ (I и II вида)
Ольга Васильевна Кравченко # 12 января 2014 в 14:49 0 | ||
|
Татьяна Александровна Однороженко # 11 июля 2014 в 15:31 0 | ||
|
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:32 0 | ||
|