Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс

Конспект урока русского языка в начальной школе

Урок русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном, предлоге». 4 класс.

Разработала урок: Чернова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 76 г. Краснодара

Tема: Обобщение знаний о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном, предлоге.

Цель: Закрепление и обобщение знаний о частях речи.

Оборудование: картина «Весна», таблицы.

Ход  урока.

I. Организационный момент.

II. Чистописание (число, месяц, классная работа, Вв,Ва,вл).

III. Работа по теме урока.

- Итак, начнём нашу работу с загадки:

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня …  (весна).

-Запишите слова весна и проведите фонетический разбор.

- Назовите весенние месяцы.

На  дворе  март (стихотворение о весне):

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвой.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала….

- Какие пословицы, поговорки, приметы вы знаете?

-Запишем под диктовку одну из них:

Март с водой, апрель с травой.

- Март у древних римлян был первым месяцем года. Он был посвящен Марсу-покровителю полей. По нашему календарю, март-третий месяц года, первый месяц весны. Его называют березень, протальник, капельник (дают пояснение подготовленные дети).

По календарю 18 марта- это день первых проталин. В марте мы с нетерпением ждем, когда к нам прилетят  старые знакомые – скворцы. Эти общительные птицы-первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Словарная работа

- Словарную работу мы проведем , так: посмотрите внимательно на картину, составьте предложения , в которых обязательно должно быть словарное слово, но записывать мы будем не все предложение, а только словарные слова. Составлять предложение необходимо так,чтобы присутствовали все изученные части речи.

Ворона, сорока, воробей, лисица, заяц, медведь.

- Давайте, проверим записанные вами слова.

-Что общего в этих словах? (Существительные одушевленные)

- Разбейте их на две группы  (птицы, животные)

Лисица, заяц, медведь.

- Что вы можете сказать об этих словах? (дикие, отвечают на вопрос кто?).

- Давайте посмотрим на вторую группу слов: ворона, сорока, воробей – это птицы. Птицы – это наши верные друзья, они уничтожают огромное количество насекомых. Например, королёк. Сама птичка маленькая, а съедает в год около 10 000 насекомых, ласточка за несколько летних месяцев успевает переловить до 1 миллиона мошек. А вот пеночка, которая весит всего 9 грамм, уничтожает в день 17 грамм различных вредных насекомых.

-Скажите, на сколько грамм больше своего веса съедает пеночка насекомых?

- Внимание на доску:

На маленькой про/та/лин/ке расцвел пер/вый под/снеж/ник.

- Почему подснежник получил такое название?

- Найдите в предложении главные члены предложения (правила о подлежащем и сказуемом).

- Найдите прилагательные ( правило о прилагательном)

- Назовите предлоги (правило).

- Поставьте ударения.

- Разделите слова для переноса.

IV. ФИЗМИНУТКА

- Распределите слова по группам, т.е по частям речи:

существительные

глаголы

прилагательные

деревья

бежит

клейкие

почка

журчит

шумные

весна

светит

весенние

- Объясните написание каждого слова.

- Что объединяет их? ( о весне ).

- Найдите однокоренные слова.

- Давайте вернемся  к картине.

- Составьте словосочетание существительное + прилагательное.

- Запишите словосочетания.

- Составьте словосочетание о лисе.

Лиса. Вспомним сказки. Как называют лису (лисичка, хитрая, плутовка, лисонька, Патрикеевна).

- А откуда взялось такое странное отчество Патрикеевна? Патрикий – это имя. Его давали детям только княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад, жил Новгородский князь Патрикий. Он прославился своей хитростью, умом, изворотливостью. Имя Патрикий стало нарицательным. И хитрая лиса получила отчество Патрикеевна.

- Составьте 2 словосочетания существительное + глагол ( 2 слова, если это существительное и глагол являются предложением, так как они являются главными членами предложения)

- Придумайте словосочетания или предложения о дереве.

- Дерево  одно, а если много деревьев, то ,что это? (лес)

- А что такое лес? (Чистый воздух, много деревьев, ягоды, кусты, цветы, трава, птицы).

- Какое  существенное различие между словами лиса и леса?

Таблица ( ель, сосна, дуб, кедр)- 3 варианта орфограммы.

- Назовите лишнее. Почему?

- Я расскажу вам сегодня о дубе. Это одно из самых могучих, сильных, и высоких деревьев. Дуб живёт до 1000 лет. Кора дуба содержит лекарственные вещества. А для животных и птиц –это кормушка.

- Образуйте от существительного прилагательное( дуб – дубовый).

- Исправьте и найдите ошибку.

- Сегодня мы много говорили о весне. Вы говорили пословицу «Весна красна цветами». И это так. Каждый цветок красив по-своему. Цветы поднимают нам настроение, создают уют. В нашем классе сегодня много весенних цветов. Но, мы будем не только любоваться цветами, но и еще немного поработаем.

Роза  Астра  Ромашка Нарцисс

- Найдите лишнее слово.

- К какой части речи относятся  слова?

- Все цветы хороши, но  хочу остановиться сегодня на одном цветке, который растет, пожалуй, из каждого из вас. Это нарцисс. Послушайте легенду:

С древних времен, любуясь цветами, поэты одушевляли их. Они находили в них сходство с красивой девушкой, со стройным юношей. В древнегреческой мифологии существует легенда о нарциссе. Юноша нарцисс очень любил себя. Склонившись над водой, он не мог отвести взора от своего прекрасного лица, отраженного в воде. Он был так влюблен в себя, что никого и ничего не замечал вокруг. В наказание за это, Боги превратили его в цветок нарцисс.

- А какие весенние цветы вы знаете?( душистый ландыш, нежная фиалка, хрупкий подснежник).

- Внимание на доску. Замечательное стихотворение С.Маршака:

Рыжий снег темнее в марте

Льдинки тают на окне,

Зайчик бегает по парте,

И по карте на стене.

- Вставьте предлоги (правило).

-Запишите предлоги со словами ,с которыми они взаимосвязаны.

-Назовите, каких еще поэтов и писателей вы знаете , которые писали о весне?

V. Итог урока

- Много сегодня мы с вами пишем и говорим. И это благодаря русскому языку, великому и могучему, знать который мы с вами должны.

- Чему научились на уроке? Что нового и интересного узнали для себя?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Конспект урока «Три склонения имен существительных», 4 класс. Школа России

Конспект урока, 4 класс. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» с планом

Конспект урока. Сочинение по картине Левитана «Весна - большая вода», 4 класс

Урок путешествие по русскому языку, 4 класс. Обобщение

Ирина Владимировна Жабина # 25 июля 2013 в 21:02 +3
Ирина Ивановна! Мне понравился урок. Проведена большая лексическая работа. С/у Ирина Владимировна Жабина.
Ольга Васильевна Кравченко # 12 января 2014 в 18:56 +1
Спасибо за урок! Интересный материал подготовлен к уроку.Прослеживается связь с другими предметами.
Галина # 6 февраля 2014 в 17:10 +1
Спасибо за данный конспект. Интересно. Много дополнительного материала.
Татьяна Александровна Однороженко # 11 июля 2014 в 15:33 +1
Спасибо за урок! Действительно, проведена огромная работа, использованы межпредметные связи.
Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 20:24 +1
Использованы интересные формы работы. Спасибо!
Рамзия Анваровна Мингазова # 4 ноября 2014 в 17:01 +1
Спасибо за урок!Проведена большая работа.Примите голос. Удачи Вам в работе.
Ольга Михайловна Хамитова # 11 февраля 2015 в 19:09 0
Очень интересно! Спасибо. Голосую!!!
Гульсум Бакиевна Садыкова # 13 апреля 2015 в 20:16 0
Здравствуйте Ирина Ивановна!Ознакомилась с Вашим уроком урок содержательный, есть межпредметная связь,интересные формы ,но мне кажется надо выдерживать требования ФГОС.
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:06 0
Спасибо за урок. Урок получился интересным, используются разные форы работы. Тщательно отобран материал.
Татьяна Владимировна Горланова # 9 февраля 2016 в 18:44 0
Ирина Ивановна! Урок мне очень понравился. Интересные содержательные задания. Мне понравилось использование разнообразных форм обучения.
Наталья Ильинична Андриевская # 29 мая 2016 в 13:41 0
Все этапы урока подчинены единой цели. Интересный дополнительный материал к уроку. Разнообразные формы работы. Спасибо.
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:30 0
Очень интересно! Спасибо.
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 21:05 0
Четко построенный урок.Тщательно отобран материал. Успехов вам в работе.