Конспект урока технологии с презентацией, 5 класс. Вторичное сырье
Открытый урок технологии в 5 классе. Вторичное сырье
Автор: Ярмусь Нина Сергеевна, учитель технологии (обслуживающий труд), МБОУ СОШ № 24, г. Симферополь
Вторичное сырье, поделки из бросового материала мастер-класс Предмет- Технология Класс – 5 Цель урока - привлечь внимание людей к проблеме увеличения объемов образования отходов. (слайд 2)
Задачи:
• развитие познавательно-исследовательской деятельности, проектировочных и технологических умений, художественно-эстетических способностей,
• формирование представлений о том, что такое вторсырьё, как можно использовать текстильные и промышленные отходы, как влияют данные отходы на экологию окружающей среды (слайд 3)
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация “Вторичное сырьё”, картон А4, ножницы, клей, пластиковые бутылки Ход урока 1. Оргмомент 1. Психологический настрой
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-Земля!
Здравствуйте, мои друзья 2. Проверка готовности к уроку 3. Техника безопасности.
Правила обращения с ножницами
- Где должны лежать ножницы
- Как нужно передавать ?
- Как выполнять разрезы? 2. Изучение нового материала
1) Учитель: Прочтите тему сегодняшнего урока. Дети: Вторичное сырьё Учитель: Что такое вторичное сырьё? Дети: Вторичное сырьё - это “вторичные материальные ресурсы, которые в настоящее время могут повторно использоваться в народном хозяйстве”. При этом под вторичными материальными ресурсами понимаются “отходы производства и потребления, которые образуются в народном хозяйстве”. Вторичным сырьем отходы являются лишь в том случае, если их можно использовать либо взамен первичного сырья, либо как принципиально новый вид сырья без существенной их обработки и подготовки к применению (чистки, мойки, сушки и др. аналогичных подготовительных операций) (слайд 4) Учитель:
Как вы думаете можно ли вы делить виды вторичного сырья. Дети: Да. Учитель: Какие виды вторичного сырья вы знаете? Дети: Виды вторичного сырья
• Макулатура
• Стекло
• Металлолом
• Химикаты
• Нефтепродукты
• Электроника
• Пластмассы
• Резина
• Биологические
• Древесина
• Строительные
• Сточные воды (слайд 5)
Учитель: Приносит ли пользу использование вторичных отходов? Дети: Использование отходов в качестве вторсырья позволяет экономить первичное сырье и материалы.
Например, использование 1 т макулатуры экономит 3,5 мЗ древесины; 1 т вторичного полимерного сырья - 0,7 т первичного полимерного сырья; 1 т изношенных шин - 0,33 т каучука синтетического; 1 т вторичного текстильного сырья - 0,7 т натуральных или синтетических волокон. (слайд 6)
Учитель: Какой самый распространенный вид вторичных отходов? Дети: Одним из самых распространенных видов вторичного сырья является металлолом (металлический лом) Учитель: Что такое металлолом? Дети: Металлолом - общее, собирательное название различного металлического мусора (пришедших в негодность металлических изделий), утилизируемого или не утилизируемого во вторичном металлургическом цикле. Чаще всего к металлолому относят специально концентрируемый в отведенных местах металлический мусор для последующей переработки (утилизации) (слайд 7)
Учитель: Что собой представляет такой вид вторичных отходов как макулатура? Дети: Макулатура - это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования Учитель: Сбор макулатуры приносит огромную пользу лесу, ведь 17 деревьев спасает вывоз и переработка 1(одной) тонны макулатуры. Учитель: Что изготавливают из макулатуры? Дети: 80% всей используемой макулатуры идёт на изготовление картона. Учитель: После переработкив макулатуру добавляются наполнители: полимеры, мел или краска, затем масса отжимается и прессуется. Картон готов. По некоторым свойствам картон из макулатуры лучше целлюлозного: в переплётах книг используют только картон от переработки макулатуры.
(слайд 8)
Учитель: Область применения сырья, полученного из макулатуры, сегодня достаточно широка. В первую очередь, оно используется для производства различного вида
• упаковочной и оберточной бумаги
• картона
• лотки для яиц
• упаковку для бытовой техники
• горшки для высадки семян
• одноразовые стаканчики.
• применяется для изготовления писчей, типографской и туалетной бумаги,
• стройматериалы, используемые для теплоизоляции помещений, в частности экологически чистую строительную вату.
• кровельные материалы и контейнеры для транспортировки овощей, одноразовые автомобильные коврики,
• средства личной гигиены,
• даже одноразовую одежду
• особо тонкую бумагу для оригами . (слайд 9) 3. Практическая работа (слайд 10)
Чтобы изготовить такую елочку понадобиться минимум времени и затрат.
Чтобы сделать декоративную новогоднюю поделку: елка из пластиковых бутылок, вам будет необходимо следующее:
• Пластиковые бутылки — 3 шт;
• Скотч;
• Лист плотной бумаги, в идеале ватмана (А4);
• Ножницы.
Итак, разрезаем бутылку как показано на фото. То есть необходимо обрезать донышко и горлышко, чтобы осталась прямая труба из бутылки.
Далее нужно сделать заготовки для веточек. Чтобы елка имела, конусообразную форму заготовки должны иметь разные размеры. То есть вам необходимо достичь следующего.
Разрезать каждую пластиковую бутылку вдоль на 3 равные части и уже потом подогнать их размеры, чтобы каждый последующий ярус был немного меньше предыдущего. Затем каждую заготовку необходимо «распустить на иголочки». Горлышко одной из бутылок будет служить подставкой нашей будущей новогодней поделке.
Cледующим шагом сворачиваем ватман в трубочку. Вставляем в бутылочное горлышко...
... и закрепляем скотчем.
Теперь осталось зафиксировать каждый ярус ёлки скотчем по кругу и маленькая новогодняя поделка: елка своими руками готова!
Верхушку нашего новогоднего дерева можете украсить самодельной елочной игрушкой либо сделать завершение елочки так, как это сделали мы.
Если же вы хотите сделать елочку из пластиковых бутылок более пушистой такой, как на фото, при изготовлении елки иголочки нужно нарезать как можно тоньше (чаще).
Некоторые варианты переработки в вторичного использования пластиковых бутылок:
1. Сжигание является очень простым способом уничтожения бутылок из такого материала. Но продуты горения являются крайне опасными для человека, а их воздействие может иметь необратимые последствия в будущем.
2. Прессовка таких бутылок поможет значительно уменьшить место, занимаемое ими. Также бутылкам можно дать вторую жизнь, соорудив из них, например, теплицу, плот, обставив клумбу или даже выстроив дом.
3. Чтобы построить такой дом, понадобится не только большое количество бутылок из пластика, но и большое количество песка, который будет засыпаться в каждую бутылку. Возводя из такого своеобразного «кирпича» колонны и стены, строительство будет намного экономнее традиционного.
4. Есть определенные предприятия, которые занимаются непосредственно переработкой бутылок из пластика. Там их переплавляют и создают как новую тару, так и прочую продукцию: веревки, шпагаты. В результате производство обходится дешевле, а уровень прочности таких веревок вполне сравним с веревками из натуральных материалов.
5. Некоторые предприятия используют продукты переработки пластиковых бутылок как топливо.
6. Переработанный пластик также может стать и кровельным материалом, и прессованными плитами, и даже ковровым покрытием. Чтобы получить необходимый материал, можно сплавлять несколько видов пластика. Чтобы процесс перевозки такого материала не доставлял хлопот, его превращают в гранулы. Физкультминутка (2 минуты)
Музыка
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в зверушек превратились
(дети одевают шапки с изображением животных)
Сколько в класс пришло зверей
Не узнать моих детей
Кто зайчишка, кто лисичка
Кто медведь, кто волк, кто птичка.
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь.
(танец маленьких утят) Просмотр, оценка и анализ выполненных работ
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?
(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)
Какие качества вам потребовались?
(Ребята отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)
На сколько пластиковых бутылок стало меньше?
(Ребята отвечают – на шесть «в зависимости от количества детей в классе»)
На сколько полезных вещей стало?
(Ребята отвечают – на шесть «в зависимости от количества детей в классе») Уборка рабочего места
Молодцы ребята!
Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро собери,
И порядок наведи
Учащиеся убирают своё рабочее место Подведение итогов
– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?
– Что интересного вы узнали?
(Ответы детей)
– Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5» Хочется закончить урок такими словами:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Переработка вторичного сырья - глобальная государственная проблема.
Вы же на своих занятиях находите ему применение, даря вторую жизнь и радость творчества детям!
Здорово! С удовольствием голосую №1" Успехов!
С уважением!!!
Наша прямая обязанность - сохранять окружающую среду, поэтому экологическому воспитанию детей нужно уделять внимание на различных уроках. Ваш урок замечателен тем, что вы не только объясняете детям проблему засоренности планеты, знакомите с понятием вторичное сырье, но и учите, как можно использовать ненужные пластиковые бутылки и при этом развить свою фантазию. Спасибо вам,единственное, мне показалось, что цель не очень корректно сформулирована, ведь ваш урок направлен прежде всего на ребят в аудитории, а не на все человечество.
Доброго времени суток, Нина Сергеевна. Представленный вами материал будет востребован педагогами всех образовательных учреждений, так как проблема утилизации и переработки вторсырья актуальна и злободневна. При проведении практической работы можно было предложить детям выполнить индивидуальный проект или хотя бы проговорить что можно ещё изготовить из пластиковых бутылок. Мой голос!
Благодарю за то, что поделились опытом. Очень познавательно. Я полностью поддерживаю идею вторичного использования бросового материала. Ведь многое из того, что отправляется в мусоропровод, может получить вторую жизнь. У вас получились замечательные елочки. Так держать!
Какая актуальная информация в мастер - классе! И для ребят, и для взрослых. Печально, что человек не может справиться с валом проблем, которые создаёт пластмасса и подобные материалы.