Конспект урока русского языка в начальной школе
Урок русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном, предлоге». 4 класс.
Разработала урок: Чернова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 76 г. Краснодара
Tема: Обобщение знаний о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном, предлоге.
Цель: Закрепление и обобщение знаний о частях речи.
Оборудование: картина «Весна», таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Чистописание (число, месяц, классная работа, Вв,Ва,вл).
III. Работа по теме урока.
- Итак, начнём нашу работу с загадки:
Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня … (весна).
-Запишите слова весна и проведите фонетический разбор.
- Назовите весенние месяцы.
На дворе март (стихотворение о весне):
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвой.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала….
- Какие пословицы, поговорки, приметы вы знаете?
-Запишем под диктовку одну из них:
Март с водой, апрель с травой.
- Март у древних римлян был первым месяцем года. Он был посвящен Марсу-покровителю полей. По нашему календарю, март-третий месяц года, первый месяц весны. Его называют березень, протальник, капельник (дают пояснение подготовленные дети).
По календарю 18 марта- это день первых проталин. В марте мы с нетерпением ждем, когда к нам прилетят старые знакомые – скворцы. Эти общительные птицы-первые перелетные гости, радостные вестники весны.
Словарная работа
- Словарную работу мы проведем , так: посмотрите внимательно на картину, составьте предложения , в которых обязательно должно быть словарное слово, но записывать мы будем не все предложение, а только словарные слова. Составлять предложение необходимо так,чтобы присутствовали все изученные части речи.
Ворона, сорока, воробей, лисица, заяц, медведь.
- Давайте, проверим записанные вами слова.
-Что общего в этих словах? (Существительные одушевленные)
- Разбейте их на две группы (птицы, животные)
Лисица, заяц, медведь.
- Что вы можете сказать об этих словах? (дикие, отвечают на вопрос кто?).
- Давайте посмотрим на вторую группу слов: ворона, сорока, воробей – это птицы. Птицы – это наши верные друзья, они уничтожают огромное количество насекомых. Например, королёк. Сама птичка маленькая, а съедает в год около 10 000 насекомых, ласточка за несколько летних месяцев успевает переловить до 1 миллиона мошек. А вот пеночка, которая весит всего 9 грамм, уничтожает в день 17 грамм различных вредных насекомых.
-Скажите, на сколько грамм больше своего веса съедает пеночка насекомых?
- Внимание на доску:
На маленькой про/та/лин/ке расцвел пер/вый под/снеж/ник.
- Почему подснежник получил такое название?
- Найдите в предложении главные члены предложения (правила о подлежащем и сказуемом).
- Найдите прилагательные ( правило о прилагательном)
- Назовите предлоги (правило).
- Поставьте ударения.
- Разделите слова для переноса.
IV. ФИЗМИНУТКА
- Распределите слова по группам, т.е по частям речи:
существительные
|
глаголы
|
прилагательные
|
деревья
|
бежит
|
клейкие
|
почка
|
журчит
|
шумные
|
весна
|
светит
|
весенние
|
- Объясните написание каждого слова.
- Что объединяет их? ( о весне ).
- Найдите однокоренные слова.
- Давайте вернемся к картине.
- Составьте словосочетание существительное + прилагательное.
- Запишите словосочетания.
- Составьте словосочетание о лисе.
Лиса. Вспомним сказки. Как называют лису (лисичка, хитрая, плутовка, лисонька, Патрикеевна).
- А откуда взялось такое странное отчество Патрикеевна? Патрикий – это имя. Его давали детям только княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад, жил Новгородский князь Патрикий. Он прославился своей хитростью, умом, изворотливостью. Имя Патрикий стало нарицательным. И хитрая лиса получила отчество Патрикеевна.
- Составьте 2 словосочетания существительное + глагол ( 2 слова, если это существительное и глагол являются предложением, так как они являются главными членами предложения)
- Придумайте словосочетания или предложения о дереве.
- Дерево одно, а если много деревьев, то ,что это? (лес)
- А что такое лес? (Чистый воздух, много деревьев, ягоды, кусты, цветы, трава, птицы).
- Какое существенное различие между словами лиса и леса?
Таблица ( ель, сосна, дуб, кедр)- 3 варианта орфограммы.
- Назовите лишнее. Почему?
- Я расскажу вам сегодня о дубе. Это одно из самых могучих, сильных, и высоких деревьев. Дуб живёт до 1000 лет. Кора дуба содержит лекарственные вещества. А для животных и птиц –это кормушка.
- Образуйте от существительного прилагательное( дуб – дубовый).
- Исправьте и найдите ошибку.
- Сегодня мы много говорили о весне. Вы говорили пословицу «Весна красна цветами». И это так. Каждый цветок красив по-своему. Цветы поднимают нам настроение, создают уют. В нашем классе сегодня много весенних цветов. Но, мы будем не только любоваться цветами, но и еще немного поработаем.
Роза Астра Ромашка Нарцисс
- Найдите лишнее слово.
- К какой части речи относятся слова?
- Все цветы хороши, но хочу остановиться сегодня на одном цветке, который растет, пожалуй, из каждого из вас. Это нарцисс. Послушайте легенду:
С древних времен, любуясь цветами, поэты одушевляли их. Они находили в них сходство с красивой девушкой, со стройным юношей. В древнегреческой мифологии существует легенда о нарциссе. Юноша нарцисс очень любил себя. Склонившись над водой, он не мог отвести взора от своего прекрасного лица, отраженного в воде. Он был так влюблен в себя, что никого и ничего не замечал вокруг. В наказание за это, Боги превратили его в цветок нарцисс.
- А какие весенние цветы вы знаете?( душистый ландыш, нежная фиалка, хрупкий подснежник).
- Внимание на доску. Замечательное стихотворение С.Маршака:
Рыжий снег темнее в марте
Льдинки тают на окне,
Зайчик бегает по парте,
И по карте на стене.
- Вставьте предлоги (правило).
-Запишите предлоги со словами ,с которыми они взаимосвязаны.
-Назовите, каких еще поэтов и писателей вы знаете , которые писали о весне?
V. Итог урока
- Много сегодня мы с вами пишем и говорим. И это благодаря русскому языку, великому и могучему, знать который мы с вами должны.
- Чему научились на уроке? Что нового и интересного узнали для себя?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 4 класс
Конспект урока, 4 класс. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» с планом
Конспект урока. Сочинение по картине Левитана «Весна - большая вода», 4 класс
Конспект урока «Три склонения имен существительных», 4 класс. Школа России
Урок путешествие по русскому языку, 4 класс. Обобщение