Конспект по ознакомлению с природой «Зимние природные явления» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Кузнецова Наталия Валентиновна, воспитатель детского сада
Описание: Материал поможет познакомить с зимними природными явлениями. В конспекте представлено описание явления, загадки и иллюстрации. Публикацией могут воспользоваться воспитатели и родители. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа: Распечатать фото, иллюстрации на бумажном носителе, для удобства работы.
Если нет возможности распечатать, можно использовать презентацию из представленных фото иллюстраций. Так же можно использовать карточки с изображением природных явлений, которые можно приобрести в магазине. Поэтому в тексте использую слово иллюстрация, а не фото.
Цель: Ознакомление и обогащение знаний о зимних явлениях природы
Задачи:
- Уточнение, систематизация и обогащение знаний о природных явлениях, их характерных особенностях.
- Формирование причинно-следственных связей в природе, умение делать простейшие выводы.
- Формировать навыки безопасности во время тех или иных явлений.
- Развивать наблюдательность и любознательность.
- Развивать познавательную активность, устойчивое внимание.
- Активизировать словарный запас
Ход совместной деятельности
Воспитатель.
С каждым днём всё холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит к нам пришла……… (зима)
Ребята, сегодня мы поговорим о природных явлениях.
Какие зимние природные явления вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы!
Давайте подробно опишем каждое явление.
Начнём мы со снегопада.
Снегопад – это атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снега, мелких кристаллов льда. Образование снежинок происходит от того, что влага испаряется с поверхности водоёмов, поднимается наверх, там остывает, собираясь в капельки. При отрицательной температуре они выпадают в виде крохотных кристалликов льда.
С неба падают зимою,
И кружатся над землёю.
Лёгкие, пушинки,
Белые……..(снежинки)
Ответы детей.
Воспитатель.
Молодцы правильно ответили.
Найдите картинку с изображением снегопада, снежинок.
Дети находят нужную иллюстрацию
Воспитатель.
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это зимние …….(метели)
Воспитатель. Правильно. Следующее природное явление – метель.
Метель – перенос сильным ветром падающего или выпавшего ранее снега над земной поверхностью.
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель.
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки – зимы подруга,
Северная гостья…..(вьюга)
Ответы детей.
Воспитатель.
Давайте немного отдохнем, а потом продолжим
Физминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка – зима!
(кланяемся)
Что в подарок принесла?
(разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,
(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый
(встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,
(движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!
(поднимаем руки вверх, крутим фонарики)
Воспитатель.
Дети, какие природные явления мы не назвали?
Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно, мы не назвали…..
Вьюга – сильная метель.
Буран – сильный зимний ветер, поднимающий вверх массу сухого снега.
Пурга – сильный ветер со снегопадом.
Позёмка – низовой ветер зимой, а так же снег, переносимый этим ветром при отсутствии снегопада.
Бежит по снегу, а следа нет….. (позёмка)
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель.
Снег подтаял, а потом
Сверху он покрылся льдом.
Снег теперь в броню одет.
Что же это, дай ответ?......(наст)
Наст - снежная или ледяная корка на поверхности снежного покрова. Образуется при оттаивании верхнего тонкого слоя снега при оттепели или смачивании дождём и последующем смерзании образующейся жидкости, а так же при выпадении ледяного дождя.
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель.
Почему то снег растаял,
А потом – опять мороз.
Мы весну ещё не ждали,
Кто же нам её принёс? (оттепель)
Ответы детей.
Воспитатель.
Оттепель – повышение температуры атмосферы до положительных значений в устойчивый морозный период зимой.
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в интересную игру.
Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы Какой?, Какая?
Игра «Подбери слово – признак»
Зима (какая?)
Ответы детей. Холодная, снежная, морозная.
Снежинка (какая?)
Ответы детей. Белая, лёгкая, красивая.
Снегопад (какой?)
Ответы детей. Сильный, красивый.
Метель (какая?)
Ответы детей. Снежная, свирепая,
Иней (какой?)
Ответы детей. Блестящий, красивый, серебристый.
Лёд (какой?)
Ответы детей. Скользкий, прозрачный.
Воспитатель.
Молодцы, ребята, справились
С заданием.
Воспитатель.
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. ( иней)
Ответы детей.
Иней – мелкие кристаллы льда, выделившегося из влажного воздуха на охлаждённых (отрицательной температуре) предметах.
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель.
Дети, какие природные явления мы ещё не назвали.
Ответы детей.
Воспитатель.
Да, мы не назвали
Гололёд – слой плотного льда, нарастающего на поверхности земли и на предметах, вследствие оттепели, переохлаждённого дождя, мороси и тумана.
Изморозь – это рыхлый покров в виде кристаллических или зернистых отложений льда, образующийся в туманную морозную погоду на тонких и длинных предметах (ветки деревьев, провода)
Туман – появляется, когда тёплый влажный воздух соединяется с холодным. Ночью земля начинает остывать, и нижние слои воздуха становятся холоднее. Холодный и тёплый воздух соединяются, образуется туман.
Ледяной дождь – это переохлаждённые осадки, которые выпадают при минусовой температуре
Воспитатель. Покажите их на иллюстрациях
Дети находят нужную иллюстрацию.
Воспитатель.
Ребята, давайте перечислим все природные явления, о которых мы сегодня говорили.
Если осталось время, то можно усложнить задание. Дать краткую характеристику явлению, найти иллюстрацию.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по аппликации в старшей группе на тему: Зима
Конспект беседы на тему "Зима" в старшей группе
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с презентацией. Как птиц
Экскурсия в зимний лес. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Волшебница - зима
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Январь
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Февраль
Беседа «Зимние забавы» в старшей – подготовительной группе