Мы выбираем чистое слово
В целях привлечения внимания общественности к проблемам современного состояния русского языка, повышения общей речевой культуры Департаментом образования и науки Кемеровской области успешно реализуется социокультурный проект «Чистое слово». Этот проект начинался в городе Кемерово, охватил уже тысячи участников и имеет большой воспитательный, просветительский и образовательный эффект.
Накопленный положительный опыт позволяет расширить рамки проекта на всю территорию Кемеровской области. Управлением образования Яшкинского района предложено принять участие в акции и дошкольным учреждениям. Это абсолютно правильное решение. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования речи и норм поведения.
Все педагоги знают, что сензитивный период развития речи 0 - 6 лет и социальных навыков от 2,5 до 6 лет. В этом возрасте образец для ребенка - это речь его родителей, близких людей и педагогов ДОУ. Поэтому, кому как не нам принимать самое деятельное участие в акции «Чистое слово»?
Не секрет, что многие люди, употребляя ненормативную лексику, даже не задумываются о том, какое пагубное влияние имеет слово на душу человека. Употребляя бранные слова, слова – «паразиты», для «связки слов», просто так (а что в этом особенного?), не желая дать себе труда подобрать слово, люди даже не подозревают о том, что каждое такое слово отзывается в ДНК человека.
В Институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Гаряев и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный долгое время изучали влияние мата на хромосому человека. П.П. Гаряев считает: с помощью словесных мыслей - форм человек создает свой генетический аппарат. К примеру, ребенок, взявший от родителей определенную наследственную программу, начинает дебоширить, сквернословить. И разрушает и себя, и свою среду – как социальную, так и психологическую. И ка¬тится этот снежный ком из поколения в поколение.
По выводам ученых генетическому аппарату совсем небезразлично, о чем мы думаем, говорим, какие книги читаем. Все впечатывается в волновой геном, то есть волновую генетическую программу, которая меняет в ту или иную сторону наследственность и программу каждой клетки.
Все мы слышали фразу «словом можно убить человека», и это реальность. Ничто не проходит бесследно и каждое слово, так или иначе, отзовется в нашей жизни.
Работу с детьми над чистотой языка я начала, когда мои детки были еще в младшей группе. В то время, бывало, они не задумываясь произносили в адрес своих товарищей матерные слова. Начала потихоньку, в силу их несмышленного возраста приучать говорить красивые слова. Теперь, если какой – то ребенок неосторожно произнесет бранное слово, есть жесткое правило – говорим три красивых слова. Дети делают это сейчас легко. Чего, к сожалению, не всегда скажешь о взрослых. Были ситуации, когда приходилось объяснять, что слово « дурак» употребляется в русских народных сказках. И даже это слово наши дети стараются не применять в своей речи.
Все педагоги работают с художественным словом. Потешки, чистоговорки, пословицы, стихи, сказки, проза – все это помогает обогатить речь детей, научить новым словам. Зная классиков русской поэзии и прозы, читая хорошую, качественную литературу, волей – неволей дети узнают много новых слов, которые приятны нашему слуху и обогащают словарный запас ребенка. Чего не скажешь о мультфильмах сомнительного содержания, но, которые в силу яркости образов привлекают наших детей к экрану. «Винкс» и «Человек-паук» тоже не улучшают эмоциональную окраску языка ребенка. Необходимо было что-то срочно делать. Вот поэтому на базе нашего детского сада мы начали укреплять работу со словом. Мною был организован для детей кружок художественного чтения «Истоки». Почему «Истоки»?
« Вначале было Слово…
И по сути, оно царило в мире
Много лет.
Но на какой-то роковой минуте
Вдруг утеряло мощь свою и свет.
Мир погрузился в грех косноязычья,
Где ложь и тьма соткали пышный цвет.
И чтобы воскресить его величье,
На плаху жизни поднялся поэт.
Хула и скверна заклубились тучей,
Затмили солнце стаей черных птиц,
А он огонь души вдыхал в созвучья,
И стих рождался в зареве зарниц».
Это стихотворение мною любимого яшкинского поэта Петра Ивановича Варкентина. Он много лет борется за чистоту русского языка. И очень мне помогал в моей работе. А также я руководствуюсь в воспитании и развитии своих деток методами и приемами моей учительницы русского языка Лидии Сергеевны Наумкиной. Этому словеснику я многим обязана. Она учила нас любить и ценить великий и могучий русский язык. И гордиться тем, что мы можем думать, писать и читать на русском языке, языке великих Пушкина и Чехова, Толстого и Достоевского. А сказки и басни? Ведь как много красивых, звучных слов использовал наш народ в них! Народ, которому незаслуженно приписывают ненормативную лексику.
Год работы кружка показал, как живо дети интересуются языком наших классиков. Мы много учим стихов, сценок, с радостью выступаем перед своими друзьями и взрослыми. И вот как результат работы весной 2013 года провели конкурс лучших чтецов «Весной навеянные строки».
Мы считаем, что своей работой вносим посильный вклад в укрепление позиций русского языка. Сделано еще, конечно, немного, можно и нужно продолжать такую работу. В конце октября на базе нашего детского сада пройдет открытое районное мероприятие, посвященное заключительному этапу празднования юбилея области, на котором дети тоже будут рассказывать стихи яшкинских поэтов. В них тоже красной строкой проходит любовь к родине, рассказанная красивыми и добрыми словами. Также думаем расширить рамки нашего внутрисадового конкурса чтецов. Я думаю, и очень надеюсь, что все у нас получится. И у наших детей не будет возникать желание засорять свою речь словами, не украшающими нашу жизнь.
Елена Кустова, воспитатель МБ ДОУ «Яшкинский детский сад».
Похожие записи:
Рекомендации для родителей по теме недели "Работники прачечной"
Стихотворение, посвященное Дню Победы
Рисование пейзажа "Лето в горах" для начинающих поэтапно с фото
Рисунок на тему Осень для детей 4-5 лет