Использование возможностей дистанционной системы MOODLE для организации урочной и внеурочной деятельности с обучающимися 5-11 классов при изучении информатики.
Информатика является общетеоретической базой специального технического знания и составляет важную часть подготовки учащихся школы. Главное при изучении информатики – освоить фундаментальные понятия каждой из ее областей, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами.
Проблема развития учебно-познавательной мотивации в настоящее время достаточно остро стоит особенно перед учителями информатики. Это связано, во-первых, с потерей новизны и привлекательности основного средства обучения и одновременно объекта изучения информатики - компьютера, который на первых этапах являлся мощным мотивационным фактором. Во-вторых, в связи с возрастающим значением курса информатики в формировании основ научного мировоззрения школьников. В связи с внедрением компьютеров и большого количества программных средств, автоматизирующих профессиональную деятельность человека, возрастает потребность не только в знаниях и приобретении практических навыков в вопросах использования информационных технологий, но и в умениях адаптироваться к рынку программных продуктов и способов решений разнообразных жизненных задач с применением современных аппаратных и программных средств. В связи с этим, возникает необходимость не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является мотивация учебно-познавательной деятельности школьников.
Важным структурным элементом учебно-познавательной деятельности являются образовательные потребности, которые проявляются, удовлетворяются и развиваются в процессе выполнения индивидуальной, значимой для школьника деятельности. Исходя из этого, обучение информатике, направленное на развитие образовательных потребностей, должно быть основано на организации индивидуальной учебно-познавательной деятельности, в которой учащиеся должны стать активным субъектом собственной учебно-познавательной деятельности, участвовать в ее планировании, организации и реализации, приобретать соответствующие умения рациональной самоорганизации, необходимые в дальнейшей жизни.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и перспективных направлений в плане решения поставленных задач, является осуществление компетентностного подхода средствами технологии «Развитие критического мышления», основными целями которой являются: мотивация к учению, расширение знаний и развитие интеллектуальных и рефлексивных умений.
В связи с увеличением минимального объема знаний не только по информатике, но и по другим предметам, особо актуальным является поиск новых форм обучения, имеющих в своей структуре специальные методические элементы технологии развития критического мышления, и одной из таких форм является дистанционное обучение.
Актуальность использования дистанционных технологий обусловлена следующими противоречиями: необходимостью наиболее эффективного использования информационного потенциала школы, а так же образовательной потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе.
Исходя из представленных противоречий обоснована проблема, которая заключается в определении взаимосвязанных компонентов процесса обучения информатике, при которых возможно применение дистанционных технологий для всех категорий обучающихся с целью построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий, получения качественного образования.
Для построения стратегической линии внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс школы проведена диагностика направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими учебного предмета информатика. При проведении диагностики была использована методика доктора психологических наук, профессора кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии Т.Д. Дубовицкой. Методика использована в работе с учащимися 6-11 классов, в количестве 12 респондентов соответственно.
Полученные результаты диагностики по классам демонстрируют преобладание среднего уровня внутренней мотивации, однако, порог перехода к внешней мотивации небольшой. Это свидетельствует, что в некоторых случаях учебный материал, используемый на уроке информатики, не всегда способствует поддержанию любознательности и пробуждению интереса к предмету и не соответствует уровню умственного развития, уровню имеющихся знаний учащихся; приемы и методы работы, применяемые на уроке не всегда соответствуют пробуждению активности и самостоятельности обучающихся.
Таким образом, выявленные результаты диагностики показывают не только направленность учебной мотивации у школьников к информатике, но и позволяют спрогнозировать стратегию применения элементов дистанционного обучения информатике по каждому классу с разным доминированием направленности учебной мотивации для соответствующей работы с ними. Применение данного подхода позволяет не только осуществить становление образовательных траекторий обучающихся, но и активизировать образовательную деятельность учителя.
Экспериментально апробирована готовность обучающихся среди 9-11 классов к дистанционному взаимодействию средствами электронной почты. Учащимся была предложена реферативная работа, имеющая в своей структуре проектно-творческий подход. На выполнение предложенной работы было отведено 4 академических часа (1-2 учебные недели). По итогам анализа полученных работ около 75 % обучающихся успешно и в срок справились с поставленными задачами.
На школьном портале школы размещена дистанционная образовательная система Moodle по адресу
http://edu.sosh1-lbt.ru./. В LMS Moodle проведено разграничение курсов по направлениям: учащимся, родителям, библиотека. Данное разграничение условно. Категория курсов – учащимся разделена по классам: информатика 5 класс, информатика 6 класс, информатика 7 класс, информатика 8 класс, информатика 9 класс, информатика 10 класс, информатика 11 класс. В категории курсов библиотека размещены программы, распространяющиеся бесплатно. Представленное программное обеспечение необходимо для выполнения соответствующих практических и творческих работ. Так же предусмотрено размещение информационных продуктов обучающихся с соответствующими инструкциями по работе с ними. Категория курсов: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, предназначена для размещения учебных материалов по основной образовательной линии. Учащиеся, пропустившие занятия по каким-либо причинам могут выполнить предложенные им задания, компенсировав пробелы в знаниях. Так же появляется возможность у обучающихся в индивидуальном темпе повторить выполнить предложенные задания на уроке для получения оптимальных результатов обучения.
В дистанционном обучении форма представления учебных материалов приобретает особое значение. В учебных материалах заранее должны быть заложены ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у учащегося по методике изучения курса. Это касается порядка и логики изучения материала, методики ответов на контрольные вопросы, участия в дискуссиях, написания рефератов и т.д.
Содержание обучения – это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель окружающей действительности или осваиваемой деятельности.
Ожидаемые результаты внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс школы: создание дистанционного учебно-методического комплекса, реализующего системно-деятельностный подход в обучении информатике; увеличение доли школьников, получающих качественное образование и равные образовательные возможности; повышение количества учащихся, успешно сдавших ГИА, ЕГЭ; становление положительной мотивации у обучающихся на планируемом профиле обучения; выполнение образовательных программ; повышение доли учителей-предметников, заинтересованных в использовании дистанционных технологий в образовательном процессе.
Литература
1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов [Текст]/ Под общ. ред. М.Б. Лебедевой, Агапонов, С.В. Горюнова, М.А. Костиков, А.Н. Костикова, Н.А. Никитина, Л.Н. Соколова, И.И. Степаненко, Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н – СПб.: БХВ Петербург, 2010. – 336 с.
2. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности у будущих специалистов в области новых информационных технологий [Текст] / В сб. «Материалы конгресса конференций ИТО-2003. 16-20 ноября 2003 г.» /А.Н. Завьялов. – Ч.1. – М. – 2003.
3. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учеб. пособ [Текст] /А.М. Анисимов - Харьков, Изд: ХНАГХ, 2009. - 292 стр.
4. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учеб.-метод. пособ. [Текст] Белозубов А.В. . - Санкт-Петербург, 2007, 107 с.
5. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебн. пособ. [Текст] Гаевская Е.Г. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 55 с.
6. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения [Электронный документ] / Андреев А.А.
7. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2007. – 416 с.
8. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. — М., "Академия", 2006.
Рекомендуем посмотреть:
Дистанционное образование в курсе химии средней школы
Из опыта работы учителя информатики. Применение ДОТ на уроках информатики