Цели: закреплять и углублять полученные знания учащихся о местоимении; совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, умение определять падеж местоимений; развивать мышление, устную и письменную речь; прививать интерес к русскому языку, творчеству русских поэтов.
Оборудование: изображение королевы Местоимении, конверты с вложенными в них письмами, карточки-слова, карточки для индивидуальной работы.
I. Организационный момент.
- Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места. Откройте тетради, запишите число, предложение «Классная работа».
II. Сообщение темы и цели урока.
- Вспомним и обобщим то, что знаем о местоимении. У нас будет не обычный урок, а урок-путешествие в страну Местоимению, хозяйка которой - королева Местоимения. Она прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю.
Учитель зачитывает письмо.
Здравствуйте, друзья!
Я узнала, что вы хотите побывать в моей стране. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только любознательных и находчивых. А главное - знающих людей.
Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия. Сегодня я отмечаю свой день рождения и прошу прибыть без опоздания.
В добрый путь!
Королева Местоимения.
III. Повторение изученного материала.
1. Минутка чистописания.
1) Письмо букв.
- Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны изобразить в тетради маршрут нашего путешествия. Запишите в тетради строчку соединений, как у меня на доске. Чтобы не заблудиться, маршрут нужно обозначить точно, поэтому все элементы должны быть написаны правильно и красиво, следите за этим.
Ч // Ч // Ч // Ч
Учитель ведёт показ букв, комментируя выполнение написания.
2) Письмо предложения.
На доске записана пословица:
Человек без друзей - что дерево без корней.
Учитель. Прочитайте пословицу. О чём она? (Ответы учащихся.)
- В письме мы прочитали, что нам пригодятся любознательность, находчивость и знания. Но дружба тоже очень важна во время путешествия. Запишите красиво в тетрадь пословицу и постарайтесь её запомнить.
Учащиеся выполняют задание.
2. «Пещера загадок».
- Итак, начинаем наше путешествие. Первым препятствием на нашем пути стала «Пещера загадок».
Учащиеся отгадывают загадки, учитель показывает карточки с написанными на них словами-отгадками.
1. Какие два личных местоимения 1-го лица мешают движению на дорогах? (Я-мы.)
2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я.)
3. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно во время стоянки. (Я-корь.)
4. Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издаёт лягушка. Вместе - название овоща. (Тыква.)
5. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синоним к слову горе. Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда.)
6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик.)
7. В каком местоимении два звука и одна буква? (Я.)
8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За-я-ц.)
9. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Я-блок-о.)
- Какие словарные слова нам встретились? (Заяц, яблоко.)
- Написание каких букв в этих словах мы должны помнить?
(Непроверяемые гласные в корне слова: в слове заяц - буква я, в слове яблоко - буквы о.)
- Какими частями речи являются эти слова? (Имена существительные.)
- Каким местоимением можно заменить слово заяц? Яблоко? (Заяц - он, яблоко - оно.)
- Первое испытание вы выдержали достойно. Продолжаем путешествие.
3. Работа с текстом «Лесные премудрости».
Учитель раздает учащимся карточки с представленным текстом.
- Положите перед собой текст.
Учащиеся выполняют.
- Прочитайте текст.
Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.
Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Королёк сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнёздышко на берёзовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.
- О чём говорится в нём? (О том, как разные птицы устраивают свои гнёзда.)
- Нужно списать текст, заменяя, где это возможно, имена существительные личными местоимениями. Сделать разбор двух последних предложений (разобрать по членам предложения и надписать части речи).
Учащиеся выполняют.
Проверка.
Орёл свил самое большое гнездо. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.
Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Он сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
- Каким членом предложения могут быть личные местоимения? (Второстепенным членом предложения, подлежащим.)
- И с этим испытанием вы справились, я думаю, королева Местоимения будет вами довольна.
Физкультминутка
- Мы с вами находимся на этапе «Лесные премудрости». Давайте сделаем весёлый привал. Представим, что мы в лесу. Отдохнём! Встаньте так, чтобы вам было удобно.
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
(Поднять руки вверх. Выполнить наклоны туловища влево-вправо.)
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер стряхает росу.
(Согнуть руки в локтях, встряхнуть кисти.)
В сторону руки - тихо помашем –
Это к нам птицы летят.
(Развести руки в стороны. Сымитировать взмахи крыльев.)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
(Отвести руки назад.)
- Сядьте тихо за парты, продолжим путешествие.
4. «Поляна Сказок».
Учитель раздаёт учащимся карточки.
- Положите перед собой карточки-рыбки. Прочитайте текст (по вариантам) так, как он написан.
Вариант 1
Приплыла к (он) ... рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Воротился старик ко старухе,
Рассказал (она) ... великое чудо.
Вариант 2
Не посмел я взять с (она)... выкуп,
Отпустил (она) ... в синее море.
Не умел ты взять выкупа с рыбки.
Хоть бы взял ты с (она)... корыто.
- Из какого произведения эти строки? («Сказка о золотой рыбке».)
- Кто его автор? (А. С. Пушкин.)
- Что в тексте не так? (Слова в предложениях требуют, чтобы местоимения, связанные с ними по смыслу, были употреблены в нужной форме.)
- Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме, запишите рядом со скобками, сверху карандашом обозначьте падеж.
Учащиеся выполняют задание.
Проверка.
- Прочитайте полученный текст. В каком падеже употребили местоимения?
- Выполните задания.
1-й вариант: подберите из текста слово к схеме
(Старик.)
Найдите однокоренные слова. (Старче, старуха.)
2-й вариант: найдите слово с суффиксом -к-, подберите устно 2 однокоренных слова не из текста. (Рыбка - рыбный, рыбак.)
- Двигаемся дальше.
5. «Гора грамотности».
- Написать местоимения в нужном падеже.
С (он) Т. п. (С ним.)
У (она) Р. п. (У неё.)
Перед (он) Т. п. (Перед ним.)
За (она) Т. п. (За ней.)
У (он) Р. п. (У него.)
Над (она) Т. п. (Над ней.)
К (он) Д. п. (К нему.)
- Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они употребляются с предлогами?
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)
IV. Итог урока.
- Давайте подведём итоги, вспомним, что мы знаем о местоимении, пользуясь планом.
План.
1. Значение.
2. Вопросы.
3. Постоянные признаки.
4. Как изменяется.
5. Роль в предложении.
Учащиеся рассказывают о местоимении, опираясь на план.
- Вы многое узнали о местоимении, прошли все испытания и получили ещё одно письмо.
Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и находчивыми туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну слов.
До встречи на страницах учебника.
Королева Местоимения.
- Ребята, но ведь у королевы Местоимении сегодня день рождения. Я предлагаю каждому из вас написать личное письмо-поздравление и поблагодарить за интересное путешествие.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель зачитывает 2-3 письма.
Учитель. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? О чём расскажете дома или друзьям?
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Нет комментариев. Ваш будет первым!