Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как нарисовать петуха гуашью для детей от 5 лет поэтапно с фото

Петух гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Мастер класс по рисованию гуашью от 5 лет " Петух и курочка"
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок , рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: рисование петуха в технике гуашь.
Задачи:
-учить детей рисовать петуха в технике гуашь;
-упражнять в предварительном наброске рисунка простым карандашом с помощью вспомогательных линий построения;
-развивать глазомер, внимательность, интерес к работе с цветом;
-воспитывать интерес к традициям и обычаям родной Земли.

Здравствуйте уважаемые друзья и гости! С древних времён люди с уважением относились к Матушке Природе и её дарам и созданиям. Почти каждая птица или животное для наших предков являлись олицетворением определённых сил природы, поэтому люди наделяли их символическим значением, они посвящались различным богам, были проводниками их воли.
Славяне верили, что каждый бог может превратиться в животное. Это зависит от черт самого животного. Животные имеют свой характер, являются покровителями человека. Каждый человек наделен чертами разных животных, существовал тотемный годослов-славянский гороскоп животных, его цикл состоит из 16 лет .По календарю древних славян год начинался в день весеннего равноденствия. Поэтому славянский гороскоп животных начинается 21 марта, то есть если вы родились до этой даты, вам следует учитывать предыдущий тотем.
Темный Сох (Лось) 1912 1928 1944 1960 1976 1992 2008
Жалящий Шершень (Оса) 1913 1929 1945 1961 1977 1993 2009
Притаившийся Лют (Волк) 1914 1930 1946 1962 1978 1994 2010
Огненная Векша (Белка) 1915 1931 1947 1963 1979 1995 2011
Жемчужная Щука 1916 1932 1948 1964 1980 1996 2012
Бородатая Жаба 1917 1933 1949 1965 1981 1997 2013
Дикий Вепрь (Кабан) 1918 1934 1950 1966 1982 1998 2014
Белый Филин 1919 1935 1951 1967 1983 1999 2015
Шипящий Уж 1920 1936 1952 1968 1984 2000 2016
Крадущийся Лис 1921 1937 1953 1969 1985 2001 2017
Свернувшийся Ёж 1922 1938 1954 1970 1986 2002 2018
Парящий Орел 1923 1939 1955 1971 1987 2003 2019
Прядущий Мизгирь (Паук) 1924 1940 1956 1972 1988 2004 2020
Кричащий Петух 1925 1941 1957 1973 1989 2005 2021
Златорогий Тур (Бык) 1926 1942 1958 1974 1990 2006 2022
Огнегривый Конь 1927 1943 1959 1975 1991 2007 2023

Черты животных мы можем проследить в фольклоре славян. Славяне создали огромное количество сказок, былин, где героями, наряду с человеком, являются различные животные. Они представляют собой целую галерею разнообразных характеров, они оказывают человеку помощь или могут вредить ему. Конечно, все эти персонажи отражают мир людей-их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту.
Наше внимание сегодня обращено к хозяину 2017 года по восточному календарю-Петуху, его образ широко представлен в сказках в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке "Петушок-золотой гребешок"-петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку.

Это ипостась слабого героя, однако, есть и другая сторона, когда Петух выступает мудрым помощником своих друзей или людей. Другой петух, "петушок-золотой гребешок" русских сказок, представляется народному воображению сидящим на своде небесном и не страшащимся ни огня, ни воды, например в народной сказке "Небесный петух".
Жили-были бедные-пребедные старик со старухой. Как-то раз пошли они в лес за желудями-хлеба-то у них не было. Привезли целую гору, намололи и начали лепешки печь. А один желудь упал в подполье и начал там расти. Старуха говорит:
-Пускай у нас дома свой дуб будет, не надо в лес за желудями ездить.
Рос дубок не по дням, а по часам и дорос до самого неба. А тут как раз мука кончилась, и старик полез по дубу за желудями. Добрался до самого неба и видит: сидит петушок - золотой гребешок и стоят жерновки золотые-голубые-ручная мельничка. Взял это все и спустился вниз, забыв про желуди. Старуха ну его ругать: что проку с пустых жерновков, без муки! Повернула их невзначай-а они сами собой молоть начали: вот блин, вот пирог, вот блин, вот пирог. Настала у стариков сытая жизнь.

Как-то раз барин охотился в лесу и забрел в их избушку. Те его накормили до отвала и показали чудесные жерновки. Барин взял их да украл, пока хозяева спали. Стали старики горе горевать.
-Не плачьте,-говорит петушок - золотой гребешок, - я помогу вашему горю. Прилетел он к барским хоромам, сел на воротах и кричит:
-Кукареку! Отдай, барин, жерновки золотые-голубые, краденые! Отдай! Барин приказал петушка поймать и утопить в колодце. Бросили его туда, а он приговаривает:
-Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду! Осушил колодец до дна и снова кричит:
Кукареку! Отдай, барин, жерновки золотые-голубые, краденые! Отдай!

Барин велел бросить его в печь. Изловили петуха, сунули в пламень, а он приговаривает:
-Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду-и залил весь жар. Вспорхнул под барское окошко и ну опять кричать:
-Кукареку! Отдай, барин, жерновки золотые-голубые, краденые! Отдай! Не выдержал барин и выбросил жерновки в окошко. Петушок-золотой гребешок подхватил их и унес к старику со старухой.

Очень почитали петуха древние славяне: "Гласим-царь", "Будимир-царь"-так уважительно называли его. Петуха считали символом рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Его издавна водружали на башни и крыши домов, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина, а так же в одном из преданий старины глубокой.
Много лет назад, когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием поляков. С тех пор, якобы, и остался след петуха на камне, что лежал метрах в ста на юго-запад от церкви Николая Чудотворца-на-Петухах, в бывшей Петуховой слободе.
Изображения петухов часто встречаются в украшение резных наличников, это- украшения обереги, их считают самыми сильными. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними солнце или мировое дерево.

Славянские прялки, полотенца украшались орнаментами, в которых легко можно проследить изображение того или иного животного, и конечно же петуха. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко нес живого петуха или его изображение, так как петух-символ бдительности и храбрости, защиты и активности, это солнечный мужской символ. И именно поэтому в святочных гаданиях, петух, обычно, олицетворяет будущего жениха, коли петух в зеркало поглядит, то жених щеголь будет.

Спустя годы и столетия петух остался очень популярным символом в народных ремёслах. Много изображений петушка можно встретить в народных игрушках-дымковской, филимоновской, городецкой, богородской, да пожалуй и во всех остальных.
В виде петуха делают кувшины и солонки, сажают изображающую его фигурку на различную утварь. Конечно же, его рисуют. Во многих видах росписи можно встретить эту красивую птицу: хохлома, гжель, жостово, полхов-майдан-это только начало длинного перечня.

Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем или изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух-устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее-пожара с его заревом. Красный петух в народном представлении всегда связан с пожаром. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Фраза "пустить красного петуха"-значит, поджечь что-нибудь. Верили, что если в хозяйстве умрет петух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.

Кстати, первая матрёшка, нарисованная Малютиным, держит в руках чёрного петуха, который являлся символом достатка семьи. Южные славяне предпочитали иметь в хозяйстве именно чёрных петухов, по их представлениям, "белый петух-черный хозяин". Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко.
У восточных славян петух-"двойник" хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь.
Использовались петухи и при врачевании. В Воронежской губернии существовал интересный обычай: если ребенок долго кричал по ночам, мать заворачивала его в подол и несла лечить в курятник. Она купала его под насестом, приговаривая: "Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон".

Петушиная подруга, курица,также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок: "Цыплят (у курицы) по осени считают". По представлениям наших предков, это-забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.

С петухом связывается символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни, подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. Так в сказках на страже границ явного мира и навьего-подземного стоит Баба Яга, что живёт в избушке на курьих ножках-именно они и являются проводниками в тридесятые царства-государства, мир мёртвых.
По славянским легендам Баба Яга-это Йогиня Матушка-вечнопрекрасная, добрая, сердечная богиня-покровительница детей и сирот. Она путешествовала на огненной небесной колеснице, иногда верхом на коне по землям, на которых жили потомки Рода Великой Расы и собирала беспризорных детей-сирот. И в каждом Славяно-Арийском поселении ее узнавали по излучающей огненной доброте. Детей она оставляла у подножия Ирийских гор на Алтае, чтобы они не были истреблены, как последние представители рода. Йогиня проводила огненный обряд инициации подростков в Капище, высеченном внутри горы.

Один из главных органов чувств у человека-зрение. Лишённый возможности видеть, он ощущает себя, мягко говоря, неуютно. Наверное поэтому ночь у всех народов мира отдана на откуп всяческой нечисти. Ночь, а вместе с ней и нежить, прогоняется рассветом. Неудивительно, что птица, предвещающая восход солнца (третьи петухи), в человеческом воображении сама по себе была наделена огромными возможностями. По одной из легенд петух призывал утром солнечный свет, как птица бога солнца. Западные славяне читали, что белый петух приносит в дом счастье, и является птицей высшего божества-Святовида.
Веру в необычайную силу петушиного крика хорошо иллюстрирует записанная И. Франко легенда. Семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь, где их должны были и похоронить. Но сколько её ни строили днём, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, петух закукарекал, и она сама вознеслась из-под земли аж до неба (Скуратiвський, 1998).

Существует убеждение, что нельзя держать петуха во дворе дольше семи лет: семигодовалый петух яйцо снесет, а из этого яйца василиск вылупится-на пагубу люду православному.
Все мы смотрели замечательный фильм-сказку о Гарри Потере и знакомы с змеем василиском. Так вот, в былые времена считалось, что из яйца, снесённого петухом и высиженного жабой на подстилке из навоза, рождается василиск-три года это существо исполняет все желания хозяина, но потом забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. И боится этот Василиск крика петушиного больше всего на свете.

Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея:
Когда-то давным-давно на Смоленщине лежал огромный убитый змей. Окрестные жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.

Всем известно, что весна-это время когда в наш мир приходит богиня Лада, покровительница любви, семьи и красоты. Старики сказывают, что у ног Лады всегда гордо выступает белый петух, у правого плеча богини парит белая чайка, а у плеча левого-голубь. Каждая из птиц соотносится с определенной стихией: петух с землей, чайка с водой, голубь с воздухом, а все они вместе воплощают единство всех этих стихий в только еще нарождающейся весне, приносящей с собой радость любви, счастье бытия, осознание великой роли красоты человеческой и природной в жизни нашей.
Само имя богини соотносится с оценкой всего жизненного строя славянина, где все должно быть ладно, то есть хорошо. Люди друг с другом должны ладить, то есть жить в ладу в согласии. Чего и вам желаем, и приглашаем в нашу творческую мастерскую!

Материалы и инструменты:
-лист бумаги формата А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка для рук и кистей
-палитра
Ход мастер-класса:
Начинаем работу с предварительного наброска простым карандашом. Сначала нам надо найти середину листа, делим лист пополам с помощью вертикальной и горизонтальной линий. Далее в нижней части рисуем ещё одну горизонтальную линию-для создания квадрата, в нём мы рисуем круг-основа туловища петуха, над ним ещё один круг меньшего размера-для головы птицы.

Стираем вспомогательные линии-они нам нужны были для правильного размещения птицы на формате рисунка. Далее завершаем построение туловища дугообразными линиями, по обе стороны большого круга. Намечаем основные линии перьев хвоста петуха, и рисуем клюв.

Нам остаётся дорисовать гребень, глаз и бородку петушка.

Теперь приступаем к работе с красками. Фон я решила сделать нежно голубым, для создания цвета воспользовалась палитрой (белый+синий). Полученным цветом аккуратно обводим контуры птицы, остальное пространство рисунка заполняем цветом. Цвет наносим равномерно, горизонтальными мазками.

Далее работаем зелёным цветом, рисуем травку-вертикальные мазки (рисуем сверху вниз, от кончика кисти с постепенным нажатием на весь ворс).

Петуха (туловище и голова) первоначально окрашиваем в белый цвет (при отсутствие белого можно использовать охру или другой цвет). Далее по мокрому белому цвету наносим дугообразные мазки цвета охра и синего.

Так же поступаем и с хвостом птицы, сначала белый цвет.

Затем синие мазки, краска на кисть набирается очень маленькими порциями, на самый кончик.

Для клюва используем охру, и несколько мазков белого и коричневого цветов. Гребень, пространство вокруг глаза и бородку окрашиваем в алый цвет (красный).

По алому цвету вводим мазочки белого и чёрного цветов, затем чистой кистью делаем плавные переходы цветов (размываем цвет-смешиваем с алым), рисуем чёрный глаз.

Петушок у нас лежит среди травки, которую мы и дорисовываем поверх птицы используя два оттенка зелёного цвета, и наша работа завершена.


При желание можно создать рисунок с парой птиц. Работы очень похожи между собой, начинаем с предварительных линий построения-находим середину листа, затем верхнюю половину ещё раз делим пополам.

В одной из частей листа строим силуэт курицы (напоминает снеговичка), во второй половине начинаем рисовать голову петуха.

Дополняем изображения птиц: гребни, глаза, бородки, курочке дорисовываем линии туловища и хвоста.

Работа с цветом проводится по такому же принципу, что и с первой птицей, сначала голубой фон.

Туловище петуха окрашиваем в цвет охра.

И сразу начинаем работу над оперением птицы, наносим дугообразные белые мазки.

Моем кисть и водичкой размываем белые мазки, плавно соединяем с охрой.

Далее наносим мазки коричневого цвета, и снова белого.

Курочку сначала окрашиваем белым цветом, а по нему вводим мазки цвета охра. Глаза птиц рисуем голубым цветом.

Для гребня, пространства вокруг глаз и бородки используем алый цвет. По нему вводим мазки коричневого и белого цветов, с плавными переходами из цвета в цвет (размываем водичкой).

В глазках рисуем чёрные зрачки с белыми бликами.

Подрисовываем перья хвостов птиц (охра и белый цвет), и работа над рисунком завершена.



Работы моих деток.







Благодарю за внимание, всего вам самого доброго и светлого!

Рекомендуем посмотреть:

Рисование Петушка поэтапно в детском саду. Подготовительная группа Как нарисовать петуха поэтапно для детей Как нарисовать петуха гуашью поэтапно для детей Как нарисовать Петуха пастелью поэтапно с фото для начинающих
Участник №93 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Как нарисовать зайца гуашью для детей от 5 лет поэтапно с фото | Как нарисовать сокола гуашью для детей от 5 лет поэтапно с фото
Опубликовано: 2779 дней назад (16 апреля 2017)
Просмотров: 7807
+18
Голосов: 18
Ольга Станиславовна Средина # 16 апреля 2017 в 15:16 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Рада видеть Вашу новую публикацию. Прекрасное вступление, много интересного материала (в том числе и славянский гороскоп). Петух с курочкой тоже удались. Ваши воспитанники скомпоновали свои листы по-разному: у кого -то только петушок, у кого -то парочка! Но все работы хороши! Примите первый голос!
Софья Владимировна Юхнина # 16 апреля 2017 в 20:15 +1
Наталья Александровна, здравствуйте! С удовольствием посетила Ваш мастер класс по рисованию гуашью от 5 лет " Петух и курочка". Не публикация, а ПЕСНЯ! КЛАССНЫЙ! ИНФОРМАЦИОННЫЙ! ТАЛАНТЛИВЫЙ МК!
Всё продумано, грамотно выстроено, пошагово проиллюстрировано. Петушки такие славные получились, у каждого своё настроение, это передают авторы рисунков. Я тоже по гороскопу Петух, открыла много нового для себя.
Аплодирую ВАШЕМУ ТАЛАНТУ, примите мой скромный голос +2, ВДОХНОВЕНИЯ ВАМ, НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА! ТАК ДЕРЖАТЬ!!!
Ольга Вячеславовна Варламова # 16 апреля 2017 в 21:29 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Я ввосторге от мастер-класса! Подробный, доступный, грамотно выстроенный. Петушок и курочка прелесть и работы детей замечательные!!! МОЛОДЕЦ!!! Творческих Вам успехов! С большим удовольствием голосую!
Марина Геннадьевна Шабанова # 17 апреля 2017 в 02:55 +1
Наталья Александровна, давно Вы нас не радовали своими МК. С удовольствием ознакомилась с Вашей новой работой. Понятно и доступно. Мои детки постарше, 2 класс, но мы обязательно попробуем нарисовать и петушков, и курочек! Спасибо. голос №6.
С уважением М.Г.
Мария Анатольевна Блинова # 17 апреля 2017 в 11:38 +1
Талант и мастерство идут вместе держась за руки,ярко,красочно.Голос.
Оксана Юрьевна Сотина # 17 апреля 2017 в 13:19 +2
Наталья Александровна, очень яркий и доступный мастер-класс! Фото качественные, четкие с пояснениями!Подобрано очень много интересного материала к данной теме!Петушки получились очень красочные,как живые! Работы детей замечательные, детские, не похожие друг на друга!!!Голос smile
Ольга Васильевна Яковлева # 17 апреля 2017 в 20:34 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна! Очень интересный МК! Прекрасное вступление, много интересного материала. Петух с курочкой удались на славу! Работы детей замечательные! Творческих успехов! голос
наталья николаевна кривич # 21 апреля 2017 в 03:01 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Очень интересный МК: все этапы показаны на фото и дополнены подробным объяснением. Петушки и курочки у детей получились яркие, выразительные.Спасибо! Примите голос!
Мира Симеунович # 25 апреля 2017 в 08:56 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! От Ваших работ одна только радость! «Петух и курочка» не исключение! Мастер-класс представлен ясно, подробно. Фотографии, как всегда, чёткие, последовательные. Есть инструкция и необходимые объяснения. Цель и задачи выполнены в ходе работы, видно, что дети внимательно Вас слушают, что их интересуют народные традиции. Рисунки детей чудесные! Благодаря Вам, они обучаются рисованию, одновременно расширяется их кругозор, формируется интерес к обычаям своего народа. Особое спасибо Вам за информационный блок! Думаю, что коллеги читают (как и я) не отрываясь, о петухе – «символе бдительности и храбрости», который «олицетворяет будущего жениха», который символизирует «вечное возрождение жизни, подобно солнцу», и ещё многое! Замечательно! С удовольствием голосую и желаю успехов!
Алла Борисовна Фёдорова # 2 мая 2017 в 17:28 +1
Прекрасный мастер-класс все доступно и понятно очень понравилось и очень пригодилось спасибо!
Марина Михайловна Гончарова # 9 мая 2017 в 19:38 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Мастер-класс грамотный, доступный для повторения. Сколько интересного и познавательного материала предложено в Вашем мастер-классе! Картины получились очень яркие, с доброй завистью любуюсь детскими работами. Спасибо за Ваши умения! Примите голос!
Жанна Геннадьевна Становская # 14 октября 2017 в 22:45 +1
Добрый вечер!!!Чудесные работы, прекрасная атмосфера творчества! Такой одухотворенный учитель,как Вы,просто двойная награда для деток!Успехов и дальше!!! А я пока вынашиваю идею кружка по рукоделию, хочу очень поделиться тем, что умею.
Гульнара Рамиловна Зиянгирова # 2 ноября 2017 в 12:42 +1
С большим удовольствием посетила Ваш мастер-класс!Спасибо, что даете возможность учиться нам постигать азы рисования. Детские работы выполнены отлично, Вашим ученикам повезло.
Ольга Анатольевна Котенко # 12 марта 2020 в 20:12 +1
Наталья Александровна, здравствуйте! Прекрасный мастер-класс! Очень интересный теоретический материал, содержит много исторической, патриотической и фольклорной информации! Безусловно, увлекательный и красочно оформленный мастер-класс заслуживает голоса!