Развитие познавательной активности дошкольников путём организации исследовательской деятельности. Консультация для педагогов
Содержание:
1. Актуальность развития познавательной активности.
2. Этапы развития познавательной активности и исследовательской деятельности.
3. Навыки, значение исследовательской деятельности
4. Формы исследовательской деятельности в ДОУ.
5. Условия организации исследовательской деятельности
6. Вывод.
* * *
1. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Современному обществу уже не нужны исполнители, сегодня нужны творческие личности с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Именно поэтому ФГОС ДО выдвигает развитие познавательной активности в качестве основного принципа дошкольного образования (познавательная активность» – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе).
2. Познавательная активность является высшей ступенью познавательного развития, которое проходит несколько стадий. Все дети с рождения исследователи. Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Знания, которые ребёнок получил в ходе собственной исследовательской деятельности, прочнее и надёжнее тех, которые он получил в готовом виде. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.
- В раннем возрасте исследовательская деятельность протекает в форме манипулирования предметами и людьми (ребёнок совершает обследовательские действия, усваивая сведения об окружающих предметах и людях, с которыми он сталкивается).
- После трёх лет ребёнок переходит в следующий период –любопытства (это когда ребёнок ориентируется на яркость, занимательность).
- После 5 лет при условии правильного воспитания –наступает период любознательности.
3. Именно в этот период исследовательская деятельность становится самостоятельным видом деятельности, ребёнок приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
В процессе исследовательской деятельность развивается познавательная активность:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идёт обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации…
- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Развиваются умственные умения и навыки.
- Развивать самостоятельность, формируются трудовые навыки, творческие способности, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности, так как дошкольникам присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, следовательно, данный метод соответствует возрастным возможностям дошкольников.
5. В ДОУ проблема развития познавательной активности охватывает все стороны воспитательно –образовательного процесса. Чем разнообразнее формы исследовательской деятельности, тем активнее протекает познавательное развитие детей.
Какие же формы исследовательской деятельности можно использовать в детском саду?
А) Авторская методика «
Исследовательский фартук», разработанная американским педагогом Сандрой Кейплан
• Первый этап – «выбор темы» - посередине верхней части фартука расположен карман «Тема».
• Второй этап – составление плана (проводится беседа по наводящим вопросам: «как вы думаете, с чего начинать своё исследование? (с составления плана исследования) – Где можно узнать что –то интересное? Как сохранить информацию?
• Третий этап – поиск информации (использование различных источников: книги, интернет, телевидение, спросить другого человека, подумать самому, спросить другого человека…). Далее внизу идут кармашки с изображением способа получения информации. Дети собирают информацию и записывают её на листочках с помощью пиктографического письма. Здесь также имеются кармашки для вырезок из журналов, готовых картинок.
• Четвёртый этап –подведение итогов (факты, собранные в каждом кармашке, анализируются, выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения, рисунка…
Б) Авторская методика доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова «
Папка юного исследователя».
Первый этап – тренировочное занятие, выбираются 2 активных с хорошо развитой речью добровольца для демонстрации всех этапов исследовательской деятельности (понадобятся карточки с «темами» будущих исследований, символические изображения «методов исследования»).
Ход занятия:
- добровольцы выбирают из предложенных тем тему своего исследования (карточку с выбранной темой кладём на середину образованного сидящими детьми круга).
- далее знакомимся с методами исследования (рассматриваем и обсуждаем символические изображения методов исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у другого», «узнать из книг», «наблюдение и эксперименты»,
- затем, когда исследователи определили последовательность работы, начинаем собирать материал (фиксировать на листочках в виде несложных рисунков, букв, или даже специальных изобретённых на ходу знаков и символов).
- обобщение материала (теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. На ковре так, чтобы всем детям было хорошо видно, раскладываем и смотрим, что нового и интересного узнали.
- сообщение, доклад (как только информация обобщена, надеваем на исследователей академические головные уборы и мантии (чтобы усилить значимость момента).
- рефлексия (обсуждение доклада, дать слушателям возможность задать вопросы.
На последующих этапах уже работа организуется со всей группой, когда папку исследования можно дать каждому, паре или команде из нескольких человек
В)
Исследовательская деятельность может протекать также на занятиях различных видов: окружающий мир, формирование элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, речевые, творческих, спортивные и музыкальные. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.
На занятиях художественно – продуктивной деятельностью также можно проводить исследовательскую деятельность, используя нестандартные приёмы рисования (по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, щёткой, пальчиком), используя на аппликации нити, ткань, вату, природный материал, позволяет детям изучать свойства разных предметов, веществ.
На музыкальных занятиях можно также экспериментировать со звуковым материалом (шелест листьев воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику).
На занятиях по физкультуре можно провести экспериментирование на прыгучесть с разными мячами (кожаный, резиновый, поролоновый, пластиковый).
Г)
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
А)
Эвристическая беседа, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
В)
Опыты и эксперименты на прогулке и в уголке природы. (Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая ли получится вода
Г)
Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
Так, например, у нас недавно был проведён проект «Всемирный день продовольствия», в ходе которого была проведена исследовательская работа, итогом которой стало создание игр «От фермы до стола», «От зерна до булочки», благодаря которым дети узнали, какой путь проделывает еда от фермы до стола. В ходе проекта дети также с родителями, изучив разные источники, собрали информацию об экологических факторах, влияющих на нехватку продовольствия (итогом стало создание экологических рисунков). Также в ходе проекта, дети узнали, что не все продукты можно употреблять в пищу. Так, проведя ряд опытов с кока колой, дети узнали ряд вредных свойств, по которым этот напиток не следует употреблять. Также опытным путём дети узнали, в каких частях растений больше нитратов и откуда они берутся. Вывод: в результате проведённого проекта, у детей заметно повысился уровень знаний по пройденной теме. Дети научились бережно относиться к еде, больше употреблять в пищу полезных продуктов, стараться исключать из рациона вредные продукты. Родители также стали более осознанно относиться к составлению рациона для всей семьи. Дети познакомились с экологическими факторами, которые непосредственно оказывают влияние на продовольственные проблемы (голод, ожирение).
Д)
ТРИЗ-технологии. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
5. При организации исследовательской деятельности для развития познавательной активности
важно соблюдать ряд условий:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности); для развития познавательной активности большое значение имеет насыщенная развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность детей. Для этого в каждой группе должен быть исследовательский центр, в котором собраны
материалы для исследования:
• природные материалы: - образцы песка, глины, земли; камни, галька, ракушки, керамзит, мел; железо, резина, пластмасса, дерево; семена цветов, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны)
• бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки и т. п.
• сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
• схемы для проведения опытов.
• специальное оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито; стаканчики, тарелочки, ложки; шприцы, пипетки; весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскоп, измерительные приборы.
Весь материал расположен в доступном для детей месте.
В книжном уголке также должны быть справочники, энциклопедии, посвящённые разной тематике:
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание деятельности должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создаёт радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию исследовательской деятельности стимулирует познавательную активность.
О чём должен помнить педагог, организуя исследовательскую деятельность детей?
- Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детский идей.
- Проявлять искренний интерес к любой детской деятельности, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребёнка в свои силу, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведения эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
6. Вывод: таким образом, благодаря разнообразной исследовательской деятельности, благодаря интеграции познавательной деятельности с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, совместная деятельность), педагог обеспечивает качественные изменения в познавательном развитии дошкольников: переходу от любопытства до познавательной активности.
Литература:
1. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников –М.: ТЦ «Сфера» 2005
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2004
Рекомендуем посмотреть:
Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Для чего нужна диагностика дошкольников?
Консультация для педагогов. О роли семьи в воспитании ребёнка