Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Монотипия пошагово с фото для детей от 7 лет

Мастер класс по монотипии с фото для детей от 7 лет
Основы изобразительной грамоты: статика и динамика в композиции
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративной композиции в нетрадиционной технике рисования монотипия.
Задачи:
-продолжать знакомство детей с основами изобразительной грамоты: изобразительные средства(точка, линия, пятно), правила построения композиции(композиционный центр, цветовое равновесие);
-познакомить с понятием статики и динамики в композиции;
-совершенствовать навыки работы в технике монотипия, гуашь;
-упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
-воспитывать творческую инициативу, воображение.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы вновь возвращаемся к изучению основ композиции, что же это такое ? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей и предметов в единое целое в соответствии с какой-либо идеей, замыслом. Это продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю изображение.

В предыдущей работе мы выяснили, что композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Что нужно располагать рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого этого мы изучали расположение сторон листа. Учились располагать изображение посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Познакомились с новой наукой-основы изобразительной грамоты, с правилом равновесия в композиции.
Равновесие в композиции.

Правил построения композиции существует очень много, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями-статика и динамика. Сложные на первый взгляд названия означают состояние покоя(статика) и движения(динамика) в живописи.
В статичной композиции нет никого действия. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции спокойны, молчаливы. Помимо статичности(состояние покоя) самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.
Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и так далее. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. К динамичным относятся: треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар, пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и так далее. Следовательно композиция, которая стремится к изменению своих элементов, является динамичной, то есть находится в движении.

Итак, динамика(от греч. dynamis-«сила»)-это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.


Сегодня мы рассмотрим динамику и статику в композиции на примере цветового пятна. Создание любой композиции-это обязательно работа с формой. Конечная же ее цель-достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, созданию которого помогают различные выразительные средства-точка, линия и пятно.
Точка-несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать, например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше, создаст целостный сюжет. Но все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.

Точка включается в ряд других изобразительных средств, составляя равнозначную часть обшей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику. Так, линии можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы". Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть рисунка, заполняет рисунок содержанием, придаёт эмоциональный фон(грусть, радость), различные состояния природы и многое другое.

Материалы и инструменты:
-лист А3
-глянцевая бумага меньшего размера(подойдёт любая поверхность не впитывающая быстро влагу-пакет, термаклеёнка, ватман)
-кисти
-баночка и тряпочка
-ножницы(они нужны чтобы нарезать бумагу для создания отпечатков)
Ход мастер-класса:
Наша сегодняшняя работа основана на создании различных отпечатков цветовых пятен, иначе говоря-это нетрадиционная техника рисования монотипия. Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»-один, «typos» -отпечаток. Мы попытаемся найти образ в случайном отпечатке, создать динамичную или статичную композицию.
Начинаем работу с нанесения цветовых пятен любого цвета на отрезок глянцевой бумаги. Краску необходимо наносить на бумагу густо, так чтоб получились хорошие отпечатки.

Теперь создадим отпечаток, приведём цветовое пятно в движение. Нужно перевернуть листик с краской и приложить и чистому листу, затем создать траекторию движения. Одной рукой держим большой лист, а другой скользим отрезком с краской по большому листу.

Краска на листочке куда её наносили первоначально сдвинулась, превратившись с единое плавно текущее пятно. Остановимся пока на этом изображение и пофантазируем. Пятно очень похоже на красивую тропическую рыбку, нам остаётся наполнить всю площадь бумаги содержанием.

Добавляем фон, и вот рыбка остановилась и с любопытством смотрит на подводный голубой риф, она находится в состояние покоя.
Затем добавим в рисунок пузырьки воздуха и у нас создаётся впечатление плавного подводного течения, композиция стала динамичной.

Теперь рассмотрим отпечаток который у нас получился на большом листе. Повернём лист в разные стороны и посмотрим на что похоже цветовое пятно.

Рассмотрим вертикальный вариант-похоже на оленёнка, выделим линиями контуры ушей, головы, туловища.

Композицию можно дополнить пейзажем на заднем плане.

Второй вариант проработки отпечатка-диковинная птица страус, она смотрит в небо, там в высоте летают птицы под самыми облаками.

Ещё раз перевернём отпечаток, он очень напоминает птицу лебедь, или кого то из отряда гусиных и уткообразных. Принимаемся за работу над фоном, будем использовать голубую гуашь. Сначала нарисуем водную гладь. Первым делом обводится силуэт фигуры птицы, а затем в горизонтальном направлении закрашивается фон.

По мокрому фону рисуем волнообразные линии синего и белого цвета в хаотичном порядке и горизонтальном направлении-волны.

Создаётся впечатления ряби на воде, значит дует ветерок.

Теперь небо, оно должно быть светлее цвета воды. Используем белую и голубую гуашь, сначала обводим контур птицы.

Затем наносим на бумагу плавные горизонтальные мазки, и вводим в фон коричневый цвет. Создаём плавные переходы от цвета в цвет.

Красной гуашью рисуем клюв, добавляем немного белых оттенков.

Затем вход вступают белые линии, декорируем(украшаем) птицу.

Представим что ветер задул сильнее, волны становятся больше и на них появляется пена-рисуем её белой гуашью.

С помощью примакивания кисти к листу рисуем белым цветом облака. Обратите внимание, что и волны и облака плывут в одном направлении.
Затем коричневым с небольшим добавлением зелёного рисуем полосу земли на линии горизонта(где вода встречается с небом). И так как у нас дует ветер, то и стволы деревьев слегка изогнём, рисуем их тоненькой кистью.

Желтым рисуем кроны деревьев-примакивание кистью.

Рисуем один глаз птицы, так как её голова повёрнута к нам боком. Затем добавим красные листья в кроны деревьев, и работа закончена.


Вот что получилось у моих деток-тропические птицы.

Стая морских черепах.

Морская рыба выпрыгивающая из воды.

Гордые птицы из отряда орлиные.

Кощей и кикимора.

Морской хищник.

Стайка весёлых колибри.


Спасибо за внимание! Желаю всем прекрасного и творческого настроения!

Рекомендуем посмотреть:

Кокошник для Снегурочки в технике монотипия. Мастер-класс с фото Монотипия для детей 5-6 лет. Мастер-класс: Цветы для мамы Рисование пейзажа поэтапно для детей дошкольников 5-6 лет Рисование пейзажа поэтапно для детей 5-6 лет
Участник №5 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 сентября по 25 декабря 2015 года
Декоративный натюрморт гуашью пошагово с фото для детей от 7 лет | Подарок своими руками "Букет с розами". Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3391 день назад (17 сентября 2015)
Просмотров: 6665
+30
Голосов: 32
Вера Сергеевна Карабанова # 17 сентября 2015 в 06:55 +3
Здравствуйте, Наталья Александровна. С удовольствием полюбовалась работами, выполненными в технике "монотипия"! Очень интересно было почитать о статике и динамике в композиции. Нашла для себя много интересного! Спасибо!
Татьяна Александровна Толстикова # 17 сентября 2015 в 08:32 +3
Наталья Александровна, доброе утро! С нескрываемым интересом проследила весь процесс создания таких удивительных картин. Надо обладать богатой фантазией, чтобы в ярких пятнах увидеть силуэты и оформить законченную композицию. Браво! Спасибо за чудесный мастер-класс. С удовольствием голосую.
Сидорова Зоя Григорьевна # 17 сентября 2015 в 12:34 +3
Наталья Александровна!
М-к "Монотипия пошагово с фото для детей от 7 лет" чудесный! Замечательная вступительная, обучающая часть, понятное объяснение, чёткие фотографии. Техника "монотипия" - замечательна тем, что даёт возможность фантазировать, развивать представления о смешивании цветов. Именно природа даёт нам вдохновение, а мы просто повторяем! Задача педагога, на мой взгляд, не просто научить рисовать, а научить видеть в природе красоту во всём, даже в простом листочке! Спасибо Вам!
Удачи!
Голос!
Зоя.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 17 сентября 2015 в 13:21 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна! Спасибо за интересный МК. Еще раз убедилась, в том что техника "монополия" дает возможность для развития фантазии, творческого воображения. Вы учите детей видеть красоту окружающего мира.Примите голос!
Светлана Николаевна Батыршина # 17 сентября 2015 в 16:26 +3
Здравствуйте, Наталья Александровна!. Замечательный Мк Вы представили! Очень понравилось, познавательно, интересно. При использовании техники, предложенной Вами, получается великолепный, потрясающий результат! Вся картина слово наполнена движением и внутренним светом. Дальнейших творческих успехов! голос
Валентина Сергеевна Вешкина # 17 сентября 2015 в 17:36 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна!Ваш урок по композиции рисунка с использованием монотипии должен стать основой семинарского занятия для учителей ИЗО и воспитателей. Развитие воображения, столь необходимого при поступлении детей в школу на Вашем МК просто фантанирует!Замечательный материал+яркие фотографии и дельные советы для начинающих художников! Спасибо, примите голос
Анна Викторовна Мисюра # 17 сентября 2015 в 17:37 +2
Добрый вечер! Очень интересно преподнесён материал... Век живи, столько же учись))). Люблю эту тему, но посмотрев ваш мастер класс открыла для себя новые стороны этой техники. Спасибо за опыт, которым вы делитесь!
Елена Горбунова # 17 сентября 2015 в 18:17 +1
Добрый вечер, Наталья Александровна! МК "Монотипия" - замечательный, подробный, познавательный. Сочные и яркие краски... работы детей, что вполне естественно при таком объяснении, оригинальные и яркие. Дети проявили творчество и фантазию. С большим удовольствием отдаю голос №9! С уважением, Елена.
Ольга Васильевна Яковлева # 17 сентября 2015 в 22:53 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна. Мне очень понравился Ваш МК. Получаются необычные, яркие, нарядные рисунки. Большой простор для творчества, фантазии, воображения. голос
Светлана Викторовна Юрьева # 18 сентября 2015 в 08:55 +1
Здравствуйте Наталья Александровна. С удовольствием познакомилась с такой техникой. Прекрасный материал для развития фантазии, воображения детей их творческого развития.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 18 сентября 2015 в 23:42 +1
Случайно увидела Вашу работу и засмотрелась! Просто великолепно, Наталья Александровна! С большим удовольствием смотрела как яркие, цветные пятна превращались в разнообразных зверей и птиц. Примите и мой голос!
Алла Ивановна Ефимова # 19 сентября 2015 в 22:15 +1
Спасибо за чудесный мастер-класс. С удовольствием голосую.Спасибо за опыт, которым вы делитесь!
Надежда Сергеевна Франко # 23 сентября 2015 в 12:58 +1
прекрасные работы и сама техника их выполнения, с удовольствием голосую!
Ольга Николаевна Киселева # 24 сентября 2015 в 19:45 +1
И снова здравствуйте, Наталья Александровна. Для вас, наверное, нет предела фантазии, воображения и вдохновения для создания таких прекрасных работ в технике монотипия. Мастер - класс настолько подробно описан, что можно сразу же попробовать выполнить что-нибудь подобное. Успехов Вам дальнейших и голос! +1
Анна Владимировна Самсонова # 4 октября 2015 в 17:24 +1
Примите голос!
Надежда Юрьевна Горбова # 4 октября 2015 в 18:13 +1
Наталья Александровна, какие красочные, яркие работы получились. Вообще, техника Монотипии, одна из моих любимых. Детям тоже очень нравятся такие яркие эксперименты, никогда не знаешь,что в итоге получится))). Я в восторге от декоративной композиции с котом!!!Спасибо за конспект урока!
Людмила Николаевна Лауренчикене # 4 октября 2015 в 18:27 +1
Отличный мастер-класс. Сама использую пластиковую поверхность,прикладываем листок, потом вертим отпечатки так и сяк. Иногда детям такие оригинальные образы в голову приходят... А эти рыбки и птицы очень красивые, с характером. Голос! Творческих успехов!
Галина Александровна Лопаева # 22 октября 2015 в 18:11 +1
Спасибо, Наталья Александровна!, за содержательный мастер-класс и информацию о выразительных средствах искусства, о принципах построения композиции в статике и динамике. Очень итересно и познавательно! Красивые, оригинальные работы, какая фантазия! Здорово!
Лидия Николаевна Хлестова # 23 ноября 2015 в 22:18 +1
Наталья Александровна! Красочно, ярко получились. Техника Монотипии интересна своим исполнением! . Детям нравятся такие яркие работы,с удовольствием фантазируют.Спасибо за мастер-класс!
Анастасия Евгеньевна Лепещенко # 2 декабря 2015 в 21:39 +1
Замечательный мастер-класс! Подробные фото, содержательный материал, удачно выбранная техника работы, позволяющая развивать образное мышление детей, фантазию, память, пространственную ориентацию. Очень красивые, яркие образы получившихся персонажей, их многообразие способны по-настоящему увлечь ребёнка работой в данной технике. +1
Мария Борисовна Смирнова # 8 декабря 2015 в 22:17 +1
Наталья Александровна, спасибо за подробный мастер-класс! Ни для кого не секрет, что техника монотипии является необычным видом изобразительного искусства, но, насколько ребёнок раскроет свой творческий потенциал - зависит целиком и полностью от руководителя. Вы в полной мере проявили свой творческий и профессиональный талант, работа удалась!
Наталья Сергеевна Элекина # 22 декабря 2015 в 20:15 +1
Очень понравились все варианты рисунков. Удачи!