Творческий проект, посвященный празднику День Победы для детского сада. Старшая группа
Эхо войны (информационно - практико - ориентированный, творческий проект)
Введение
В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин. Все, что совершается
в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям.
А. С. Макаренко
Без памяти о Великой Отечественной войне 1941 —1945 го¬дов, о Великой Победе в этой войне немыслим ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитари¬зация российского образования. Великая Отечественная война 1941—1945 годов — это подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России...
Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возни¬кают еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедуш¬ке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое страны.
Память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов живет в сознании наших людей как самое многотрудное и дли¬тельное испытание. Целые поколения родились и выросли с тех пор. Каждое новое поколение хранит память о зловещем отсве¬те зарниц жестоких сражений войны, больших утратах и долго¬жданных победных салютах.
Подвиг воинов, славные традиции служения России по- прежнему вдохновляют, делают нас причастными к знамена¬тельным вехам истории Родины.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев — все это входит в понятие «патриотизм». Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, гордость за Россию.
Зайдите в любой дом, поинтересуйтесь, чем дорожат, перед чем благоговеют, и вы окажетесь в мире бесценных семейных реликвий. Вам покажут семейный альбом с фотографиями пехотинцев, танкистов, летчиков, моряков, пограничников или партизан, расскажут об их боевых орденах и медалях, достанут сбереженные на память дедовскую фронтовую шинель, пилот¬ку или флотскую бескозырку, похвалятся грамотами и знаками отличника и специалиста, полученными уже сыновьями и внуками ветерана. Все это бесценный материал для воспитания у наших детей верности традициям.
Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее...
Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе отечественных традиций и со¬временного опыта. Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы и новые подходы — проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Информационно - практико - ориентированный творческий проект «Эхо войны» позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, создает предпосылки поисковой деятельности, способствует развитию художественно-эстетической направленности, интеллектуальной инициативы, что в свою очередь формирует готовность ребенка к школе и соответствует принципам общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы».
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители детей. Поэтому необходимы сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской.
Целями проекта «Эхо войны» являются:
- формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной вой¬не 1941—1945 годов;
- сохранение любви и уважения к историческому военному прошлому через произведения искусства.
Работа над проектом осуществляется в процессе:
• организованной образовательной деятельности;
• музыкального воспитания на основе наглядного материала;
• познавательных бесед по теме проекта;
• посещения районного краеведческого музея, памятника Боевой славы п.ст. Юрга - 2, мемориала Боевой славы г. Юрги;
• работы изобразительного кружка "Разноцветные пальчики";
• работы музыкального кружка "Соловушка";
• самостоятельной деятельности ребенка;
• работы нравственно - патриотического кружка "Совята".
Совместное творчество специалистов, педагогов, воспитан¬ников и их родителей над проектом способствует успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Эхо войны»
Вид проекта:
- информационно - практико - ориентированный;
- творческий.
Тип проекта:
- детско-взрослый;
- ребенок — субъект проектирования;
- открытый — в ДОУ и за его пределами;
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: с марта по май 2015 года.
Март - «Моя родина - Россия!»;
Апрель - «Священная война»;
Май - «Детство без войны».
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, специалисты: музыкальный руководитель, вос¬питатели старшей группы, родители детей.
Возраст участников проекта: 5-6 лет.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Цели проекта:
- Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.
- Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
- Воспитывать любовь и уважение к защитникам.
- Развивать продуктивную деятельность и творчество.
- Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.
- Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.
- Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
Структура проекта
Цикл «Моя родина — Россия!»
Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Содержание 1. Встреча с клубом ветеранов "Эхо войны".
2. Сюжетно - ролевые игры "Танкисты", "Моряки".
3. Беседы: «Фронтовые письма», "Полководцы и герои".
4.Выставка детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими».
5.Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны: "Рассказы о детях - героях" (Андрианов Ваня, Богданова Надя, Вашкевич Лида, Герасименко Люся), "Рассказы о войне" (Битва под Москвой, Сталинградская битва).
6.Консультации для родителей.
7.Конкурс чтецов «Были дни счастливые».
8. Изготовление стенгазеты "День Победы"
Цикл «Священная война»
Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Содержание 1.Занятие "Великая Отечественная война. Поклонная гора.".
2. Занятие "Заочная экскурсия в музей полководца Константина Васильевича Жукова"
3.Коллективный коллаж-диорама «Вставай, страна огромная...»
4. Чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны: "Рассказы о детях - героях" (Хоменко Витя и Кобер Шура, Цадиков Боря, Шишковский Вася, Щербацевич Володя, Дети в тылу врага), "Рассказы о войне" (Битва на Курской дуге, Мы победим).
5.Занятие "Летят самолёты".
6. Просмотр диафильмов о войне.
7. Посещение Районного краеведческого музея..
8.Музыкальная гостиная «Поем песни о войне».
9.Конкурс чтецов «Эх, война, война, что ж ты сделала?»
10.Конкурс детского рисунка «Портрет героя».
11. Сюжетно - ролевые игры "Летчики", "Пограничники".
Цикл «Детство без войны»
Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Содержание 1. Конкурс стенгазет «Эх, война, война...»
2. Групповые посещения совместно с родителями мемориала Боевой славы г. Юрги.
3.Просмотр презентации "Медали и ордена Великой Отечественной войны".
4. Оформление и дизайн родительского уголка «Этот День Победы».
5.Ознакомление с произведениями искусства о ВОв.
6.Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Никто не забыт, ничто не забыто».
7.Конкурс рисунка на асфальте «Мы рисуем мир».
8.Возложение цветов к памятнику.
9. Выступление на открытие выставки в Районном краеведческом музее.
10. Праздничный концерт «День Победы».
Формы организации детей:
- музыкальное занятие;
- продуктивная деятельность;
- работа в изобразительной студии;
- работа в уголке творчества;
- выставка детского рисунка;
- конкурс чтецов;
- конкурс детского творчества;
- групповые посещения выставок, музея;
- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен;
- оформление мини-музея в группе;
- выставка плакатов;
- рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток;
- музыкальная гостиная;
- праздничный концерт;
- конкурс рисунка на асфальте;
- возложение цветов к памятнику;
- занятия;
- беседы
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
- игра;
- наглядность (выставки репродукций картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет);
- традиционные методы народной педагогики (подражание, подпевание, подхватывание, пение за педагогом, диалог, беседы по картинкам, «круглый стол»);
- день открытых дверей;
- интерактивные выставки;
- рекламно-информативная (художественно-литературное за¬нятие, просмотр репродукций);
- создание мини уголка;
- посещение памятных мест;
- творческая активность детей (групповая и индивидуальная);
- включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;
- метод совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
Формы контроля:
- анкетирование и беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольника, качество усвоения ребенком представлений о России, родном городе;
- применение и отражение знаний в детских видах деятель¬ности, занесение результатов в таблицу;
- наблюдение за детьми в ходе праздника, бесед, занятий, занятий в кружках "Разноцветные пальчики", "Совята", "Соловушка".
Предполагаемый результат:
любознательность, активность; интерес к новым знаниям; проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941—1945 го¬дов; представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах; умение представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности; соотнесение воспринятой информации со своим опытом, чувства¬ми и представлениями; интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи и скульптуры, прослушивание музыкальных произведений; проявление активного интереса к народной музыке, традиционной песне и пляске, музыке воинской тематики; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта
Продукт проектной деятельности.
- стенгазета «День Победы!»;
- выставка детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими»;
- коллективное детское творчество «Буду в армии служить»;
- конкурс детского рисунка «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- конкурс стенгазет «Эх, война, война..,»;
- коллективная художественная лепка «Вставай, страна огромная...»;
- конкурс детского рисунка «Портрет героя»;
- выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- конкурс рисунка на асфальте «Мы рисуем мир»;
- конкурс детского творчества «Портрет моего прадедушки»;
- организация музыкальной гостиной «Поем песни о войне»
- праздничный концерт, посвященный празднованию победы в Великой Отечественной войне «День Победы»,
- мультимедийная презентация «День Победы»;
- мультимедийная презентация «Моя Россия»;
- мультимедийная презентация «Ах, война, война...»;
- презентация к утреннику «Несовместимы дети и война»;
- мультимедийная презентация «Дети - герои»;
- мультимедийная презентация "Медали и ордена Великой Отечественной войны"
- мультимедийная презентация «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ».
Принципы проекта:
- историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;
- гуманизация: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;
- дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- итеративность: сотрудничество с семьей, библиотекой, Районным краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности;
- наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Заключение
Проект «Эхо войны» предназначен для формирования у детей знаний об историческом прошлом Родины, целост¬ного восприятия событий, связанных с Великой Отечественной войной 1941—1945 годов. Проект помогает установить историческую преемственность поколений.
Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека — гражданина своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществлять¬ся по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог ребенок — родитель».
Эффективным средством нравственно-патриотического воспитания являются элементы этнографической культуры (на¬родные праздники и игры, фольклор). Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Рекомендуем посмотреть:
Проект «Бессмертный полк» для детей разновозрастной группы