Занятие для учащихся 3 класса (Творческая мастерская) по теме "Осень"
Творческая мастерская. Тема "Осень"
Автор: учитель биологии, химии Леванских Н.В., МБОУ Ванзетурская СОШ
Пояснительная записка
1. Автор (ФИО, должность) Леванских Наталия Витальевна
2. Название ресурса
Первое занятие из цикла "Осень". Времена года. 3 класс. Внеурочная деятельность. УМК «Школа России»
3. Вид ресурса
Технологическая карта урока, пояснительная записка, приложения, конспект занятия.
4. Предмет, УМК Внеурочная деятельность. 3 класс, УМК «Школа России»
5. Цель и задачи ресурса
Ознакомить учащихся с разнообразием времен года в природе; устанавливать связи между живой и неживой природой; определять значение и ценность природы для человека; расширять представление учащихся о необходимости охраны окружающей среды; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; формировать умение работать с текстами, дополнительной информацией; анализировать предложенный материал; воспитывать бережное отношение к природе.
6. Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс: Учащиеся начальной школы, 3 класс
7. Программа, в которой создан ресурс Документ Microsoft Word 97-2003
8. Методические рекомендации по использованию ресурса Предлагаемая разработка занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на учителей, работающих с УМК «Школа России». Занятие построено на принципе деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу. Данное занятие предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных. Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе. Задачи:
• Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.
• Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом.
• Развивать навыки работы над исследованием текста.
• Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
• Активизировать и развивать умение учащихся работать в паре, группе
• Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника. Планируемые результаты Предметные:
учащиеся познакомятся с разнообразием времен года на примере осени;
научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; научатся умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника, осознают ценность природы для людей; развитие ассоциативного и творческого мышления, научатся формулировать выводы и обобщения. Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные Оборудование :
индивидуальные технологические карты, ручки, тексты о осени, аудиозаписи с песнями о осени, стихи, пословицы, поговорки, приметы осени, картины художников (представлены на слайдах презентации или распечатаны на листах формата А4, вывешены на доску) ( И. Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень" И. Левитан "Осенний день Сокольники" И. Левитан "Осень. Дорога в деревне" А. М. Герасимов "Дары осени" И. И. Бродский "Летний сад осенью" И. И. Бродский "Опавшие листья" И. С. Остроухов "Золотая осень"). Девиз занятия:
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять
Приветствие ребят.
Психологический настрой на творческую работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Сядьте так как вам удобно лицом ко мне.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
1. Индуктор
УЧИТЕЛЬ:
Дорогие участники, попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки:
1. Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
2. Я - в царстве луж, в краю огней и вод.
Я - в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?
(Осень)
3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
(Осенью)
4. Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
(Осень)
Итак, тема нашей мастерской – ОСЕНЬ.
Ход работы в ней я предлагаю вам отражать в индивидуальных листах
( технологических картах). Сделаем первую запись.
2.Самоконструкция
-А теперь подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ОСЕНЬ.
Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше) характеризующих осень. (Записывают).
- Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание.
- А теперь подумайте, на кого или что похожа осень. С чем или с кем вы сравнили бы осень (запишите в таблицу)
- Зачитайте ваши записи в паре. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свою тетрадь.
- Составьте на основе всех этих записей синквейн о осени.
(Пояснение учителя, что такое СИНКВЕЙН, как он составляется).
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
3. Социализация первичного продукта ( первого текста)
-Представьте свое «произведении» в группе ( 4 человека).
Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным.
Выберите один текст(лучший ) от группы для представления всей мастерской(12 человек).
4. Коррекция первичного продукта
- По-моему, получилось оригинально. Вот что значит благодатная тема для творчества. Действительно, прекрасные мгновения осени рисовали художники, о осени писали ученые , поэты. Я предлагаю вам несколько разных текстов о осени. Познакомьтесь с ними и выпишите понравившиеся слова, словосочетания из них (внесите их таблицу).
Тексты раздаются детям на парты.
С доски снимаются цветные фото картин и раздаются детям на каждую парту.
- Конечно же, осень была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат песни о осени. Послушайте внимательно эту музыку, ответьте на вопросы в таблице. (Звучат небольшие отрывки песен)
1. Ах, какая осень
2. Грибы
3. Дожди
4. Дождик
5. Здравствуй, осень
6. Ласковая осень
7. Осенние дни
8. Осенние дорожки
9. Осенний блюз
10. Осенний пейзаж
11. Осень (1)
12. Осень (2)
13. Осень милая, шурши
14. Осень наступила
15. Осень постучалась к нам
16. Песня про осень
17. Что нам осень принесёт
- Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, я , надеюсь, готовы к новому этапу творчества. Напишите новый текст на тему: «Письмо осени ко мне». Социализация вторичного продукта ( второго текста)
-Представьте его сначала в группе, затем и в мастерской.
5.Рефлексия
-Уважаемые участники мастерской, наше совместное творчество завершается. Поразмышляйте над всем произошедшим сегодня, продолжив фразы (работа с технологической картой) УЧИТЕЛЬ:
Огромное спасибо за работу. Мы сегодня говорили о осени. Я бы хотела вам пожелать, чтобы вы замечали в любом времени года, да и вообще в окружающем мире прекрасное и необычное.
Чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления.
Очень интересна разработка занятия. Грамотно составлен конспект, технологическая карта. Соответствует целям и задачам. Тщательно и продумано подобран материал. Спасибо! Голос.