Проект в ДОУ: Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных занятий
Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ. Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных занятий
Актуальность проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе Постановка проблемы: Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей
Именно поэтому разработчики Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделили отдельные образовательные области- «Здоровье», «Физическая культура».
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения. В тоже время анализ многочисленных литературных источников свидетельствуют о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом факторов.
По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с15,9 до 17,3%).
Вызывает тревогу то, что рост хронической заболеваемости у детей происходит к моменту поступления их в школу.
Актуальность проблемы: и поэтому на сегодняшний день стоит главная задача, это укрепление детского организма, привитие стойкого интереса к физкультурным занятиям.
Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в домашних условиях, у него развиваются индивидуальные наклонности и интересы (Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».
Всё это побудило нас обратиться к проблеме использования занятий в нетрадиционной форме.
Обьект: воспитание интереса к нетрадиционным формам физкультурных занятий. Предмет: изучение интереса детей к нетрадиционным формам физкультурных занятий. Цель: поиск эффективных методов и форм проведения нетрадиционных физкультурных занятий. Задачи:
1. Проанализировать вариативные программы, учебные пособия по физическому воспитанию детей.
2. Создать систему интересных физкультурных занятий
3. Провести работу с родителями.
4. Разработать комплекс занятий в нетрадиционной форме.
5. Экспериментально исследовать влияние нетрадиционных форм физкультурных занятий на воспитание интереса к физкультуре Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатель. Тип проекта: практико–ориентировочный. Форма работы: организованное обучение детей, экскурсии, наблюдения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, изобразительная деятельность, развитие речи. Продолжительность проекта: долгосрочный. Ожидаемый результат: занятия в нетрадиционной форме расширят кругозор ребёнка, будут способствовать развитию и коррекции познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Обеспечат интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.
Перспективный план проектной деятельности по физической культуре
в нетрадиционной форме второй младшей группы на 2010-2011год.
Месяц
Тема
Программные задачи
Оборудование
Сентябрь
(1,2неделя) «Воробушки» Упражнять детей в ходьбе и беге в прямом направлении за воспитателем; прыжках на двух ногах .
Маска кота, птички, канат (поваленное бревно, стойки- елочки.
Сентябрь
(3,4неделя) «Курочка ряба» Формировать умение детей прокатывать мяча, добиваясь сохранения направления движения мяча; закреплять навык группироваться под шнур.
Игрушка курочка, яичко; двойной шнур; мячи большого диаметра по количеству детей.
Октябрь
(1,2неделя) «Весёлые грибочки» Упражнять в прыжках на полусогнутые ноги; в энергичном отталкивании мяча при прокатывании друг другу; учить быть осторожными с грибами.
Две доски (ш.25,д.2м.), мячи, маски шапочки «Грибы», картинки с изображением грибов.
Октябрь
(3,4неделя) «Любопытные козлята» Закреплять умение детей ходить и бегать по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя; развивать координацию движений при лазании на четвереньках и упражнений в равновесии.
Ёлочки- (4-5шт.), верёвка, натянутая между двумя стойками (высота-50см.).
Ноябрь
(1,2неделя) «Овощи и фрукты» Упражнять в ходьбе колонной по одному с выполнением заданий; прыжках из обруча в обруч, учить приземляться на полусогнутые ноги; упражнять в прокатывании мяча друг другу, развивать координацию и глазомер.
Кегли (5-6шт.), обруч(2шт.), дуга (в-50см.),мячи по количеству детей, набор картинок с овощами и фруктами.
Ноябрь
(3-4неделя) «В гости к лесовику» Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий. Развивать внимание. Реакцию на сигнал воспитателя; в ползании. Развивая координацию движений; в равновесии
Две доски (мостик), шнур (ручейки), ёлочки(3-4шт.), игрушка лесовик.
Декабрь
(1,2неделя) «Колобок» Закреплять умение детей приземляться на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки; в прокатывании мяча.
Скамейки (выс.20см.), маты, мячи, игрушка лиса, волк. медведь.
Декабрь
(3,4неделя) «В гости к белочке» Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, развивать ориентировку в пространстве; упражнять в ползании на повышенной опоре: и сохранении равновесия при ходьбе по доске.
Две доски (брёвнышки), игрушка белочка, гимнастическая скамейка.
Январь
(3,4неделя)
«Домашние птицы» Повторить ходьбу с выполнением заданий, упражнять в ползании под дугу, не касаясь руками пола; сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по умеренной площади опоры
Дуга (3-4шт.), две доски (ширина 20см.), картинки с изображением домашних птиц, яйцо, маска кота.
Февраль
(1,2неделя) «На помощь колобку» Формировать умение детей в прыжках с высоты и мягком приземлении на полусогнутые ноги; развивать ловкость и глазомер в заданиях с мячом.
Скамейка (выс.20см.), маты, мячи по количеству детей, игрушка лисичка.
Февраль
(3,4неделя) «Котята» Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; в умении группироваться в лазании под дугу, повторить упражнения в равновесии.
Дуги (3-4шт.), две доски, тарелочка-шумелочка.
Март
(1,2неделя) «К нам весна пришла» Разучивать прыжки в длину с места; развивать ловкость при прокатывании мяча, повторить ходьбу и бег врассыпную.
Шнур (цветные ручейки), мячи, флажки по количеству детей.
Март
(3,4неделя) «Медвежата» Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; повторить упражнения в ползании; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре
Кегли по количеству детей (бочонок с мёдом), гимнастическая скамейка(высота25см.), маска медведя.
Апрель
(1,2неделя) «Заюшкина избушка» Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках; развивать ловкость в упражнении с мячом.
Мячи по количеству детей, обручи(5-6шт.), маски зайчиков и лисички.
Апрель
(3,4неделя) «Прогулка в лес» Закреплять умение детей ходить с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре.
Гимнастическая скамейка, набивные мячи(4-5шт.), маска медведя.
Май
(1,2неделя) «На огороде» Повторить ходьбу и бег между предметами; упражнять в прыжках со скамейки на полусогнутые ноги; в прокатывании мяча друг другу
Дуги(ширина 50см.), мячи, гимнастическая скамейка, муляж репы
Май
(3,4неделя) «Насекомые» Упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу воспитателя; в лазании по наклонной лесенке; повторить задании в равновесии
Картинки с изображением насекомых, наклонная лесенка, доска, маска птицы.
Работа с родителями:
1. Организовала выставку конспектов занятий в нетрадиционной форме.
- «В гости к зайчику»-основанное на подвижных играх;
- «Весёлые грибочки»- сюжетно-игровое занятие и др.
Родители отнеслись с большим интересом к просмотру этих конспектов, задерживались вечерами, читали.
2. Проводила родительское собрание на тему: "Физкультурные занятия и здоровье ваших детей". К данному родительскому собранию подготовила выставку литературы, провела анкетирование.
Выступила с сообщением «Роль физкультурных занятий в укреплении здоровья детей»
После прослушанного сообщения было обсуждение физкультурных занятий, где родители должны были ответить на вопросы: "Какие физкультурные занятия вам понравились больше и почему?" родители активно обсуждали увиденное занятие. У родителей большую симпатию вызвали занятия в игровой, сюжетной формах
3. В группе родителям была предложена выставка литературы не тему: "Здоровье ребёнка в наших руках», «Физкультурный уголок дома».
4. Оформила родительский уголок, в который включила: памятки; комплексы упражнений; фотографии, отображающие проведение занятий в нетрадиционной форме; примерные подвижные игры.
Я видели интерес родителей к нашей работе. И даже те родители, которые были равнодушны и сначала скептически отзывались о физкультуре, стали то же интересоваться нашей работой.
Вывод проекта
С начала учебного года во второй младшей группе мы стали проводить физкультурные занятия в нетрадиционной форме. В середине учебного года (конце декабря) я сделала сравнительный анализ уровня физической подготовленности детей, из которого было видно, что большинство детей достигло среднего уровня физической подготовленности (как в освоении основных движений и физических качеств, так и в умении использовать приобретённые двигательные навыки в самостоятельной деятельности). Но по некоторым видам движений (прыжки) и овладение физическими качествами (сила) некоторые дети показали более низкий уровень.
Поэтому во втором полугодии я спланировала работу на физкультурных занятиях так, чтобы движения (прыжки) и физические качества (сила), которые детям даются достаточно труднее, обязательно проводить в сюжетной форме, так как именно этот способ нетрадиционного проведения занятий даёт лучший результат.
В конце учебного года (в мае) результаты улучшились. Результаты диагностики показали, что совсем не стало детей с низким уровнем физической подготовленности, а некоторые дети со средним уровнем достигли высокого уровня. Дети стали более активными, так как проведение физкультурных занятий в нетрадиционной форме поддерживало интерес детей к правильному выполнению движений.
Я сделала диаграмму уровня физической подготовленности детей, из которой чётко видно, что в середине учебного года: у 4% детей - низкий уровень, у 56% - средней уровень и у 40% - высокий уровень физической подготовленности.
В конце учебного года уровень физической подготовленности детей изменился: у57% - средний уровень и у 43%- высокий уровень.
Можно сделать вывод: очень важно проводить физкультурные занятия с детьми в нетрадиционной форме. Такая форма проведения занятий способствует поддержанию интереса на протяжении всего занятия и желание у детей выполнять движения хорошо, а в связи с этим улучшается качество усвоения двигательных умений и навыков детей. Робкие дети чувствуют себя более уверенными, а дети более подвижные и смелые обращают свои силы, свою энергию на более качественное выполнение физкультурных упражнений.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. воспитание у детей устойчивого интереса к физкультурным занятиям;
2. формирование у детей более качественных умений и навыков в выполнении физкультурных движений;
3. развитие самостоятельности и творчества в двигательной деятельности детей.
Работу выполняю поэтапно:
1. отбор содержания нетрадиционных занятий для дошкольников
2. педагогическая оценка уровня сформированности первичных знаний и умений детей;
3. формирующая деятельность, направленная на реализацию программного содержания;
4. вторичная педагогическая оценка уровня сформированности у детей знаний. Умений и навыков.
В процессе подготовки к занятиям по физическому воспитанию в нетрадиционной форме стараюсь опираться на другие виды деятельности:
Формы работы:
1. в изобразительной деятельности: изготовление медалек, атрибутов, коллективные аппликации;
2. в развитии речи: чтение сказок, потешек, стихотворений соответствующих сюжету физкультурных занятий;
3. в гимнастике: используем ходьбу и общеразвивающие упражнения из физкультурных занятий;
4. в физкульт - минутках и подвижных играх: используем элементы движений из физкультурных занятий;
5. проводим экскурсии и наблюдаем за животными, чтобы лучше влиться в образ.
Список литературы
1. Алямовская В.Г. Программа Как воспитать здорового ребенка.
2. М.Асташина, О.Трещева.Дошкольное воспитание.1997№3
3. С.Дербицкая, С.Шарманова, А.Федоров, Н.Лапина. Дошкольное воспитание. 1998 №6.
4. Н.Замотаева. Дошкольное воспитание. 2001 №5.
5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1991.
6. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., 1988.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
8. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.
9. Шебеко В.И., Ермак И.И., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М., 1996.
10. Щербак А.П.. Тематические физкультурные занятия и праздники. М., 1994.
11. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников. 2010.
12. Литвинсва О.М. физкультурные занятия в детском саду. 2010.
13. Утробина К.К. занимательная физкультура в детском саду. 2003
Скачать Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных занятий
Здравствуйте, Наталья Николаевна! Хотелось бы поддержать Вас! Действительно физическое воспитание является проблемой. Очень ценная информация! Примите голос.
Здравствуйте! Ознакомилась с Вашей работой!!! Работа очень актуальна, так как сейчас огромное внимание уделяют именно физическому воспитанию!!! Примите голос!
Осень-чудесная пора, осенние утренники в детском саду всегда вдохновляют на творческий поиск. Яркая и красивая природа вокруг нас позволяет красочно оформить любое мероприятие и интерьер к нему.