Кружок по экологии в ДОУ. Программа
Срок реализации 1 год.
Пояснительная записка.
Программа маленького эколога направлена на приобщение детей к природе и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с уставом дошкольного учреждения. В начале 21 века народы решают задачи, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменить окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это не громкие слова. Это норма- основа самоуважения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, бережное отношение к вещам и предметам.
Цели и задачи.
Программа во многом задает ход воспитания и развития личности. Преследуя цель развития личности ребенка, мы пытаемся воплотить идею гуманизации. Экологическая воспитанность проявляется в системе личностных образований – сознании, деятельности и поведении эмоциях и чувствах.
Отбирая содержание, мы старались, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка в целом: его экологического сознания, экологических деятельностей и поведения в природе, экологически правильного отношения к ней. В связи с этим, предоставляются знания, как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. На доступном для дошкольников уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого. Её понимания составляет основу экологической культуры личности. С этой целью представлены знания о неживой природе, как источнике, удовлетворяющем живую природу, и условии ее существования. Взаимосвязь организма со средой обитания проявляется в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям. Показано разнообразие сред обитания, комплекс факторов , присущих каждой из них, даются представления о том, как меняется их жизнедеятельность в связи с сезонными изменениями. Понимание этой связи обеспечивает развитие у детей элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу экологически целесообразного поведения.
Реализация идеи единства живого и неживого в природе раскрывается понятие живой организм. Наряду с животными и растениями, отнесен и человек. Живые – это люди, животные, растения, они двигаются и дышат, питаются и чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.
В программе на доступном для дошкольников уровне раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожий этим на животных и растения; отражена система взаимодействия человека и природы: как человек влияет на природную среду и как природа влияет на человека.
Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, состоящую из взаимосвязанных систем. Сообщество живых существ включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (экосистема леса, луга), где также взаимосвязаны между собой. Экологическое сознание человека базируется на понимании значения целостности природы на любом уровне. Раскрывая эти темы, мы понимаем, что в любом живом существе, между живым существом и средой, в экосистеме существует взаимосвязи, а нарушение влечет за собой негативные экологические последствия для живого.
Для достижения цели – формирование экологической воспитанности дошкольника, определяется несколько задач.
1. Развитие у детей элементов экологического сознания.
2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы.
3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе.
4. Накопление эмоционально- положительного нравственно- ценного опыта отношения и общения с природой, развитие экологической культуры детей.
Экология – что это?
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать начало экологической культуры. Осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни.
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких- либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах), но их связь со средой. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение - важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей. Формирование начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Важным методом экологического воспитания является слово( чтение, беседа, пересказ детей, вопросы)- это разные формы речевой активности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный и совместный труд на участке по поддержанию необходимых условий для жизни растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальное проявление детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
В заключении следует отметить, что данная технология – это целостная система экологического воспитания, апробированная в экспериментальных занятиях. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры взрослых, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
Сроки Виды деятельности Формы контроля и оценки
1-е полугодие Дидактические игры
Экспериментирование
Работы со схемами
Наблюдение
Экскурсии Викторины
2-е полугодие Посещение музея
Работа со схемами
Зарисовки в тетради
Чтение художественной литературы
Наблюдения
Экскурсии
Дидактические игры Игра «Брейн- ринг»
Опыты
Учебная программа экологического кружка.
Кол-во часов Теория Практика
Вводное занятие 1 1
Мир в котором мы живем 1 1
Солнце и я 2 1 1
Здравствуй , солнечный лучик 1 1
Свет и тень 1 1
Планета Земля в опасности 1 1
Земля наш общий дом 1 1
Природа мир загадок 1 1
Пусть прочен будет наш союз 1 1
Планета наш дом, мы хозяева в нем 2 1 1
Это фантастика 1 1
Как прекрасен этот мир 1 1
Неповторимый мир растений 1 1
Они все разные 1 1
Живые барометры 1 1
Среди запахов и звуков 1 1
Как разгадать их загадки 1 1
Природа источник познания 1 1
Наблюдения. Экскурсия. Почва. 1 1
Животные загадочные жители Земли 1 1
Приглядишься и увидишь 1 1
Животные наши друзья 1 1
Учись наблюдать 1 1
Человек – есть тайна 1 1
Как же так. Помоги себе сам. 1 1
Из чего мы состоим 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Любить животных – любить себя 1 1
Наша земля – наше богатство 1 1
Жизнь дана на добрые дела 1 1
Учусь защищать природу. Экскурсия в парк. 1 1
Будь хозяйкой родного края. 1 1
Экскурсия в музей. 1 1
Пожалуйста, тише 1 1
Встреча с природой 1 1
Красная книга Земли 1 1
Наблюдение за птицами 1 1
Спеши делать добро 1 1
Наш общий дом 1 1
Чтение и беседа 1 1
Экскурсия за пределы детского сада 1 1
Экологический эксперемент 1 1
Экскурсия в лес 1 1
Как обнаружить воздух в помещении 1 1
Экскурсия в парк 1 1
Цепочки в лесу 1 1
Прошла зима холодная 1 1
Воздух нужен рыбам в аквариуме 1 1
Воздух упругий, дуем- поиграем 1 1
Кто главный в лесу 1 1
Рассматривание веток тополя с почками 1 1
Что мы знаем о птицах 1 1
Наблюдение. Есть ли воздух в воде 1 1
Земная служба Айболита 1 1
Высадка рассады цветов 1 1
Лес в жизни человека 1 1
Посадка черенков 1 1
Посвящается дню земли 1 1
Целевая прогулка. Участок- наш дом. 1 1
Земля с днем рождения 1 1
Экологический поход 1 1
Птичий город на деревьях 1 1
Мой родной край 1 1
Сравнение аквариума 1 1
Наблюдение за мать- мачехой 1 1
Кому нужна вода 1 1
Наблюдение за одуванчиком 1 1
Подведение итогов работы за год 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Учебная программа экологического кружка.
Кол-во часов Теория Практика
Вводное занятие 1 1
Мир в котором мы живем 1 1
Солнце и я 2 1 1
Здравствуй , солнечный лучик 1 1
Свет и тень 1 1
Планета Земля в опасности 1 1
Земля наш общий дом 1 1
Природа мир загадок 1 1
Пусть прочен будет наш союз 1 1
Планета наш дом, мы хозяева в нем 2 1 1
Это фантастика 1 1
Как прекрасен этот мир 1 1
Неповторимый мир растений 1 1
Они все разные 1 1
Живые барометры 1 1
Среди запахов и звуков 1 1
Как разгадать их загадки 1 1
Природа источник познания 1 1
Наблюдения. Экскурсия. Почва. 1 1
Животные загадочные жители Земли 1 1
Приглядишься и увидишь 1 1
Животные наши друзья 1 1
Учись наблюдать 1 1
Человек – есть тайна 1 1
Как же так. Помоги себе сам. 1 1
Из чего мы состоим 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Любить животных – любить себя 1 1
Наша земля – наше богатство 1 1
Жизнь дана на добрые дела 1 1
Учусь защищать природу. Экскурсия в парк. 1 1
Будь хозяйкой родного края. 1 1
Экскурсия в музей. 1 1
Пожалуйста, тише 1 1
Встреча с природой 1 1
Красная книга Земли 1 1
Наблюдение за птицами 1 1
Спеши делать добро 1 1
Наш общий дом 1 1
Чтение и беседа 1 1
Экскурсия за пределы детского сада 1 1
Экологический эксперемент 1 1
Экскурсия в лес 1 1
Как обнаружить воздух в помещении 1 1
Экскурсия в парк 1 1
Цепочки в лесу 1 1
Прошла зима холодная 1 1
Воздух нужен рыбам в аквариуме 1 1
Воздух упругий, дуем- поиграем 1 1
Кто главный в лесу 1 1
Рассматривание веток тополя с почками 1 1
Что мы знаем о птицах 1 1
Наблюдение. Есть ли воздух в воде 1 1
Земная служба Айболита 1 1
Высадка рассады цветов 1 1
Лес в жизни человека 1 1
Посадка черенков 1 1
Посвящается дню земли 1 1
Целевая прогулка. Участок- наш дом. 1 1
Земля с днем рождения 1 1
Экологический поход 1 1
Птичий город на деревьях 1 1
Мой родной край 1 1
Сравнение аквариума 1 1
Наблюдение за мать- мачехой 1 1
Кому нужна вода 1 1
Наблюдение за одуванчиком 1 1
Подведение итогов работы за год 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Литература
Кондратьева И.Н. «Программа экологического образования детей»
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Веретенникова «Ознакомление с окружающим»
Атлас Земли
Рекомендуем посмотреть:
План работы кружка в детском саду. Старшая группа
Программа кружка для детей 3-5 лет
Отчёт по дополнительному кружку
Программа кружковой работы в детском саду. Подготовительная группа