Автор: Медведева Ирина Александровна – воспитатель детского дома
Материал проекта будет полезен для воспитателей детских домов, для занятий домоводством с девочками младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет).
Актуальность реализации проекта.
Для создания сложного и богатого семейного мира, теплого и уютного дома девочкам необходимо специальное, целенаправленное воспитание, в результате которого они оказываются более подготовленными к решению бытовых и межличностных проблем, а также это воспитание помогает им творчески раскрыться и реализоваться в мире семьи и ближайшем социуме. Очень важно обеспечить занятость детей; правильно организовать досуг; выявить способности и склонности детей к определенному виду деятельности. Это могут быть первые шаги в будущую профессию.
Цель.
Разносторонняя подготовка воспитанниц к достойной самостоятельной жизни, воспитание творческого подхода к решению бытовых вопросов. Расширение сферы интересов.
Задачи.
Воспитание интереса и потребности в труде, трудолюбия, аккуратности. Показать ценность ведения домашнего хозяйства для девочки, девушки, женщины. Формировать разнообразные знания, умения в рациональном питании и приготовлении пищи. Развивать интерес к разным видам рукоделия, умение быть экономной и бережливой хозяйкой. Способствовать развитию общей культуры межличностного общения.
Автор проекта – воспитатель – Медведева Ирина Александровна.
Тип проекта. Творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта. Групповой.
Проблема. Дети не имеют достаточных знаний, умений в бытовых вопросах, кулинарии, рукоделии.
Ожидаемые результаты. У участников проекта появятся знания и умения, как экономно вести домашнее хозяйство. Дети научатся некоторым видам рукоделия, разделам кулинарии. Воспитанницы будут мотивированы на достойное выполнение своей роли в семейной жизни – хозяйка, жена, мать.
Место проведения. Детский дом.
Сроки проведения – 2013-2014 годы.
Режим работы. Внеурочное время.
Участники проекта. Воспитатель, дети.
Возраст детей – от 7 до 14 лет.
Форма проведения. Практические занятия, игровая деятельность, выставки работ, фото-выставка: «Мы готовим, вяжем, шьем», изготовление поделок разными техниками.
1 этап.
Постановка проблемы. Чаепитие с блинами, пирожками; выставка вязаных вещей; рассматривание фотографий поделок, предметов рукоделия.
- Хотите научиться печь блины и пирожки, готовить разные блюда?
- Хотите научиться сами вязать, одежду, предметы украшения интерьера своими руками?
2 этап.
Планируемая деятельность. Пришли гости. Гостей принято угощать. Есть свежие овощи – тыква, кабачок, картофель. Можно приготовить оладьи. Обсуждаем технологию приготовления оладий из овощей, вспоминаем технику безопасности при работе на кухне.
3 этап.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность. Сюжетные игры: «Семья, «Магазин», «Столовая-кафе», «Швейное ателье».
Настольные игры: «Подбери нужное», «Убери лишнее», «Лото», «Одень куклу», «Вкусняшки».
Словесные игры: «Исправь ошибки», «Что здесь лишнее», «Подскажи словечко».
Цель Расширять знания о компонентах в приготовлении некоторых блюд, развивать межличностное общение, формировать знания и умения в рукоделии.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель. Формировать понятия – семья, мать, жена, хозяйка. Учить проявлять заботу и внимание к младшим, родственникам, близким людям. Расширять знания о домоводстве.
- Чтение и заучивание пословиц, поговорок о труде, продуктах, рукоделии (смотри приложение 1).
- Вечер загадок (смотри приложение 2).
- Беседа о правильном и рациональном питании (смотри приложение 3).
- Викторина на тему бытовой техники и приборов в помощь хозяйке на кухне (приложение 4).
- Вечер вопросов и ответов «Порядок и уют в квартире» (совместные вопросы и ответы).
- Поздравления младших, родственников и других взрослых с праздниками.
- Драматизация сказки для малышей.
3.3. Художественно – эстетическая деятельность.
Цель. Развивать творческие способности детей, аккуратность и тщательность в работе. Формировать эстетический вкус.
- Изготовление поделок к праздникам с использованием разных техник.
- Подготовить эскиз уютной комнаты, кухни, спальной.
- Рисование моделей одежды для разных случаев.
3.4. Рукоделие.
Цель. Учить вязать одежду для кукол и для себя, продолжить вязание предметов для украшения интерьера.
- Подготовка пряжи к работе, распускание старых вязаных вещей.
- Вязание одежды куклам (шарфик, шапочка, штанишки).
- Вязание для себя (Шарф, шапка, ободок, браслет).
- Изготовление поделок к праздникам (используем квиллинг, торцевание, аппликацию).
3.5. Кулинария.
Цель. Закрепить знание правил техники безопасности при работе на кухне. Научить делать тесто на оладьи, блины. Готовить бутерброды, салаты, варить суп.
- Викторина по вопросам техники безопасности.
- Вязание на спицах и крючком.
- Практикум по распусканию старых вязаных вещей и подготовке пряжи к вязанию.
- Практические занятия по кулинарии (готовим суп, печем блины, оладьи из овощей, драники).
- Составление меню завтрака, обеда, ужина.
3. 6. Выставка поделок, вязаных вещей и предметов для крашения интерьера.
Цель. Развивать творческие способности детей, фантазию, желание доставить радость другому. Развивать мелкую мускулатуру.
3.7. Деловая игра «По одежке встречают».
Цель. Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения, заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус.
- Практикум «Уроки макияжа».
- Дидактическая игра «Оденем куклу», подбор одежды по стилю, цвету, назначению.
Приложение
Пословицы и поговорки.
- С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
- Кто не ходит, тот и не падает.
- За всякое дело берись умело.
- Семь дел в одни руки не берут.
- Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
- Не боги горшки обжигают.
- Мала пчелка, да и та работает.
- Была бы охота – будет ладиться и работа.
- Какие труды, такие и плоды.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Старанье и труд к счастью ведут.
- Мало хотеть, надо уметь.
- Хлеб даром не дается.
- Век живи, век учись.
- Меньше слов, да больше дела.
- Рыбка мелка, да уха вкусна.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Дорога ложка к обеду.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
- Кто ест скоро, тот и работает споро.
- От скуки бери дело в руки.
- Назвался груздем – полезай в кузов.
- Первый блин всегда комом.
Приложение 2. Загадки.
Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
Кто заплатку оторвет, всяк заплачет и уйдет (лук).
Он никогда и никого не обижал на свете.
Зачем же плачут от него и взрослые, и дети? (лук).
Не книжка, а с листьями (капуста).
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня в них ищи (капуста).
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка (капуста).
Я красна - не девица, зелена - не дубрава,
С хвостом – не мышь (морковь).
Красна девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы срывали (морковь).
Черненький, полосатенький, кафтан зеленый, бархатный (арбуз).
Кафтан на мне зеленый, а сердце – как кумач,
На вкус как сахар сладок, а сам похож на мяч (арбуз).
Среди бахчи – зеленые мячи .
Налетела детвора, от мячей одна кора (арбуз).
В желтеньком улье пчелки уснули,
Сбились в клубок, а в стенках – медок (дыня).
Что красно снаружи, бело внутри?
С зеленым хохолком на голове? (редис).
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок – зелененький лесок (редис).
Этот вкусный желтый плод к нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке пищу круглый год дает (банан).
Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики, а из далекой Африки (банан).
Летом сладкий и зеленый, зимой – желтый и соленый (огурец).
Ни окон, ни дверей, полна горница людей (огурец).
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла (картофель).
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель).
Носил мальчик зелененький кафтанчик,
Стал пацаном – обзавелся красным кафтаном (помидор).
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят (помидор).
Растут на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки (помидор).
Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко (слива).
Приложение 3. Беседа о правильном питании.
Цель: расширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания для здоровья человека, о необходимости правильного питания.
Задачи.
- Учить различать полезную и вредную пищу для организма человека.
- Воспитывать негативное отношение к продуктам быстрого приготовления.
- Обогащать словарный запас детей (названия продуктов питания, компонентов некоторых блюд).
- Развивать умение отстаивать свое мнение.
Ход беседы.
Правильное питание – это одно из важнейших условий нормального функционирования человеческого организма, его сил и здоровья. От того, как питается человек, зависит его работоспособность и долголетие. На выполнение определенной работы постоянно происходит расход энергии Эти затраты мы должны постоянно пополнять за счет употребления пищи. Для того, чтобы питание приносило максимальную пользу, необходимо знать пользу продуктов, способы и средства их кулинарной обработки.
- Скажите, пожалуйста, что вы считаете лучшей едой? Выслушать ответы детей. Они могут быть: чипсы, пицца, газировка, сникерсы… Приглашаю участвовать в беседе врача, который составляет меню в детском доме.
Расскажите детям о вреде такой пищи для здоровья организма. Рассматриваем с детьми в упаковках лапшу быстрого приготовления, шоколадный батончик «Сникерс», чипсы и газировку. Врач предлагает вместе изучить состав. В состав этих продуктов входят эмульгаторы, ароматизаторы, как правило идентичные натуральным, усилители вкусов, красители. Все эти вещества в какой-то мере вредны для нашего организма. Они могут вызвать аллергические реакции, при длительном применении даже онкологические заболевания. При высокотемпературной обработке пищи происходит образование большое количество вредных химических соединений, которые и становятся причиной развития различных заболеваний (чипсы). Такую еду называют мусорной. Почему? Ученые наши установили, что продукты быстрого приготовления засоряют наш организм ненужными веществами, которые и вызывают болезни. Кроме того, они вызывают привыкание и увеличение массы тела. Известно, что излишне полный человек чаще болеет, раньше старится и меньше живет. Появление различных болезней – это следствие неправильного питания, малоподвижного образа жизни, недостаточной физической нагрузки.
Как вы думаете, какие же продукты полезно употреблять в пищу? Выслушать ответы детей, предлагаю врачу дополнить. Еще раз перечисляем вместе с детьми полезные продукты: мясо, рыба, овощи и фрукты, кисло-молочные продукты, печень и многое другое. Благодарим врача за интересные сведения, прощаемся с ним. Подводим итог. Питание, особенно детское, должно быть правильным. Здоровый человек должен включать в свое питание разнообразные продукты Во всем нужна мера Необходимо считать калории для того, чтобы следить за весом, соблюдать режим питания. Важно знать правила приготовления блюд, что позволит сделать пищу не только вкусной, но и полезной. На следующих занятиях мы с вами об этом еще поговорим. В дальнейшей самостоятельной жизни советую заботиться о разнообразии меню, правильной кулинарной обработке пищи, об эстетическом оформлении блюд и обстановке, в которой вы будете принимать пищу. Этому мы тоже еще поучимся.
Рекомендуем посмотреть:
Перспективные направления изучения технологии школьниками