«Организация содержательного досуга и занятости детей в каникулярное время».
Методическая разработка раздела программы деятельности подросткового клуба «Светлячок»
Автор: Рыжевская Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, МБОУ ДОД "ДЮЦ" подростковый клуб "Светлячок" с. Тёплово, Кулебакского района, Нижегородской области.
Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, учителям для организации летнего отдыха детей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
В настоящее время в подростковом клубе «Светлячок» реализуются программа, ориентированная на организацию свободного времени детей и подростков «Мир увлечений». Она рассчитана на детей в возрасте от 6 лет.
Цель программы:
Развитие системы работы в подростковом клубе через комплекс действенных мер по совершенствованию механизмов управления, ресурсного, программно-методического обеспечения деятельности клуба и внедрение целесообразных методик, технологии организации досуговой, социально-педагогической, психологической и профилактической работы.
Задачи:
-создавать условия для поддержки и развития творческого потенциала педагогов и воспитанников;
-укреплять материально-тех¬ническую базу подросткового клуба;
-развивать систему молодежного, детского и семейного досуга и отдыха;
-разработать и апробировать новые технологии социальной деятельности с детьми и подростками по месту жительства;
-организовать эффективный контроль качества дополнительного образования детей и подростков в клубе, его научно-методического и информационно-технологического обеспечения.
Отличительная особенность подросткового возраста в том, что именно в это время проявляется необходимость в общении со сверстниками, мнение друга подчас гораздо важнее и авторитетнее мнения родителей, педагогов, то есть взрослых людей. Именно поэтому педагог в Клубе должен суметь создать пространство и атмосферу, способствующую реализации потребности в индивидуальном межличностном и групповом общении, и научиться умело направлять это общение, а именно, воспитывая, управлять не подростком, а процессом воспитания. Если юный человек приходит в клуб, где он видит дружелюбную, а не враждебную обстановку, получает помощь, а не становится более настороженным, если он может свободно высказывать своё мнение, то проходит процесс нормального развития личности. Важно помнить о том, что подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях. В этом возрасте очень важна самооценка, особенно у мальчиков, поэтому важно провоцировать и создавать для подростка «ситуации успеха».
Одним из приоритетных направлений работы программы «Мир увлечений» является «Организация содержательного досуга и занятости детей в каникулярное время».
Определение и сущность понятия «досуг»
Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору (Российская энциклопедия, т.1). Возникает необходимость определить такое явление как «свободное время ребёнка».
«Но что больше всего я люблю делать, - это.… Да ничего. Когда просто гуляешь, слушаешь то, чего никто не слышит, и ни о чём не заботишься», - сказал как-то Кристофер Робин. И с тех пор, как в 1926 году Алан Милн написал сказку Вини – Пух и все-все-все», дети мало изменились. Все свободное время напролёт они готовы вот так безоглядно, с точки зрения взрослых, заниматься «ничегонеделанием».
Значение свободного времени увеличивается для ребёнка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью существования в подростковом возрасте. Но у взрослых бытует представление, что это время необходимо ребёнку лишь для восстановления сил, ради дальнейших достижений успехов в учении. Немного среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное - это как проявляет себя ребёнок в свободное время, а его образование – необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно собственным интересам и возможностям.
Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию человек, тем более ребёнок, часто сопротивляется потому, что стремится отстоять свою независимость. Влияние других людей в свободное время меньше замечается ребёнком; его сила – в незаданности, естественности, ненарочитости.
Известные социологи Л.А. Гордон и Э.В. Клопов полагают, что свободное время – это время той деятельности, которая ощущается её участниками как ценность, а связанная с нею времяпрепровождения образует для них главную цель (в отличие от других видов деятельности, где главное для человека – достижение определённых результатов).
Г.А. Евтеева считает, что досуг составляет лишь часть свободного времени. По характеру мотиваций, активности и самостоятельности выделяются, пишет она, «три основных уровня использования свободного времени»:
I – занятия, активно развивающие способности и создающие возможности творчества (возвышенная деятельность);
II-занятия, удовлетворяющие духовные и физические потребности (досуг);
III – занятия пограничные (в отношении развития творческих и социальных потенций личности);
IV – деструктивные (антикультурные).
В.В. Полукаров в том, чем занят человек в свободное время, выделяет восстановительную, досуговую и клубную деятельность. Общее у них то, что их реализация связана с индивидуальным стилем жизни человека. Различия же таковы: восстановительная и досуговая возможны в индивидуальных, групповых и коллективных формах, а клубная – лишь в коллективных. Кроме того, досуговая деятельность включает занятия творческого характера, связана со свободным общением, с игрой и т.д. то есть с реализацией различных потребностей личности.
Учитывая сказанное выше, ясно, что организация досуга подростков как составляющая их свободного времени имеет особое значение:
1. Подростки обладают наибольшим объёмом свободного времени;
2. Для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности – в самоутверждении и самовыражении;
3. Подросткам присуща мобильность досуговых увлечений.
Особенностью деятельности свободное время является её самоценность и самоцельность, то есть, ребёнок сам выбирает содержание, и формы организации и типы (конструктивный и деструктивный) этой деятельности. И регулировать свободное время ребёнка можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.
При этом свободное время ребёнка наиболее качественным, то есть и временем отдыха, и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в специально организованном воспитательном пространстве.
В нашем случае интерес представляет культурный досуг. Его можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга т.е. время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.
Виды деятельности подростка в свободное время можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;
в) творчество: техническое, научное, художественное.
Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.
Вторая группа вида деятельности в свободное время - просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени и, в первую очередь молодежи.
Одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи являются досуговые предпочтения. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой социальной группой. Поскольку жизнь молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере.
Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно.
Представление, которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего, на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
Исходя из вышесказанного, считаем важным конкретизировать понятие «досуг» прилагательным «содержательный».
Основная идея каникулярного времени
Каникулы – это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.
Каникулы – компенсация духовных сил и физического развития ребёнка, создание образовательно-развивающей среды для жизнетворчества каждого ребёнка, организация личностно-значимой разнообразной деятельности.
Таким образом, основная идея каникул – сформировать образовательно-развивающую среду для жизнетворчества ребёнка на основе воспитания патриотического сознания, общечеловеческих ценностей и культурологического мышления.
Любое направление деятельности, которое начинает реализовываться в Клубе, непременно должно отвечать интересам и потребностям подростков, должно быть на «гребне волны» современной жизни. По этой причине педагогический коллектив находится в непрерывном поиске. Особенно важно помимо отлаженного учебного процесса организовать содержательный каникулярный период, предоставить подросткам достойную альтернативу кружкам и объединениям, которые они посещали, интересными формами и направлениями работы привлечь в Клуб новых ребят. Поскольку наша аудитория – это дети и подростки в возрасте с 6 до 17 лет, необходимо продумать работу в каникулярное время так, чтобы она была не только интересной, но и полезной с точки зрения получения нового позитивного жизненного опыта, профориентации, определения потребности в здоровом жизненном стиле.
Организуя работу прогулочных групп в каникулярное время, необходимо учитывать особенности подросткового возраста. Идея традиционного детского оздоровительного отдыха здесь не работает. Подросток будет делать только то, что ему интересно. Поэтому эффективной формой работы, обеспечивающей максимальную занятость и заинтересованность подростков в каникулярное время, является проектная деятельность.
Создание прогулочных групп, волонтёрских и трудовых бригад, летних дворовых площадок на базе подросткового клуба, позволяет обеспечить подросткам свободный выбор их деятельности в соответствии с интересами, создать благоприятные условия для самореализации и самоутверждения, познания себя, ощущения собственной значимости – «Я могу», «Я успешен».
Ребята отмечают, что летние площадки стали местом интересного времяпровождения, свободного общения с друзьями, педагогами, которые их понимают, участвуют вместе с ними в различных мероприятиях, не требуют от них невыполнимого и не ставят оценок.
Таким образом, в своей работе педагоги клуба используют два вида проектов:
- педагогический (проекты прогулочных групп);
- социальный (проекты волонтёрских бригад, дворовых площадок).
Цель и задачи данного раздела программы
Цель - организация содержательного досуга и занятости подростков в каникулярный период через непрерывное продолжение процесса формирования и развития личности.
Задачи :
-объединить подростков села на основе их интересов и потребностей;
-создать условия для самореализации подростков в условиях микросоциума;
-воспитать у подростков стремление к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению;
-улучшить физическую подготовку подростков, развить потребность в здоровом жизненном стиле.
-расширить кругозор подростков, привить им навыки и знания, необходимые в повседневной жизни.
- направить подростков к выбору будущей профессии, сделав первые шаги по профориентации.
Ожидаемые результаты
- Подростки получат позитивный опыт общения и работы в коллективе, научатся инициативно действовать, мыслить и принимать решения в различных жизненных ситуациях.
- Подростки приобретут навыки и знания, необходимые в повседневной жизни. Часть подростков определиться с выбором будущей профессии, или, хотя бы задумается о важности выбора своего дела в жизни.
- Наметится положительная тенденция развития жизненной активности, а также необходимости и потребности в здоровом образе жизни у подростков на основе приобретённого позитивного опыта организации досуга.
Психолого педагогические аспекты
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает возраст примерно 10 – 11 до 15 лет. Развитие всех сторон личности, интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Главное внимание в воспитании подростка следует сосредотачивать на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, тяга к общению со сверстниками, формируется общие взгляды на жизнь.
У подростков 10-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
У подростков 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности подростка.
Как работать с ребятами? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь девчонкам и мальчишкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотню вопросов, сыплющихся каждый день? Что нужно сделать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? На добрую сотню подобных вопросов должен знать ответ педагог дополнительного образования. Ведь именно он является капитаном детского корабля, самым значимым взрослым в период каникул.
Поэтому эффективной формой работы, обеспечивающей максимальную занятость и заинтересованность подростков в каникулярное время, является создание прогулочных групп, волонтёрских и трудовых бригад, летних площадок на базе подросткового клуба, что позволяет обеспечить подросткам свободный выбор их деятельности в соответствии с их интересами.
Поиск эффективной модели организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков сопровождался анализом имеющемся в клубе опытом работы в этом направлении, результатом социологических исследований потребностей населения на предоставление комплекса услуг в данный период.
Прогулочная группа. Особое место занимает организация летнего отдыха детей в прогулочных группах. На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же далеко не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома – без папы и мамы. Посещая же прогулочную группу, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
При формировании группы особо привлекаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и дети, стоящие на учете по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учете.
Детям и родителям удобен режим дня прогулочной группы: позавтракав дома, к 10.00 дети приходят в группу и заняты до 16.00.
В подростковом клубе «Светлячок» всё лето работают прогулочные группы по интересам:
«В царстве растений» - цель: знакомство с лекарственными травами, их сборе и применении.
«Вот эта улица, вот этот дом» - цель: изучение, сохранение и распространение знаний о традиционных названиях своего села.
«Всё лето вместе» - цель: создание условий для укрепления физического, психологического и эмоционального здоровья детей, развитие личности ребёнка, формирование толерантных отношений между детьми.
«Фольклорные праздники» - цель: способствовать развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащать представления детей о жизни предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия.
«Все профессии нужны, все профессии важны» - цель: познакомить детей с распространенными профессиями села.
Волонтёрская бригада. В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.
Кто же такие волонтёры? Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтёр» является слово «доброволец». Иногда волонтёров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, лидерами. Это люди – пользующиеся авторитетом у сверстников и у взрослых, имеют собственные убеждения и негативное отношение к вредным привычкам. Общее что их объединяет, -добровольность. Деньги не являются основным мотивом работы.
В подростковом клубе «Светлячок» с начала каникул работало две волонтёрские бригады «Команда доброй воли» (педагог Рыжевская Н.И.) и «Муравей» (педагог Котынова Е.И.)
«Команда доброй воли»
Цель: помочь сверстнику, найти своё место в жизни, дать ему возможность проявить себя, реализовать свой потенциал, через ведение здорового образа жизни.
Задачи:
-расширять интеллектуальный и познавательный интерес к себе и к окружающему миру;
-содействовать приобретению опыта общения и отношения на основе культурных норм проживания и жизнедеятельности;
-создать атмосферу успеха, как в различных видах деятельности, так и во взаимодействии со сверстниками;
-воспитывать трудолюбие.
В поле деятельности детей были:
-Акции «Брось сигаретку, получишь конфетку», «Береги природу», «Без прошлого нет настоящего».
-Изготовление плакатов «Не сорить- убирались дети», «Не засоряй родники».
-Трудовой десант «Берёзовый веник».
-Трудовая атака – уборка свалок, прополка церковного цветника, благоустройство заброшенных могил, скашивание травы возле клуба.
-Беседы о вредных привычках, развешивание и раздача листовок жителям села.
«Муравей»
Цель: привлечение подростков к проводимой специалистами лесхоза лесоохраной агитации, пропаганды и оказание посильной помощи.
Задачи:
-приобретение подростками дополнительных знаний по пожарной и санитарной безопасности лесов и других специальных дисциплин;
-пропаганда знаний о лесе среди населения, вовлечение молодёжи в работу по проведению разъяснительной и пропагандистской работы среди населения по вопросам сохранения окружающей среды;
-оказание практической помощи Тёпловскому лесничеству;
-воспитание у подростков активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды.
В поле деятельности были:
-Изготовление табличек «Не сори», «Мусор», «Не разоряй».
-Подкрашивание старых и изготовление новых противопожарных аншлагов.
-Трудовой десант «Спасём муравейник».
-Трудовая атака «Уберём мусор в местах отдыха».
-Акция «Берегите лес от пожара», раздача листовок жителям села.
Обе команды проявили себя только с лучшей стороны и заслужили похвалу от сельской администрации и руководства Тёпловским лесничеством.
Экологическая тропа - это лесной массив в радиусе от 1 до 8 км. от центра села. Она состоит из трёх самостоятельных частей, связанных между собой темой природопользования, территориальным принципом из жизни односельчан, и рассчитанных на четыре самостоятельные экскурсии в течение 4 дней. Протяжённость тропы – 3 километра в селе и 6 километров до соседнего села Кутузовка. Каждая этно – экологическая точка маршрута выделена из окружающей среды естественными границами. Здесь не требуется никаких указателей или определителей, так как каждому сельчанину это место знакомо с детства. Тропа получила название «В лесных массивах»
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии и истории родного края через практическое совершенствование умений и навыков в природоохранной деятельности.
Задачи:
-формирование гуманно-ценностных чувств к миру природы («не убей», «не навреди»);
-развитие эстетических чувств- обучение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, пробудить желание сохранить эту красоту;
-воспитание активной жизненной позиции путём участия детей в посильной помощи на благо природы.
В поле деятельности было:
- Посещение местечек «Лихое», «Барский двор», «Кутузовский Богородицкий скит» с целью ознакомления и исследования.
Трудовая бригада в нашем клубе работала по инициативе сельской администрации и центра социальной поддержки населения. Подростки в возрасте 15 лет, в основном мальчики, работали на благоустройстве территории клуба (огораживали палисадник и хоккейный корт).
Организация досуговых мероприятий.
Каждое массовое клубное мероприятие должно так или иначе расширять социальный опыт посетителей клубов, их представления о мире, предлагать новые модели социального поведения.
Для подростков и молодёжи клубные массовые мероприятия – это ещё и возможность проявить себя, получить признание со стороны сверстников и взрослых, во многих случаях – «легализовать» свои увлечения.
При подготовке общеклубных мероприятий очень важно, чтобы подростки были включены в процесс. Здесь непременно должна быть работа в унисон, то есть интересы педагогов и подростков должны совпадать. Необходимо организовать работу так, чтобы подростки выступали в роли инициаторов, организаторов и непосредственно участников мероприятий. Только тогда общеклубные дела ждёт успех. Основные формы проведения мероприятий:
-Семинар;
- Фестиваль;
- Спортивные соревнования;
- Театрализованное представление;
- Календарно-обрядовые праздники;
- Познавательно-развлекательные программы;
-Тематические недели.
Поле деятельности огромно. В подростковом клубе "Светлячок" в течении всего лета работают прогулочные группы по проектам:-«Все профессии важны, все профессии нужны»
-«Вот эта улица, вот этот дом»
-«Мели Емеля твоя неделя»
-«В царстве растений»
-«Крепка семья, крепка держава»
-«Краски рассказывают сказки»
-«Фольклорные традиции»
-«Природа, ребёнок, здоровье»
-"Каждый день праздник"
-Дворовая площадка «Сильные и смелые, ловкие, умелые»
-Экологические тропы «В лесных массивах», «По родникам с. Теплово».
-Трудовая бригада.
Дерзайте, только от усилий педагогов зависит то, как проведут лето ваши воспитанники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа МОУ ДОД ДЮЦ г. Кулебаки на 2011-2016гг.
2. Программа деятельности Клуба «Мир увлечений» на 2013 – 2016 гг.
3. В.Р. Мирошкина Информационный сборник «Клубный век»
г. Краснодар, 2005г.
4. «Возрастная психология» - учебно-методическое пособие
Москва, 2006г.
5. Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина
«Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания»
Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2002г.
6. С.А. Фадеева «Мониторинг воспитания: содержание и организация»,
Нижегородский гуманитарный центр, 2006г.
7. А.Ю. Соловьёв, С.С. Шихарев «Патриотическое воспитание в лагере»
г. Волгоград Издательство «Учитель», 2007 год.
8. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль,
Т. 1–4. – М.: Русский язык, 1978 год.
9. Советский энциклопедический словарь,
Издательство «Советская энциклопедия», 1989 год.
10. «Огромный мир – лето» - система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи Нижегородской области в 2008 году.
НИРО, 2008 год.
11. «Территория успеха» - сборник рекомендаций организаторам работы с молодёжью по месту жительства,
Балахна, 2008 год.
12. «Команда вашего двора» - в помощь педагогу-организатору по работе с детьми и молодёжью по месту жительства.
Нижний Новгород, 2007 год.
Фото работы педагогов с детьми по методической разработке «Организация содержательного досуга
и занятости детей в каникулярное время».
Лето, ах лето..
Игры на воздухе.
Игра в "Твистер"
Конкурс рисунков на асфальте "Мир состоит из нас"
Фигурное вождение велосипеда.
Игра в городки.
Спортивные игры подростков.
Посадка леса трудовой бригадой.
Пикник на природе.Любимая форма отдыха для детей.
Экскурсия в Дивеевский Богородицкий скит.
Рекомендуем посмотреть:
По родному краю с любовью
Внеклассное мероприятие для школьников
Игры и развлечения для детей в летнем лагере
Консультация для родителей на летний период
Похожие статьи:
Правила поведения в воде и возле водоёмов. Правила для школьников
Правила поведения на воде для школьников. Полезные советы и рекомендации для детей
Правила поведения на природе. Правила поведения для детей
Правила поведения на болоте. Полезные советы и рекомендации для детей
Правила пожарной безопасности на природе для школьников