Конспект урока технологии для девочек 5 класса с презентацией
Конспект урока технологии для 5 класса. Русская народная вышивка, как вид рукоделия
Тип урока: Изучение нового материала. Цели урока: ознакомиться с русской народной вышивкой, как видом рукоделия, основными приемами вышивания. Задачи:
• Обучающая – познакомить учащихся с русской народной вышивкой, её особенностями; совершенствовать умения и навыки ручных работ при вышивании закладки тамбурным швом.
• Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
• Мотивационная – пробудить интерес к вышивке.
• Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие. Оборудование: нитки , ткань, игла ручная, ножницы, линейка, карандаш «м», готовые вышитые изделия, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте!
Посмотрите, на урок я принесла вот этот старый плетеный сундук. Он был у моей бабушки, когда она была такой же девочкой как и вы.
В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем
Что же прячет бабушка в сундуке своем?
И что же лежало в таких вот домашних сундучках? (беседа с девочками)
Давайте посмотрим, что у меня в сундуке: полотенце, рубашка, салфетка - какая красота сохранилась до наших дней . А сколько вложено труда , умения и старания.
Каждая вещь в этом сундуке украшена рисунком, а ведь это все сделано руками с помощью иглы и ниток. Все это вышито.
2. Сообщение темы и цели урока:
Как вы уже догадались сегодня мы с вами поговорим о русской народной вышивке и попробуем сами вышить небольшое изделие. Тема нашего урока «Русская народная вышивка, как вид рукоделия».
Да, девочки - вышивка- это вид народного рукоделия. Каждый год на уроках труда вы будете знакомиться с различными видами рукоделий.
Что значит рукоделие? Кто может ответить на этот вопрос? (ответ)
Слово рукоделие говорит само за себя – это значит делать руками. А вышивка относится к наиболее древним видам русского народного рукоделия.
Девочки, а кто-нибудь из вас умеет вышивать?
(беседа с девочками)
3. Объяснение материала:
Хорошо! Предлагаю вам посмотреть на экран. Я расскажу вам о вышивке.
Презентация
Занимались этим видом рукоделия женщины, маленьких девочек приучали к работе с 7-8 лет.
Большое символическое значение имеет и цвет вышивки.
Посмотрите на экран и на наши вещи из сундука и ответьте мне, – какие чаще всего использовали цвета при вышивании? (ответ)
Да белый и красный и это не случайно.
Белый цвет мастерицы называют «землей», этот цвет олицетворяет землю и символизирует чистоту и свет.
Красный - цвет Солнца; цвет жизненной энергии.
Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца.
Вышивка выполняется различными видами швов. Все их можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани, к ним относятся такие виды как крест, гобеленовый шов и др. Давайте найдем этот вид вышивки на стенде. Кто желает?
Ко второй группе относятся вышивки выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру, к ним относятся такие вышивки как гладь и один из популярных сейчас - тамбурный шов. Найдите под каким номером этот шов?
Как вы считаете, где вышивка чаще всего располагалась? Давайте посмотрим на наши вещи. (ответы)
А почему именно на этих местах делали вышивку? Как вы думаете?
Девочки, вышивка служила оберегом, который защищает человека от враждебных сил. И люди считали, что нужно защитить все отверстия, которые есть в готовой одежде, чтобы зло не могло проникнуть в тело человека.
Вот и у нас на стенде все вещи из сундука несут глубокий смысл оберега.
Я вам показала не все секреты из моего сундука. На дне лежит книга. А в книге есть закладка. Закладка не простая, а вся вышита.
Девочки, для чего нам нужна закладка?
Закладывая нужную нам страницу, мы отмечаем нужную нам информацию. Закладка и символизирует собой закладывание знаний. А прямые вышитые полосы - это прямая дорога к хорошим знаниям.
Сегодня в практической части урока мы с вами будем изготавливать закладку, используя тамбурный шов для украшения.
Давайте подумаем, что же нам нужно для работы.
Я вам показываю - вы хором говорите
1. (ножницы) Режем мы и вырезаем. Всем вам шить мы помогаем.
Ножницы существуют уже около 1000 лет. Их существует много разных видов. У вас на партах ножницы для шитья , а есть ножницы, которые делают рельефные края – вот они это ножницы «Зиг-заг». И мы их сегодня будем использовать.
2. (игла) Ног нет, а ходит, есть ухо, а не слышит.
Правильно игла. Она есть у вас на парте.
3. (игольница) Помощница для иголки. Следит, чтобы игла всегда на виду была. Что это?
Покажите мне, у вас на столе есть игольница?
4. (нитки) Я за иглой бегу, бегу – иглу я обогнать могу.
Наши бабушки вышивали льняными нитями. Лен серый и невзрачный, но мастерицы его красили в яркие цвета и затем вышивали. А сейчас для вышивания есть специальные нитки? Как они называются? Кто знает? (ответ)
Вот какие инструменты, приспособления и материалы мы будем использовать в работе.
И для безопасной работы давайте повторим правила техники безопасности.
Какие правила вы знаете?
Иглу хранить в игольнице, изломанную отдать учителю.
Ножницы хранить сомкнутыми, передавать кольцами вперед.
4.Физкультминутка:
Сейчас бы самое время приступить к работе. Но раньше мастерицы не только хорошо вышивали, но умели настроиться на рабочий лад.
Давайте и мы настроимся. Прошу встать около своих парт.
В начале маленькой зарядки.
Посгибайте по порядку
Пальцы правой, левой рук.
Не коснулся чтоб недуг.
В пояснице все прогнулись.
Мне все вместе улыбнулись
А теперь опять прогнись
И опять мне улыбнись
В окна дружно посмотрели
Тихо все за парты сели.
5. Практическая работа:
С новыми силами, бодрые и веселые мы с вами приступаем к практической части урока. С чего же начнем мы изготовление закладки? Давайте составим последовательность нашей работы. (на доске в неправильном порядке этапы работы)
На доске вы видите этапы выполнения работы, но они в хаотичном порядке. Нам нужно расположить попорядку. Как считаете, с чего мы начнем работу? Катя найди первый этап и поставь его впереди остальных. Зачитай его. Следующий?
(выходят и прикрепляют этапы на доску).
Последовательность выполнения закладки готова.
Каждой из вас я выдаю инструкционную карту с такой же последовательностью.
Практическая работа: А перед тем как начать подойдите, пожалуйста, ко мне я покажу начало выполнения работы.
Прошу начать работу, выполняйте поэтапно действия в соответствии с инструкционной картой.
6. Итоги урока.
Молодцы девочки все справились с заданием.
Прошу вас поменяться закладками и оценить работу друг друга.
Не забудьте, что в инструкционной карте есть критерии оценки.
(Дети оценивают работу соседа)
Надеюсь эта закладочка поможет вам с наиболее трудным для вас предметом? Положите ее в ту книгу и думаю будете на 5 знать этот предмет, а положите в дневник наверно в школе будет больше отличников.
Я думаю вам понравилось вышивать. Сегодня мы вышивали тамбурный шов по прямой, а дома попробуйте сделать его по овальному контуру.
За окном февраль порошит,
В доме тикают часы,
А в моих руках иголка
Вышивает для души.
Говорят, совсем не модно
Напрягать свои глаза-
Никого теперь не тронет
Полотняная краса.
Только я хочу сквозь иглы
Нитки яркие вдевать,
С наслажденьем и забвеньем
Вышивать и вышивать.
Здравствуйте,Надежда Николаевна.История русской вышивки уходит корнями в глубокую древность являясь частью уклада жизни наших предков.Узоры вышитые русскими мастерицами способны рассказать очень многое.Прекрасно,что вы пробуждаете интерес к рукоделию через знакомство с русской народной вышивкой.Принимайте первый голос!