Конспект воспитательного часа на тему «Народные обычаи и традиции зимних праздников»
Новогодний воспитательный час «Народные обычаи и традиции зимних праздников»
Автор: Прикман Надежда Сергеевна, учитель, Омская область, Полтавский район, село Платово
Описание: Данным конспектом воспитательного часа могут воспользоваться как учителя начальных классов, так и воспитатели детского сада.
Цель: формировать у детей представление о народных традициях и обычаях зимнего цикла.
Задачи:
1.
Образовательные: побуждать к размышлениям на тему "Добро, любовь, терпимость, счастье, взаимоотношение".
2.
Развивающие: развивать устную речь учащихся.
3.
Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Ход
Дети за учителем заходят в наряженный праздничный зал (класс), становятся кругом.
I. Вступление.
Учитель: - Снова мы с вами в этом замечательном зале, где праздновали Новый Год. Осталось здесь яркое мерцание огоньков, звездочки сверкают, искрится дождик, а на дворе настоящая Зима-волшебница, которая принесла столько праздников. Сегодня наш рассказ будет о зимних чудесных днях, праздничных событий.
(Дети садятся в круг.)
II. Беседа о Рождестве.
Учитель: - Кроме праздника Нового Года, пришла еще одна весть, про это событие известила в древности яркая Рождественская звезда на небе. Что вы знаете об этом празднике?
(Дети высказываются.)
Однажды у мамы, которую звали Мария, родился сын Иисус. И произошло чудо — над вертепом, пещерой, в которой лежало дитя, взошла большая звезда-комета, такая яркая, что люди поняли, что родился сын Божий, Люди несли младенцу подарки, пели рождественские песни, поздравляли друг друга. И до сегодняшнего дня во всем мире празднуют рождение Христа, уважают его. Почему?
(Дети высказываются.)
- В этот день, 7 Января, в каждом доме зажигают свечу, как символ добра и любви. А еще в Рождественскую Ночь происходят разные чудеса. Хотите посмотреть какие? Тогда пойдемте к дому.
III. Сценка "Рождественская весть".
Действующие лица: мать, сын, дочь, Домовой (мягкая игрушка), Свеча, 2 яблока, Ангел.
Ход
Вечером, наколядавшиеся, детки ложились спать.
Мать: - Наташенька, Андрюша, час уже отдыхать. Уже все спят.
Наташа: - А мы еще хотим услышать сказку. Правда ли, что в Рождественскую Ночь все немое и неживое оживает, а звери говорят?
Андрюша: - Видно, что правда, это так нам дедушка говорил!
Мать: - Говорят люди, что правда, но это может слышать только счастливый
и только во сне человек.
Наташа: - Тогда мы ляжем спать, может и нам что-нибудь хорошее приснится!
Под музыку просыпается Домовой, медленно движется, выходит из угла на середину.
Домовой: - Ух! Ух! Пшеничный дух! Теперь погуляю, потому что раз в год оживаю.
Свеча (просыпается под музыку, выходит к домовому):
- О! Как долго я спала!
И не слышала, и не знала,
Что Свят - Вечер наступил,
Я вновь опять ожила!
А ты, Дед, уже танцуешь?
Домовой: - А ты, Свеча? Не слышишь?
Хватит, хватит тебе спать!
Иди сюда танцевать.
Два яблочка из-за стола:
- О, мы уже проснулись.
Хорошие сны нам снились!
Тогда пойдем к друзьям!
(Все в кругу вместе танцуют под веселую музыку. Музыка меняется на медленную. Появляется Ангел).
Ангел: - Здравствуйте, милые друзья! Я вижу – вы не в тоске!
Веселые и радостные.
Я принесла и от себя веселые новости!
«Где – то высоко звезда
Весело сияет,
Родился там Сын Божий,
Что всех оживляет!»
(Герои берутся за руки и идут в хороводе. Часы бьют семь часов утра. Вещи становятся на места.)
Наташа: - Андрей, ты спишь?
Андрей: - Нет, уже не сплю. А знаешь, я видел хороший сон.
Наташа: - Интересно, что тебе снилось? Или, что и мне?
Андрей: - Мне приснилось, что свеча, яблоки и домовой разговаривали, а еще я видел ангела.
Наташа: - А знаешь, что сон означает?
Андрей: - Знаю, что мы будем счастливы!
Наташа: - Да, мы счастливы, потому что имеем родного отца и добрую маму, которые за нас заботятся, которые нас в школу провожают и нас любят. Если бы все дети были счастливые! Тогда была бы счастлива вся наша земля!
IV. Беседа о счастье, пожеланиях.
Учитель:- Дети, а что по-вашему счастье?
- На Рождество, 13 Января, в Щедрый Вечер, мы ходим друг к другу в гости и желаем здоровья, согласия, добра. Как же называются эти особые стихи и
песни?
(Колядки.) Тогда расскажем.
(Дети с учителем выходят в круг.)
V. Чтение колядок.
V. 19 Января - Крещение
Учитель: - Среди всех пожеланий всегда были и о здоровье. Именно в эти зимние дни природа дает здоровье тем, кто ей верит и уважает. Вы не догадались, о каком дне я говорю, и какие силы природы дают нам здоровье?
- Так, 19 Января — Крещение.
(Учитель ставит перед собой тарелку с водой и кладет пучок калины.) С древности люди набирали в этот день воду и хранили ее на случай болезни. А девушки наливали освященную воду в большую миску, на дно клали пучок калины или ожерелье, и умывались, «чтобы лицо было красивое». В этот день вода может передавать мысли, наши пожелания. Глядя на воду, люди думали о том, что сами хотели бы иметь, то желали и другим.
- А что бы вы пожелали себе, своим родителям и друзьям?
( Дети высказываются)
- Пусть все ваши мечты осуществятся.
VI. Конец.
- Закончилось наше повествование о зимних чудесах.
А за этим, словом будьте здоровы.
Не сами собой — с папой, с мамой,
С братиком и сестричкой,
Да со всем родом, с Господом Богом.
Песня «Сколько бы ни пели, а прощаться время»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игрового классного часа для начальной школы на тему: Старый Новый год
Новогоднее поле чудес для начальной школы
Сценарий новогоднего праздника в начальной школе
Сценарий новогоднего музыкального интерактивного представления для детей 1-2 классов