«Особенности совместного обучения мальчиков и девочек на уроках «Технология»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
***
На протяжении ста лет в советские и постсоветские времена совместное обучение мальчиков и девочек является нормой всего общего школьного образования. Предмет технология это единственный в своем роде учебный курс, в основе которого лежит раздельное обучение мальчиков и девочек.
Сегодня, в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов допускается совместное обучение мальчиков и девочек. В современных условиях при наличии одного класс-комплекта в учебном учреждении, чаще всего это проблема сельских школ, где количество детей в классе не позволяет произвести деление учащихся на подгруппы, подходы к преподаванию предмета меняются.
Время требует «универсального» педагога, владеющего технологиями обслуживающего и технического труда; способного разрабатывать различные варианты преподавания: объединение мальчиков и девочек 5-6, 7-8 классов или вовсе сокращая количество часов, их всего два по учебному плану: по одному часу мальчикам и девочкам. Такому педагогу приходиться радикально менять формы работы с классом. Очевидно, это требует значительно больше сил и времени.
Уже сегодня необходимо выявить эффективные формы работы, связывающие отличия между полами в познавательных задачах, скорости усвоения знаний и умений, способах ранжирования и освоения информации, качестве интеллектуального развития, мотивации учебной деятельности и, формировании адекватной оценки результатов их совместной деятельности. Создать максимально комфортные условия для всех видов учебно - практической деятельности обучающихся.
Рабочая программа по технологии 2017 года, составленная авторским коллективом А.Т. Тищенко и Н.В. Синица, предлагает два варианта обучения: А-обслуживающий труд и Б-технический труд, по выбору обучающегося.
Но современные условия жизни молодого поколения в обществе подразумевают освоение необходимых навыков и умений, которые востребованы сегодня. Становится целесообразным разработка варианта С-совмещение разделов по выбору обучающегося.
Например, питание это насущная потребность каждого человека: уметь приготовить себе еду, иметь представления о здоровом питании. Эта становится особенно актуально, когда молодые люди живут отдельно от родителей. И это служит весомой мотивацией для мальчиков при изучении совместного раздела «кулинария». Мальчики, испытывая необходимость освоить навыки приготовления еды, пройдя курс кулинарии, становятся профи в этом деле. Уместно будет добавить, что сами ученики этот навык воспринимают как универсальный.
Разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» дают возможность и мальчикам и девочкам изучить основные виды и свойства тканей, древесины, металлов используемых в изготовлении моделей и изделий, что позволит школьникам сделать оптимальный выбор материала для своих изделий.
Так, при изучении темы «Технология точения декоративных изделий из древесины на токарном станке» девочкам можно предложить в качестве объекта труда выполнить нужное и интересное учащимся изделие – например, шкатулку для украшений, а мальчикам, при изучении темы «Технологии изготовления текстильных изделий» предложить в качестве объекта труда, к примеру, пляжные шорты или мешок для обуви. Также можно предложить общий объект труда – актуальные свиншоты, которые популярны как среди мальчиков и девочек.
Подраздел «Технология создания изделий из металлов»(5-7кл) знакомит с основными свойствами и областью применения различных металлов. Эти знания имеют, прежде всего, развивающее значение, создают возможности для выражения личных качеств, развивают пространственное воображение, что необходимо в любых видах деятельности как для мальчиков, так и для девочек.
Раздел «Технология ведения дома» отражает знания об эстетике и экологии жилища, знакомит с основами домашней экономики, ремонтными работами в быту, для воспитания бережного отношения к вещам есть подраздел «Уход за одеждой», где закладываются основы навыка ремонта одежды, но и правила её эксплуатации. Знания, полученные при изучении данной подпрограммы пригодятся и мальчикам и девочкам.
Совместные уроки технологии ни в коем случае не ущемляют права школьника, напротив, дают возможность выбора наиболее значимой для личности творческой деятельности, способствуют максимальной реализации личностных возможностей. Сегодня как никогда нужны разработки новых способов обучения –ИКТ и других форм с упором на технические знания, отличных по качеству, способу организации учебного процесса и темпам. Перед педагогом встает необходимость творческого подхода в обучении и воспитании, направленного на интересы и потребности конкретного ученика, учитывать его индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.
Значимым в организации уроков является дифференцированный подход к обучающимся с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек. Это позволяет облегчить организацию труда школьников на уроке и делает возможность осуществлять проектную деятельность – коллективное выполнение учащимися всего класса одного или нескольких изделий. При четко организованном разделении труда крепнут технологические связи и зависимости между участниками всего процесса изготовления изделия, на всех его этапах. Разделение труда дает возможность для согласованных действий между всеми участниками процесса, нужного темпа и оптимального выбора приемов деятельности. У обучающихся повышается ответственность, требовательность, взаимовыручка и совершенствуются трудовые навыки и умения.
Рациональное разделение труда дает возможность использования возможностей учащихся различных по половому признаку и занятость всех делом. Изготовление коллективной работы всем классом организуется за счет разделения труда: мальчики выполняют более сложные технологические операции (пиление, строгание, точение и т.д.), а девочки творчески работают над эскизами планируемого изделия, проводят нужную для этого разметку или выполняют те же технологические операции, но мотивированы на создание желаемого изделия.
В процессе совместной деятельности более опытные, помогают тем, кто испытывает трудности в выполнении технологических работ. Таким образом, формируется чувство собственного достоинства обучающихся и развиваются их способности. Кроме того, совместная деятельность учащихся учит их работать сообща, в коллективе, формирует чувство ответственности за личные трудовые действия, которые связаны с заботой о трудовых успехах всей группы; развивает желание делиться с группой опытом и знаниями, согласовывать свои действия с действиями других людей, не мешать в решении поставленных задач, а оказывать всяческое содействие.
В заключение хочется привести пример жизненной ситуации, происшедшей в «МБОУ Такмыкская СОШ», по учебному плану которой для юношей 10-11 классов преподавался курс по изучению и вождению сельскохозяйственных машин, в частности трактора, который с успехом окончили две девушки выпускного класса. Представители сельхоз. управления, присутствующие на экзамене по вождению, сославшись на комичность ситуации, отказали девушкам в сдаче экзамена. Поучительность данной истории в том, что девушки не только отстояли свое право, но и с успехом сдали вождение.
Появление программы по совместному обучению мальчиков и девочек в «неделимых классах» дает надежду на то, что ситуация в образовательной школе в ближайшее время измениться в лучшую сторону и на уроках технологии учащихся не будут делить на подгруппы по половому признаку.
Библиографический список:
1. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2.
2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия, 2002. - 480с
3. ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Технология: рабочая программа: 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии
Декоративное оформление окна
Изготовление картины из кожи
Кукла Масленица
Похожие статьи:
Перспективные направления изучения технологии школьниками
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»