Вышивка бисером.
Автор работ: Хилимончик Наталья Александровна учитель начальных классов школы-гимназии №5А г.Костаная Казахстан
Цель: Знакомство с традиционным народным художественным промыслом – вышивание бисером
Задачи:
Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером.
Актуализировать знания о гармонии цвета.
Развивать творческое мышление , фантазию, чувство прекрасного.
Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.
Приобщить к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
Советы.
Вышивка бисером картин, икон и других изделий – это процесс, требующий внимательности, усидчивости и аккуратности.
Рекомендации:
Иглы
Само собой, тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для бисера - 10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12. Если бисер настолько мелкий, что в него не проходит бисерная игла, можно поступить следующим образом:
1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп. Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку, попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку.
2. Еще есть вариант - смазать клеем (например, клеем ПВА) конец нити и дать высохнуть. Затем нанизать бисеринку, используя проклеенный конец нити в качестве иглы. Потом вдеть нитку в иголку, сделать стежок, и опять вынуть иголку и нанизать следующую бисеринку через проклеенный конец нити. Этот способ не так удобен, как первый, т.к. вскоре клей растрескается и нить потеряет твердость - придется мазать нить клеем заново и снова ждать, пока она высохнет.
Бывает очень трудно вставить нить в крошечное ушко иглы, здесь можно поступить следующим образом:
1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более твердым и нить не будет распускаться.
2. Попробуйте воспользоваться нитковдевателем, который обычно входит в комплект принадлежностей к швейной машине или в набор игл.
Нитки
Используются прочные (капроновые, шелковые) нити, а также мулине. Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и дизайна вышивки. Любую нитку перед использованием следует продернуть через кусочек воска, чтобы она стала прочнее, пластичнее и не расплеталась в процессе работы.
Больше всего для вышивки бисером по ткани подходят тонкие синтетические нитки.
Нитки должны соответствовать назначению модели. Если изделие будет использоваться в быту или, например, вы делаете бахрому, нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно. Если отверстие в бисеринках достаточно широкое, можно дополнительно укрепить нить очень тонкой леской. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка - велик шанс, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити.
Бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины, стразы, камни, блестки, пайетки
Перед началом работы проверьте, не смоется ли краска, не сойдет ли перламутр с бусинок, не расплавятся ли бусинки во время стирки, отпаривания или глажения, если возникнет необходимость в таких операциях с тканью.
Перед началом работы
•Перед началом работы ткань с нанесенным рисунком рекомендуется натянуть на деревянную рамку при помощи кнопок, также можно вышивать на пяльцах прямоугольной формы.
•Вышивать удобно за столом. Постелите на рабочем месте материю светлого цвета. Если бисер упадет с иголки, он не стукнется об стол, и не надо будет потом ползать с лупой под столом, собирая «утраченный урожай». Очень важен яркий свет, так как кропотливая работа с бисером требует остроты зрения. Бисер можно насыпать небольшими порциями прямо на ткань, использовать в работе блюдца или даже обыкновенные спичечные коробки. Очень удобен последний вариант, так как спичечный коробок можно просто закрыть, когда откладываете работу на время.
•Нить для вышивки лучше использовать капроновую или хлопчатобумажную средней толщины, шить в одну нить. Для вышивки по светлой ткани подойдут нити белого, бежевого и светло-серого цвета, для темной ткани или вышивки бисером одного цвета подбирают нитки в тон. Окраска цветных ниток может быть непрочной – проверьте ее перед началом работы. Для золотого бисера подходят серые нитки. Чересчур длинная нитка перекручивается и перетирается. При закреплении нити на ткани избегайте грубых узелков. Начиная шов, сделайте на нитке узелок, прошейте ткань с изнанки на лицевую сторону и закрепите нитку маленьким обратным стежком, чтобы узелок не выскочил на лицевую сторону. Нить можно закрепить также и на лицевой стороне ткани, сделав два-три мелких поперечных стежка в одном месте, которое впоследствии будет закрыто бисеринами.
Основные приёмы вышивки бисером
«Монастырский» шов. По характеру исполнения похож на вышивку крестиком. Стежки исполняются по диагонали, на каждый стежок приходится по одной бисеринке. С изнаночной стороны получаются вертикальные стежки. Закрепив иголку с нитью, выведите её на лицевую сторону и нанижите одну бисеринку необходимого цвета согласно схеме.
Для перехода на другой ряд проведите иглу по изнаночной стороне вертикально вверх или вниз и выведите ее на лицевую сторону в верхнем углу клетки.
Нанижите бисеринку и продолжайте вышивать ряд аналогично, но в обратном направлении. При переходе к смещенному ряду проведите иглу по изнаночной стороне к нужной клетке по диагонали и выведите ее в верхнем углу клетки.
«Строчный» шов. На каждый стежок приходится одна бисеринка. Преимущество такого шва в том, что можно варьировать расстояние между бисеринками. Если вышивка сделана плотно, получается сплошная линия. Если между бисеринками есть небольшое расстояние - пунктирная .
«Стебельчатый» шов. Закрепите нить, нанижите бисерину, введите иглу в ткань и выведите иглу позади нанизанной бисеринки, пройдите снова через пришитую бисеринку
Нанижите вторую бисерину, введите иглу в ткань за новой бисеринкой и выведите между последней и предпоследней бисеринками. Проденьте иглу через пришитую бисеринку, нанижите на нить еще одну. При этом способе шитья вышивка получается довольно плотной.
«Арочный» шов. Применяется, если не требуется плотного прилегания бисеринок к ткани или желательно, чтобы вышивка не была жесткой. На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте несколько бисеринок, но прикрепляйте к ткани только одну из них, находящуюся на пересечении стежков. При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой.
Основные цвета которые применяются в вышивке икон и какие цвета нельзя применять при вышивке икон.
-
Черный цвет. Символизирует в православии зло и смерть. Иконописцы применяли черный цвет при закрашивании пещер, могил и адской бездны. Кроме этого во многих сюжетах являлся цветом тайны - изображение на черном фоне бесконечного космоса, старца в короне.
-
Серый цвет. Этот цвет смешал в себе белое и черное – добро и зло. Символизирует неясность, небытие, пустоту. Никогда не используется при вышивании иконы. Если в схеме вышивки, скачанной с Интернет, Вы найдете серый цвет или его оттенки, лучше замените нитки или бисер всех оттенков серого цвета на другие цвета.
-
Коричневый цвет. Цвет праха, земли, всего временного и тленного. Смешиваясь с пурпурными оттенками в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
-
Пурпурный (багряный) цвет – это цвет царя на земле и владыки (Бога на небе). Ведь только император мог носить пурпурные одежды, восседать на пурпурном троне, подписывать указы пурпурными чернилами. Это был цвет королей, но не простого люда. В храмах переплеты Евангелия обтягивали пурпурной тканью. На иконах одежды Богоматери ( царицы Небесной) также пурпурного цвета.
-
Зеленый цвет. Цвет жизни: растений и деревьев, молодости, надежды, обновления. Зеленым цветом иконописцы изображали землю, сюжеты, где начиналась жизнь (сцены Рождества Христова).
-
Синий и голубой. Это цвет неба, является символом иного, вечного мира. Соединив в себе все земное и небесное, считается цветом Богоматери. В храмах на изображениях Богоматери много синевы. При вышивке можно использовать все оттенки синего и голубого мулине.
-
Красный цвет - цвет любви, жизни, тепла, энергии. Этот цвет является символом победы жизни над смертью, символом Воскресения. Это цвет жертвы, принесенной Христом, цвет его крови и мучений. На иконах одежды мучеников иконописцы изображали красным цветом. Крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов также сияют красным небесным огнем. Иногда на иконах писали красные фоны, символизировавшие торжество вечной жизни.
-
Золотой цвет. Означает великолепие великолепие Небесного Царства, где не бывает ночи. В храмах блеск мозаик и икон позволяет почувствовать сияние и величие Бога. На любой иконе должен быть золотой цвет - символ самого Бога.
-
Белый цвет - цвет святости, чистоты, простоты. Символ божественного света. Праведники и святые на иконах обычно изображали в белых одеждах. Праведники – это люди, живущие «по правде», честные, добрые, бескорыстные. Одежды и пелена младенцев, души умерших праведников и ангелы на иконах также изображаются белым цветом.
Рекомендуем посмотреть:
Вышивка бисером Васильки своими руками
Вышивка бисером цветов. Мастер-класс
Картина из поликарбоната и бисера. Мастер-класс с пошаговыми фото
Колосок из бисера и страз своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото