Пластилинография для младших школьников Берёзовая роща. Мастер-класс с фото
Мастер-класс по пластилинографии " Весна" для младших школьников
Творчество Куинджи А.И
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми 8-10 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений , учителям.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание пейзажа берёзовой рощи в технике пластилинография.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Куинджи Архипа Ивановича;
-учить детей создавать из пластилина пейзаж рощи используя закон перспективы, дополнять работу с помощью гуашевых красок;
-развивать мелкую моторику руки;
-воспитывать интерес к интерес к мировой художественной культуре.
Перспектива (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:
Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Портрет работы В. М. Васнецова, 1869
Куинджи Архип Иванович - известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.
Первые его картины: "Татарская деревня при лунном освещении", "Виды Валаама и Ладожского озера", "Исаакиевский собор при лунном освещении" еще неясно указывали на его направление.
Затем явились "Оставленная деревня", "Лунная ночь на Украине" (Третьяковская галерея в Москве), которые дали ему большую известность в публике.
За этим следовали: "Поле и река перед грозой", "Ночь на Днепре" (у великого князя Константина Константиновича), "Березы на поляне", "Березовая роща", "Утро на Днепре" (Третьяковская галерея), "Закат солнца в лесу" и некоторые другие.
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.
У него все на впечатлении, он первый по настоящему русский импрессионист. В зрелые годы, уже преподавая в Академии художеств, он говорил: «Я учу так учеников: забудь все виденное на картинах художников и посмотри на тумбу, которая, мокрая от дождя, блестит на солнце. Пойми ее блеск, разгадай, как и отчего она блестит, и передай все в этюде. А когда будешь писать картину, не смотри на этюд, на котором еще будет много мелочей. А ты про них забудь и передавай в картине сущность, впечатление блеска там, где тебе надо».
Со второй половины 70-х годов Куинджи находит ту особую, только ему присущую, декоративную и порой почти иллюзионистическую манеру, которая так полюбилась его современникам. В это время были созданы его знаменитые картины - «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Лунная ночь на Днепре» (1880).
Березовая роща.
1901. Холст, масло. 163 x 115. Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.
В 1877 г. Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 г.
О подлинных причинах разрыва можно только гадать, а поводом послужила анонимная статья в газете, в которой говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины. Намек делался на «Украинскую ночь» и «Березовую рощу». Художник посчитал, что автором статьи является М.К. Клодт, и потребовал исключения его из членов товарищества. Естественно, что большинство представителей передвижничества не посчитали поступок Клодта, если он и был в действительности, достойным исключения. Тогда из товарищества вышел сам Куинджи. Возможно, ему просто стало тесно в рамках передвижничества, что и продемонстрировали его работы, написанные на рубеже 80-х годов.
Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины – «Березовой рощи». И опять оглушительный успех. В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром». Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.
Березовая роща.
1879. Холст, масло. 97 x 181. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
В «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Необычайную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет форсирован, создает впечатление ясности мира. Цвет доведен до физической ощутимости. Срезав верхним краем картины кроны берез, Куинджи оставляет в центре отдельные, попавшие в поле зрения зеленые ветви. Они рисуются легким узором на фоне более темной зелени дальних деревьев, благодаря чему еще более обостряется ощущение яркого солнечного света. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Природа кажется недвижной. Она словно зачарована неведомой силой.
Художник созерцает красоту. В картине доминирует идея красоты. Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо – монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты.
Этот же сюжет он повторяет в 1901 году. И вновь картина производит необыкновенное впечатление. Художник преследует одну истину - красоту земного блага, достигаемую им путем обобщения натурных впечатлений. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, ее редкостной, совершенной красоты.
Березовая роща.
1879. Вариант-эскиз. Холст, масло Нижегородский художественный Музей, Нижний Новгород, Россия.
Нам потребуются
материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги А4
-пластилин
-карандаш,стека, кисть(синтетика или колонок)
-гуашь(белый, синий, чёрный и зелёный цвета)
-стакан для воды
-тряпочка для кистей
Ход мастер-класса:
Начинаем с предварительного наброска, рисуем линии стволов берёз на переднем плане.
Затем деревья дальнего плана(вдалеке от нас).
Приступаем к лепке, на необходимы длинные колбаски для контура стволов.
Начинаем работу с переднего плана, примазываем колбаски на стволы берёз, с одного края внутрь дерева).
Затем берёза второго плана по центру картины. И, будем рисовать синим пластилином по листу-голубое небо(растираем пластилин по поверхности между берёзами).
Так же зелёным цветом пластилина рисуем землю(траву).
Затем размазываем маленькие кусочки зелёного пластилина по всей площади земли, маленькими группами-травка. Чем дальше от нас трава тем меньшего размера она будет.
С помощью стеки сделайте надрезы на травке, как бы выделяем отдельные травинки. Лепим большие ветви берёз.
На этом работа с пластилином закончена. Белой гуашью прорисовываем самые дальние стволы берёз, добавляя по краям стволов чёрный цвет(с плавными переходами).
Теперь зелёный цвет, им нарисуем кроны берёз в самом далеке от нас, задний план картины. В нарисованные берёзки добавим чёрные контуры и чёрточки, характерные для этих деревьев. На стволы переднего плана нанесём немного серого цвета, чтобы придать большей объёмности и реалистичности. В верхней части работы слегка затемним небо синим цветом, придадим ему глубины.
У самых дальних берёзок не хватает стволов, рисуем сначала чёрную линию, а затем сразу наверх белую. И тоненькие веточки переднего плана, рисуем их кончиком кисти.
Добавляем мазочки зелёной листы, я использовала два оттенка зелёной краски.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(Всеволод Рождественский)
Для детей более младшего возраста можно использовать другой вариант работы. Пластилином синего цвета нарисуем облака.
Затем закрасим весь фон неба, кроме облаков. Зелёным нарисуем траву.
Украсим небо переливами розового и фиолетового, придадим ему краски вечернего неба. Из белого пластилина скатаем ствол берёзы.
Ствол березки необходимо прижать к листу, закрепить его. Затем крона дерева, маленькие кусочки пластилина нужно размять пальчиками. Превращаем их в преблизительно овальные тонкие формы и располагаем вокруг дерева.
Из чёрного пластилина скатываем тонкие колбаски, делаем из них контур ствола, ветви и чёрточки.
Из синего пластилина делаем контур облаков, из зелёного чёткую линию горизонта.
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
(Н.Рубцов)
Спасибо за внимание! Берегите и любите русскую природу, ибо она наше достояние и сокровище!
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография в начальной школе. Мастер-класс
Пластилинография для младших школьников. Кикимора своими руками
Персонажи для настольного театра своими руками в технике пластилинография
Иллюстрация к поэме Пушкина "Руслан и Людмила" для младших школьников. Поэтапно
Похожие статьи:
Каллы из пластилина