Учим кроху говорить
Я,
Шаврина Надежда Владимировна, по образованию учитель начальных классов и специальный психолог. Я работаю учителем начальных классов в Кемеровской области г. Полысаево. Также я мама 2 замечательных деток.
Очень редко мы слышим от мамочек на детской площадке или на прогулке, что их полуторагодовалые малыши уже хорошо разговаривают. Заботливые родители стараются все время говорить со своими детишками: именно это рекомендуют делать логопеды и психологи, моя дочь заговорила именно в полтора года потому что мы с ней постоянно беседовали. Пусть это по кажется странным но сперва приходилось просто громко разговаривать как-бы с собой (без ответа дочери). Но это дало свои результаты и в 1,6 моя дочка начала мне отвечать. Порой на кухне я рассказывала сказки, пела детские песни, когда моя дочь просто напроста играл в погремушки рядом.
Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Именно этого достаточно для обучения самым первым словам. Рассмотрим 2 игры, которые помогут нам обучить малыша на ранних этапах, это игры: повторяй за мной и моя энциклопедия, а также ежедневная артикуляционная гимнастика. Также на развитие речи влияет развития наших пальчиков, поэтому необходимо развивать пальцы, как на руках, так и на ногах. Но рассматривать пальчиковые упражнения я не буду, так как их сейчас большое разнообразие, как говорится на любой вкус.
Повторяй за мной
Для начала игры необходимо подобрать те слоги, которые малыш уже достаточно хорошо произносит. Например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, предметы, в названиях которых есть этот слог (песок, игрушечный пират, пижама, пистолетик, пирамидка). Сядьте поудобнее, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Затем продолжайте: «А вот песок! Давай-ка поиграем, посмотрим какой он сыпучий!» Пусть малыш попересыпает песок. «Посмотри, кто это к нам пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Скажи вместе с мамой: пижама». Что заинтересует ребенка на том и необходимо остановиться. Повторять слова новые необходимо по несколько раз. На следующем уроке нужно подобрать слова с другим слогом и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.
Моя энциклопедия
Эта веселая игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также развивает артикуляцию звуков. Заранее подберите картинки по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т.д. Сейчас в наших магазинах достаточно большой выбор наглядного раздаточного материала. Тем более что если вы купите этот раздаточный материал, то он вам поможет для дальнейшего изучения животных, деревьев и т.п. Ведь ребенок растет и его кругозор расширяется, а голова требует для своего питания дополнительной информации. Ведь малыши это наши маленькие «почемучки», им все интересно. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
Посадите ребенка напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать своё лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо. Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок (Этот знак для глухонемых означает «внимание», такие познания у меня имеются от того что я работала воспитателем с глухими детьми) при произнесении каждого нового слова.
В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.
Занимаясь с крохой, не забывайте о нескольких важных правилах. Первое: начинайте развивать речь ребенка, обязательно исходя из уже имеющихся у него навыков. И второе правило – стимулирование самостоятельной речи ребенка должно быть эмоционально окрашено. Тогда кроха обязательно сразу же станет пытаться повторять за вами новые слова.
С рождения с малышом необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Главное гимнастику надо делать ежедневно с самого рождения малыша. Заниматься с ребенком необходимо тогда, когда у него хорошее настроение. Упражнения: пропеть гласные звуки, сдуть бабочек с картинки, поиграть в мяч с языком, показать языком как скачут лошадки, облизаться, как будто губы вымазаны вареньем, надуть щеки и т.п. Таких упражнений достаточно много в логопедии. Также можно нарисовать картинки с этими звуками и пусть малыш вам помогает рисовать (раскрашивать)
Творите вместе с вашим малышом и ваш ребенок в скором времени заговорит и заговорит правильной и красивой речью. Всего вам хорошего!
Рекомендуем посмотреть:
Речь и её функции
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет
Похожие статьи:
Как научить ребёнка говорить