Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет

Опыт работы воспитателя ДОУ по обогащению словаря в раннем возрасте.

Цель: Обобщить теоретические и практические знания по обогащению словаря в раннем возрасте.
Задачи: Познакомить с этапами работы, методами и приемами.
Описание: Работа может быть использована педагогами и родителями детей раннего возраста.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Большое значение с раннего возраста нужно уделять развитию речи. Именно в раннем возрасте наиболее благоприятная среда для закладывания основ грамотной, четкой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно.
Основную работу по обогащению словаря я провожу на занятиях по развитию речи с картинками и сюжетными игрушками. Эту работу провожу поэтапно, от простого к сложному:
1 – изображения предметов сопоставляем с предметами. Это могут быть картинки отдельных предметов посуды, мебели. Затем серии изображений: животные.
2 – показ картинки без предмета. Сначала показываю 1 картинку, затем 2 и т.д.
3 – выбор идентичных изображений из множества, находить изображения на столе и на подставке на расстоянии.
4 – рассматривание картин, отличающихся деталями (сравнение, выстраивание сюжета).
На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее), прилагательными( признаки предметов – величина, цвет), глаголами(спит, сидит, лежит), предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету(ведро красное и синее), по размеру(яблоко большое и маленькое), по состоянию(собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными(киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе(мяч-мячи), предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения(кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости)
Особое место занимают игры с куклой, которые провожу в определенной последовательности:
«Устроим кукле комнату»
«Уложим куклу спать»
«Кукла проснулась»
«Девочка чумазая»
«Постираем платье»

Кукла участвует на занятиях и приходит в свободное время, катаем ее на машине, строим дом,присутствует при приеме пищи.

Большое внимание уделяю развитию сенсорных способностей. Сенсорное развитие – это большой источник обогащения словаря. Есть уголок сенсорики, использую игры:
«Лото»
«Парные картинки»
«Больше-меньше»
«Воздушные шары»





Создаю развивающую речевую среду: чтение художественных текстов, пение небольших песенок, игры со словами. Полученные знания на занятиях закрепляю в режимных моментах.

При умывании закрепляются слова: холодная, теплая, льется. При укладывании спать пою детям колыбельные. Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, замечаю произношение слов из песенок (не скули, качать). При одевании на прогулку закрепляю названия цвета одежды. На прогулке тоже идет закрепление слов. Например, на занятии знакомились с животными и их детенышами, в свободное время строили детский сад для маленьких животных, закрепляя их названия. На прогулку выносила игрушку щенка, играли с ним в подвижную игру, делали пирожки для него, учили катать мяч. После такого многократного повторения дети запомнили, что у собаки детеныш – щенок.
Таким образом, в словарной работе я использовала разные методы ( рассматривание предметов, показ картинок, художественная литература, рассматривание игрушек, дидактические игры) и приемы ( речевой образец, повторное проговаривание, вопрос, наглядность, игровые приемы) в зависимости от степени овладения детьми слова.
Наиболее эффективный метод в работе с детьми раннего возраста – это дидактические игры.

Рекомендуем посмотреть:

Как научить ребёнка правильно говорить Речь и её функции Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака Родители - друзья детей

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Кружка для папы из бумаги на 23 февраля своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3163 дня назад (27 марта 2016)
Просмотров: 6060
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Нина Викторовна Трутнева # 27 марта 2016 в 13:01 +1
Добрый день, Ираида Ивановна! Разработка Ваша понравилась. Мой голос -Вам!
Елена Борисовна Жданова # 27 марта 2016 в 14:13 +1
Использование наглядных предметов, картинок, аппликации на таком занятии - это правильны и актуальный прием. Понравилось уместное создание развивающей речевой среды. Для занятий дошкольников по развитию речи хорошая подборка материала. Только мне показалось, что цель и задачи были сформулированы некорректно и неточно.
Светлана Анатольевна Штанникова # 25 июня 2019 в 10:35 0
Для меня данные материалы оказались полезны.Спасибо!