Работа с портфолио учащихся
Этапы работы по ведению портфолио учащегося. Разделы портфолио
Цель портфолио - создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Технология сопровождения реализуется в 4 этапа:
I.Диагностико-мотивационный.
II.Проектировочный.
III.Реализационный (презинтационный).
IV.Аналитический.
В педагогическом сопровождения учеников я использую портфолио, состоящий из 4 разделов, названия которых соответствуют вышеуказанным этапам.
1.Диагностико - мотивационный этап.
На этом этапе происходит первая встреча педагога со своим подопечным. Ребёнок фактически предоставляет учителю свой познавательный интерес. Для этого используются:
– способы работы учителя: работа с портфолио ученика из детского сада; беседа, консультирование; диагностика, тестирование;
– способы работы ученика: представление имеющегося объема знаний по теме; рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.
Педагог фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.
2.Проектировочный этап.
Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным
содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.
Учащийся собирает материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа учителя и школьником.
Также этот раздел называют раздел-«холодильник». В презентационный раздел портфолио могут входить:
•любопытные находки, вырезки из журналов, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся;
•статистические материалы;
•схемы, таблицы, графики, используемые в работе.
На этом этапе ведется поиск новой информации, формулируются темы предстоящих исследований и проектов, выступлений. Главное вовремя рассмотреть и обработать сложенные в раздел- «холодильник» «продукты»-заготовки. Иначе они могут прийти в негодность.
3.Реализационный этап
На этом этапе ученик осуществляет реальный поиск, т.е. работает над конкретными проектами, исследованиями, вопросами, которые он берет из проектировочного раздела.
Затем ребенок представляет полученные им результаты поиска (проекта, исследования).
Презентация может быть организована разными способами:
• устное небольшое сообщение во время урока;
• выступление на классном часе или уроке;
• выступление на конференции;
• творческий фестиваль и т.п.
На этом этапе оформляется новый раздел портфолио – презентационный (реализационный). Он создается на основе проектировочного, но служит для размещения готовых проектов, докладов, сообщений и т.п.
4.Аналитический этап
На этом этапе организуется педагогическая консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы ученика.
Анализируются успехи и трудности.
На этом этапе становится востребованным четвертый раздел портфолио – аналитический, который демонстрирует достигнутые результаты - дипломы, грамоты, сертификаты, возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой.
Также на этом этапе ребенок проводит
совместно с педагогом рефлексию.
Например, использует способ рефлексии «Все у меня в руках»:
Тема проекта записывается на ладоне-мордашке. Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
•Большой палец – содержание.
•Указательный – оформление.
•Средний – полнота.
•Безымянный – без ошибок.
•Мизинец – аккуратность.
Красный цвет обозначает, что ученику понравилось, как он выполнил работу. Зеленый – ребенок доволен собой, но есть какие-то недочеты , синий – есть над чем поработать.
Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Рекомендуем посмотреть:
Портфолио ученика начальной школы
Портфолио - дневник достижений ученика начальной школы
Портфолио группы детского сада
Портфолио ученика средней школы (для девочек) + (для мальчиков)