Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока технологии для девочек 5 класса с презентацией

Конспект урока технологии для 5 класса. Русская народная вышивка, как вид рукоделия
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: ознакомиться с русской народной вышивкой, как видом рукоделия, основными приемами вышивания.
Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с русской народной вышивкой, её особенностями; совершенствовать умения и навыки ручных работ при вышивании закладки тамбурным швом.
Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
Мотивационная – пробудить интерес к вышивке.
Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.
Оборудование: нитки , ткань, игла ручная, ножницы, линейка, карандаш «м», готовые вышитые изделия, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте!
Посмотрите, на урок я принесла вот этот старый плетеный сундук. Он был у моей бабушки, когда она была такой же девочкой как и вы.

В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем
Что же прячет бабушка в сундуке своем?

И что же лежало в таких вот домашних сундучках? (беседа с девочками)
Давайте посмотрим, что у меня в сундуке: полотенце, рубашка, салфетка - какая красота сохранилась до наших дней . А сколько вложено труда , умения и старания.

Каждая вещь в этом сундуке украшена рисунком, а ведь это все сделано руками с помощью иглы и ниток. Все это вышито.


2. Сообщение темы и цели урока:
Как вы уже догадались сегодня мы с вами поговорим о русской народной вышивке и попробуем сами вышить небольшое изделие. Тема нашего урока «Русская народная вышивка, как вид рукоделия».

Да, девочки - вышивка- это вид народного рукоделия. Каждый год на уроках труда вы будете знакомиться с различными видами рукоделий.
Что значит рукоделие? Кто может ответить на этот вопрос? (ответ)
Слово рукоделие говорит само за себя – это значит делать руками. А вышивка относится к наиболее древним видам русского народного рукоделия.

Девочки, а кто-нибудь из вас умеет вышивать?
(беседа с девочками)

3. Объяснение материала:
Хорошо! Предлагаю вам посмотреть на экран. Я расскажу вам о вышивке.
Презентация
Занимались этим видом рукоделия женщины, маленьких девочек приучали к работе с 7-8 лет.

Вышивкой украшали рубахи, юбки, передники, головные уборы. Кроме одежды, вышивали скатерти, полотенца.

Большое символическое значение имеет и цвет вышивки.
Посмотрите на экран и на наши вещи из сундука и ответьте мне, – какие чаще всего использовали цвета при вышивании? (ответ)

Да белый и красный и это не случайно.

Белый цвет мастерицы называют «землей», этот цвет олицетворяет землю и символизирует чистоту и свет.

Красный - цвет Солнца; цвет жизненной энергии.

Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца.

Вышивка выполняется различными видами швов. Все их можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани, к ним относятся такие виды как крест, гобеленовый шов и др. Давайте найдем этот вид вышивки на стенде. Кто желает?
Ко второй группе относятся вышивки выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру, к ним относятся такие вышивки как гладь и один из популярных сейчас - тамбурный шов. Найдите под каким номером этот шов?

Как вы считаете, где вышивка чаще всего располагалась? Давайте посмотрим на наши вещи. (ответы)

А почему именно на этих местах делали вышивку? Как вы думаете?

Девочки, вышивка служила оберегом, который защищает человека от враждебных сил. И люди считали, что нужно защитить все отверстия, которые есть в готовой одежде, чтобы зло не могло проникнуть в тело человека.

Вот и у нас на стенде все вещи из сундука несут глубокий смысл оберега.

Я вам показала не все секреты из моего сундука. На дне лежит книга. А в книге есть закладка. Закладка не простая, а вся вышита.
Девочки, для чего нам нужна закладка?

Закладывая нужную нам страницу, мы отмечаем нужную нам информацию. Закладка и символизирует собой закладывание знаний. А прямые вышитые полосы - это прямая дорога к хорошим знаниям.

Сегодня в практической части урока мы с вами будем изготавливать закладку, используя тамбурный шов для украшения.

Давайте подумаем, что же нам нужно для работы.
Я вам показываю - вы хором говорите

1. (ножницы) Режем мы и вырезаем. Всем вам шить мы помогаем.

Ножницы существуют уже около 1000 лет. Их существует много разных видов. У вас на партах ножницы для шитья , а есть ножницы, которые делают рельефные края – вот они это ножницы «Зиг-заг». И мы их сегодня будем использовать.

2. (игла) Ног нет, а ходит, есть ухо, а не слышит.
Правильно игла. Она есть у вас на парте.

3. (игольница) Помощница для иголки. Следит, чтобы игла всегда на виду была. Что это?
Покажите мне, у вас на столе есть игольница?


4. (нитки) Я за иглой бегу, бегу – иглу я обогнать могу.

Наши бабушки вышивали льняными нитями. Лен серый и невзрачный, но мастерицы его красили в яркие цвета и затем вышивали. А сейчас для вышивания есть специальные нитки? Как они называются? Кто знает? (ответ)

Вот какие инструменты, приспособления и материалы мы будем использовать в работе.

И для безопасной работы давайте повторим правила техники безопасности.
Какие правила вы знаете?
Иглу хранить в игольнице, изломанную отдать учителю.
Ножницы хранить сомкнутыми, передавать кольцами вперед.

4.Физкультминутка:
Сейчас бы самое время приступить к работе. Но раньше мастерицы не только хорошо вышивали, но умели настроиться на рабочий лад.

Давайте и мы настроимся. Прошу встать около своих парт.

В начале маленькой зарядки.
Посгибайте по порядку
Пальцы правой, левой рук.
Не коснулся чтоб недуг.
В пояснице все прогнулись.
Мне все вместе улыбнулись
А теперь опять прогнись
И опять мне улыбнись
В окна дружно посмотрели
Тихо все за парты сели.

5. Практическая работа:
С новыми силами, бодрые и веселые мы с вами приступаем к практической части урока. С чего же начнем мы изготовление закладки? Давайте составим последовательность нашей работы. (на доске в неправильном порядке этапы работы)

На доске вы видите этапы выполнения работы, но они в хаотичном порядке. Нам нужно расположить попорядку. Как считаете, с чего мы начнем работу? Катя найди первый этап и поставь его впереди остальных. Зачитай его. Следующий?
(выходят и прикрепляют этапы на доску).

Последовательность выполнения закладки готова.

Каждой из вас я выдаю инструкционную карту с такой же последовательностью.

Практическая работа: А перед тем как начать подойдите, пожалуйста, ко мне я покажу начало выполнения работы.

Прошу начать работу, выполняйте поэтапно действия в соответствии с инструкционной картой.

6. Итоги урока.
Молодцы девочки все справились с заданием.

Прошу вас поменяться закладками и оценить работу друг друга.
Не забудьте, что в инструкционной карте есть критерии оценки.
(Дети оценивают работу соседа)

Надеюсь эта закладочка поможет вам с наиболее трудным для вас предметом? Положите ее в ту книгу и думаю будете на 5 знать этот предмет, а положите в дневник наверно в школе будет больше отличников.

Я думаю вам понравилось вышивать. Сегодня мы вышивали тамбурный шов по прямой, а дома попробуйте сделать его по овальному контуру.

За окном февраль порошит,
В доме тикают часы,
А в моих руках иголка
Вышивает для души.
Говорят, совсем не модно
Напрягать свои глаза-
Никого теперь не тронет
Полотняная краса.
Только я хочу сквозь иглы
Нитки яркие вдевать,
С наслажденьем и забвеньем
Вышивать и вышивать.

Спасибо за урок.
7. Уборка рабочих мест.
Скачать Инструкционная карта Изготовление закладки

Презентация на тему: Русская народная вышивка

Рекомендуем посмотреть:

Технологическая карта урока технологии для 5 класса с презентацией. Орнамент Конспект урока технологии с презентацией, 5 класс. Вторичное сырье Особенности совместного обучения мальчиков и девочек на уроках «Технология»
Куклотерапия как метод психологической коррекции детей
Опубликовано: 2549 дней назад (6 апреля 2017)
Просмотров: 13069
+3
Голосов: 3
Ирина Юрьевна Клокова # 6 апреля 2017 в 22:34 +1
Здравствуйте,Надежда Николаевна.История русской вышивки уходит корнями в глубокую древность являясь частью уклада жизни наших предков.Узоры вышитые русскими мастерицами способны рассказать очень многое.Прекрасно,что вы пробуждаете интерес к рукоделию через знакомство с русской народной вышивкой.Принимайте первый голос!
Надежда Николаевна Маслова # 20 апреля 2017 в 08:20 +1
Спасибо, Ирина Юрьевна! Мне приятно Ваше внимание.
Оксана Александровна Сергеева # 23 сентября 2018 в 14:43 0
Спасибо за материал.