Конкурсы

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах

Автор: Сайфутдинова Гулюза Ильичовна

Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Верхние Услы Стерлитамакского района Башкортостан

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах»

Цели:

- Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи;

- Развитие умения правильно писать безударные окончания;

- Закрепить навыки, по теме полученные на предыдущих уроках;

- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Ход урока.

I. Организационный момент

- Давайте настроимся на работу, прочитайте девиз нашего урока.

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтобы хорошо учиться

Теперь улыбнемся друг другу, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.                                                                              

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня   мы   научимся   правильно   писать   окончания существительных   в родительном, дательном и предложном падежах 1,2 и 3-го склонения.

- Какое сейчас время года? (Зима).

Хотя еще мало снега, Снеговик сам решил придти к нам в гости. Он будет наблюдать за вами, как вы будете работать, и награждать вас вот такими снежинками. Снежинки эти не простые, а с оценками. (3,4,5)

III.  Минутка чистописания.

 - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова

«Классная работа». Сделаем небольшую разминку. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.

- Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от

- основания к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

- Этот пальчик самый сильный;

левого большого пальца:

- Самый толстый и большой;

правого указательного пальца:

- Этот пальчик для того...;

левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого  среднего пальца:

- Этот пальчик самый длинный;

левого среднего пальца:

- И стоит он в середине;

правого безымянного пальца:

- Этот пальчик безымянный;

левого безымянного пальца:

- Он избалованный самый;

правого мизинца:

- А мизинчик хоть и мал;

левого мизинца:

 -Очень ловок и удал;

IV. Словарная работа.

У. Снеговик дает нам свою первую снежинку, в которой записаны предложения. А вы замените каждое предложение, одним словом и напишите.

Обозначьте склонение.

1.  Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)                                                       

2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)

3. Городская электрическая железная дорога, а также вагон. (Трамвай.)

4. Человек, совершающий поездку на   каком-либо   виде   транспорта.  (Пассажир.)

5.   Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)

7. Плод яблони. (Яблоко.)

8. Четвертый день недели. (Четверг.)

(Проверка сигнальными карточками.)

V. Тема урока.

У. Снеговик бросил вторую снежинку, в которой задание.

- Сравните окончания существительных в родительном, и предложном падежах. Запись предложений под  диктовку. (Один ученик работает у доски.)

1. Из рощи доносилось пение птиц. К роще вела узкая дорожка.

О маме сложили много песен.

2. Синица подлетела к дереву. Около дерева бегали котята.

Белка сделала дупло в дереве.

3. Вокруг Красной площади  посажены деревья. Мы  вечером гуляли по Красной площади. Я прочитал рассказ о Красной площади.

3. Каждое предложение разбирается и делается вывод  

Р. п.

П.п.

Д. п.

кого? чего?

о ком? о чем?

кому? чему?

(откуда? где?)

 

(где? куда?)

от, до, из, без, у,

для. о (об), в, на, при

к, по

около, с, вокруг

 

 

1-е скл. - - и, - ы,

1-е скл. - -е

1-е скл. - -е,

2-е скл. - - а, -я,

2-е скл.- -е

2-е скл. - -у, -ю,

3-е скл. - - и

3-е скл - -и

3-е скл. - -и

второстепенный член второстепенный член

второстепенный член

Оценивание.

VI. Физминутка.

VII. Закрепление

1) Работа по группам.(по карточкам)

1 группа

Вставьте  пропущенные   окончания, определите склонение и падеж: существительных.

Подошли к опушк..., ветка черемух..., жизнь в Арктик...

2 группа

Вставьте    пропущенные окончания, определите склонение и падеж существительных.

Бежал по дорог..., в конце площад..., привезли на автобус...

(Сверка правильности с доски. Оценивание.)

2) Работа по парам.

Обозначить склонение, падеж, выделить окончания.

Готовился к зимовке, добывают на Урале, по узкой тропинке,

отошел  от полянки, из  соседней деревни, узнал  от подруги,

сидел у кровати, не лежалось на окошке.

(Проверка. Оценивание.)

3) У. - В конце урока Снеговик дает следующее задание:Напишите мини-сочинение на тему «Зима».                                                                            

- Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:

Вариант 1.

Пишу сам(а). На доске картина «Зима».

Вариант 2.

Прошу маленький SOS (помощи).

В конверте слова- помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

Вариант 3.

Прошу большой  SOS.                                                                                                  

В конверте карточки:                                                                                      

Пришла……………_     зима. Стоят………….     морозы. Земля  покрылась………_ снегом. Стоит………….  лес. Деревья украшены __________      узорами       инея.     В     снег     спрятались………        елочки…………._ мороз сковал воду на реке…………….._ жители давно приготовились к зиме.

VIII. Итог урока.

У.

- Что нового взяли для себя из этого урока?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Что для вас показалось очень трудным?

Молодцы! Всем большое спасибо за урок.

VII. Домашнее задание. Упражнение 239

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока «Три склонения имен существительных», 4 класс. Школа России

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс

Конспект интегрированного урока математики и природоведения в 4 классе для детей с ОВЗ (I и II вида)

Ольга Васильевна Кравченко # 12 января 2014 в 14:49 0
Спасибо за урок! Очень хорошо, что на закреплении даны задания разного уровня.
Татьяна Александровна Однороженко # 11 июля 2014 в 15:31 0
Спасибо за конспект урока! Думаю, в будущем году воспользоваться им. Действительно, очень сложно детей научить писать нужные окончания в падежах. А здесь столько различных заданий на закрепление.
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:32 0
Спасибо за урок!