Рисование осеннего пейзажа в технике "гуашь" для детей 5-7 лет. Мастер- класс с пошаговым фото
Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет "Осенний пейзаж"
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей 5-7 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание осеннего пейзажа "Розовое утро" в технике гуашь.
Задачи:
- познакомить детей главными праздниками славянского календаря, народными названиями месяцев;
- научить детей рисовать осенний пейзаж используя в работе нетрадиционную технику рисования мятой бумагой, без предварительного наброска простым карандашом;
- совершенствовать навыки работы с цветом, гуашью, кистью-всем ворсом и её кончиком;
- развивать у детей пространственное мышление, умение правильно строить композицию, а также умение дополнять рисунок собственным содержанием, выбором своей цветовой палитры опираясь на общую поставленную задачу;
- воспитывать интерес к праздникам народного календаря и славянской культуре.
Зовём мы зимнею порой
Декабрь, январь, февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.
За февралём приходит март,
За ним апрель и май.
В лесу и в поле слышен гвалт
Весенних птичьих стай.
За маем лето на порог
Июнь к нам приведёт.
Июль подарит ягод сок,
А месяц август-мёд.
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь
Засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу,
Зима придёт опять.
Двенадцать месяцев в году,
И всех их надо знать.
(Владимир Степанов)
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости!
Наши предки-славяне всегда поклонялись святому духу природы, частью которой является сам человек. Всегда для русского человека была важна семья, сохранение родовой памяти о своих предках, соблюдение традиций и обычаев связанных с календарными праздниками.
Славянство, по словам Государственного Гимна России-предками данная мудрость народная-достоинство славянских народов и великое наследие Руси. Именно традиции воспитывают в нас, тот самый загадочный русский дух: "Там русский дух, там Русью пахнет.." (А.С Пушкин). И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали бы мы в потемках чужих традиций, русские люди всегда возвращаются к родным корням и обычаям.
Был у наших предков и свой календарь, который помогал им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Но календарь был важен не только делами и работой по хозяйству, но ещё и весёлыми праздниками связанными с природой и Землёй-Кормилицей. Были у месяцев и свои красивые названия, которые отражали жизнь природы с её изменениями в зависимости от времени года. И в каждое время года были свои главные праздники, их называли солнечными: два солнцестояния и два равноденствия.
Праздник зимняя Коляда-праздновался в декабре. Декабрь был самым холодным месяцем в году, студёным, и называли его "студень". За ним шел "просинец" (январь), названный так из за первых после хмурого неба декабря "проталинок"-островков синего неба. Февраль из за крепких и лютых своих морозов назывался "лютень".
Весенний солнечный праздник-Масленица, праздновался он в марте. Март называли "березень" , потому что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают свои первые почки. За ним щёл месяц в котором просыпалась Земля-Матушка, расцветали первые деревья и первые весенние цветы, за то апрель называли "цветень". А вот когда просыпались все буйные травы, тянулись к Солнышку-Батюшке, всё вокруг зеленело, наступал май, и говорили о нём ласково "травень".
Летний праздник Купала-яркие ночные костры, хороводы и волшебный цветок папортника-празднуют его в июне. Июнь месяц когда красным соком наливаются ягоды и плоды, в былые времена красный цвет называли-червлёный, отсюда и название месяца "червень". Потом приходило время цветения лекарственных трав и липы, июль называли "липень". Ну а время жатвы и сбора хлеба называли "серпень", в августе снимали хлеб с полей при помощи серпа.
Осенью встречали великий праздник-Радогощь, который означал окончание сельскохозяйственных работ и зимние свадьбы. Праздновался он в сентябре, небо всё чаще начинало хмурится, шли первые дожди, вот и назвали его "хмурень". Октябрь радовал всех ярким одеянием, деревья сбрасывали свои листья, о нём говорили "листопад". В ноябре осень встречалась с зимой, месяц этот назвали "грудень". Название это произошло от груд замёрзшей со снегом земли. Груды, грудный путь-это зимняя, замёрзшая дорога.
Ещё листву не сбросили деревья,
Горят на клумбах хризантемы, сквозь снега.
Но к вечеру, уже похолодало,
Да так, что разыгралась вдруг пурга.
Позёмкой полетела над дорогой,
И под заборы снега намела.
Юлой кружилась впереди прохожих
Пока домой их всех не загнала.
А утром ярко солнце засияло,
И побежали улицей ручьи.
И снова осень золотом блистала,
На клумбах астры яркие цвели.
(Валентина Сывак)
Чудесная и волшебная пора, когда Осень властвует на земле, но Зима уже набирает свою силушку. Был на Руси и такой праздник, который означал встречу Осени и Зимы, называли его "Покрова". В этот день Зима вступает в свои права, идет первый снег и быт людей начинает заметно меняться. Другое название праздника "Засидки". Связано это с началом вечерних девичьих посиделок. Осенняя пора с работами в поле и огороде подошли к концу и теперь девушки собираются по вечерам, чтобы заниматься шитьём, прядением, заготовкой продуктов, домашним рукоделием и другими делами.
В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё-перебираться в новые дома справлять новоселье. Ещё одной традицией праздника были обряды "пострига", посвящения в воинство юношей и крестьянство детей, достигших возраста 3-4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу).
В этот день начинали конопатить избы (утеплять, затыкать щели между брёвнами в доме). Старухи сжигали изношенные лапти, чтобы "прибавить себе ходу на зиму", а ребятишек обливали водой из решета на пороге дома, чтобы зимой дети не подхватили простуду.
"Засидки" означали начало работ в доме при огне, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали новый с особыми приговорами, с этого дня начинали попить печь. Зима наступает не только для людей, но и для всей живности, домашних и лесных духов.
Бытовало поверье, что на Покров уходят на ночёвку многие звери и змеи. Люди верили, что змеи во главе с главным ужом влезают на лещину, чтобы в последний раз взглянуть на небо, после чего отправляются на зимовку.
У Славян было поверье, что в день Покрова Домовой ложился спать и в доме проводили ритуал "Запекания углов". Для обряда выпекали блины маленького размера, и первый делили на четыре части и разносили по углам дома. Это было подношение для Домового, который считался духом дома и должен быть сыт и спокоен, таким образом, его как-бы просили сохранить тепло дома на протяжении всей зимы.
Также существовало поверье, что на Покров уходят на зимовку Лешие. Перед спячкой лесные духи особенно свирепые и злые, они бродят по лесам, ломают деревья, разгоняют зверьё и представляют большую опасность, так что в канун Покрова и на сам Покров люди старались в лесу не появляться.
Для художника-это волшебная пора, пора для творчества и созидания красоты Матери-Природы, пора живописных пейзажей. Добро пожаловать на мастер-класс по созданию осеннего пейзажа!
Материалы и инструменты:
- лист бумаги формата А3
- гуашь
- кисти
- банка для воды
- тряпочка для рук и кистей
- смятые бумажки
Ход мастер-класса:
Начинаем работу над пейзажем с рисования утреннего неба. Примерно половину листа бумаги в его верхней части покрываем слоем белой гуаши, большими горизонтальными и плавными мазками, используя большую кисть. Затем на кисть набираем бордовый или красный цвет (используем те цвета, которые есть в наличии), и по мокрому слою белого цвета наносим лёгкие мазки. Смешиваем цвета, у нас получаются розовые оттенки, создаём уже чистой кистью плавные переходы от белого к розовому.
Примерно по середине листа у нас будет проходить линия горизонта, её также прорисовываем белым и бордовым цветом, создавая розовые переливы цветов. Самый низ работы (первый план) окрашиваем в цвет охра. Плавно соединяем его с розовым цветом.
Теперь нам понадобится кисть потоньше (№3, 4 или 5-это зависит от фирмы производителя). Бордовым цветом рисуем чёткую линию горизонта. И небольшими мазками (примакивание кисти к листу) рисуем силуэт леса.
Теперь ствол дерева. Начинаем его рисовать чёрным цветом, с верху в низ.
Затем набираем на кисть коричневый и дорисовываем ствол дерева с большими ветвями.
У корней дерева наносим горизонтальные коричневые мазки-тень.
Моем кисть и "растягиваем" цвет, создавая плавный переход от коричневого к охре.
Набираем на кисть белый цвет, затем сразу коричневый и рисуем деревце в дали, и его тень.Этой же кистью наносим мазки на ствол главного дерева-прорисовываем кору, затем немного чёрных мазков.
Листья деревьев будем рисовать мятой бумагой. Обмакиваем её в краску (или наносим краску кистью на бумагу) и делаем отпечатки в области кроны. Первый цвет охра.
Затем коричневый.
Бордовый цвет.
На маленькое деревце добавим немного белой гуаши-иней.
Последняя деталь нашего пейзажа, в нижней части работы, с помощью бумаги рисуем опавшую листву и травы.
Для детей постарше работу можно выполнить немного иначе. Начинаем пейзаж так же с нанесения белого цвета, затем вводим красный, бордовый, рубиновый, на ваше усмотрение.
Я использую краплак красный, им же рисую границу горизонта, и плавно перевожу его в цвет охра.
Теперь тонкая кисть-коричневым рисуем ствол дерева на переднем плане, и белым деревья второго плана. Мазками чёрного цвета рисуем кору на главном дереве, рисуем тени у корней, и прорисовываем стволы берёзок.
У корней берёз делаем мазки чёрного цвета.
Чистой кистью с водой размываем эти мазки.
Теперь осенний лес в дали. Прикладываем кисть с разными цветами к линии горизонта, в разном порядке, создавая мазки разного размера и величины.
Далее работа с мятой бумагой, рисуем травы и листья.
Работаем по следующему принципу-набрали зелёный цвет, значит рисуем им сразу все элементы,и крону на дереве и листья на земле.
На переднем плане рисуем травушку-муравушку.
Коричневым усиливаем контур ствола центрального дерева, им же рисуем ещё несколько травинок.
Ну очень захотелось нарисовать грибочки. Это просто-рисуем в три приёма-первый мазок (прикладываем кисть к рисунку) белый цвет-ножка гриба, второй цвет-охра-шляпка, и мазочек коричневого цвета.
Наш пейзаж завершён.
Работы моих деток.
Благодарю за внимание! Хорошего Вам настроения и творческого вдохновения!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование с помощью картофельного штампа на тему Осень для детей 4-6 лет
Рисование на тему Осень в детском саду для детей 4-6 лет
Рисование в детском саду. Старшая группа. Георгины
Рисование осеннего пейзажа поэтапно гуашью для детей 5-6-7 лет