Конспект урока «Три склонения имен существительных», 4 класс. Школа России

Урок русского языка в начальной школе. Тема «Три склонения имен существительных»

Цель: учить определять склонение имен существительных.

Содержание занятия

1. Составим схему склонений имен существительных.

• Цифры означают, к какому склонению относится существительное.

• В квадратиках - окончания имен существительных.

• Буквы (под квадратиками) обозначают род имен существительных.

2. Диктант.

Учитель диктует слова, а учащиеся определяют их склонение и предлагают записать слово в нужную колонку. Запись будет иметь такой вид:

Три склонения имен существительных

(Слова нужно диктовать вперемешку.)

3. Работа с Памяткой.

Памятка

Чтобы определить склонение имен существительного, нужно:

1. Определить род.

2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

3. По роду и окончанию определить склонение.

4. Практическая работа.

• Разгадать ребусы с таблицы, предложенной учителем, записать слова и определить склонение имен существительных.

Ребусы

Запись будет такой:

Пенал (2), подушка (1), подарок (2), семья (1), столб (2), трава (1), слава (1), сова (1), ива (1), волк (2), вьюга (1), ворон (2), заяц (2), подруга (1).

• Впишите буквы, чтобы получились слова женского рода.

      

       

Л      

Ь      

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

 

 

Л

Ь

Ответ: соль, моль, даль, шаль, быль, пыль, щель, цель, роль, боль.

Какого склонения записанные слова? (3-го склонения.)

• Задачи-шутки.

- Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком.)

- Что стоит посредине земли? (Буква М.)

- Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

- Что находится в начале книги? (Буква К.)

- Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква О.)

- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква Ц.)

Дети отгадывают загадки и определяют склонение имен существительных, которые выделены. Загадки записаны на доске.

• Изменим смысл слова, определим склонение существительного.

Какой смысл приобретут существительные барабанчик, вагончик, заливчик, рубчик, если в них букву ч заменить буквой щ.

Ответ: барабанщик, вагонщик, заливщик, рубщик. Это названия профессий. Существительные 2-го склонения.

Рекомендуем посмотреть:

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!