Конкурсы

Перспективные направления изучения технологии школьниками

Автор Кузнецов Григорий Александрович учитель технологии, МБОУ СОШ №46 имени Героя России Сергея Амосова г. Новосибирск

Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.

В идущих в ногу со временем социально-экономических условиях подготовка подростков к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Вместе с сокращением и реструктуризацией рынка труда быстро поменялись требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения демонстрирует, что при довольно высочайшем образовательном цензе молодых людей возможность реализации приобретенных познаний на практике мала, и просто небольшая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства. Невысокая конкурентоспособность молодежи делает ее более беззащитной группой на рынке труда. Наиболее часто это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, малой квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности.

Качество подготовки профессионалов в средних и высших учебных заведениях ориентируется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью подростков к профессиональному обучению. Общеобразовательная практикоориентированная подготовка имеет в своем составе трудовое и научно-техническое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Анализ организации профессиональной подготовки подростков  указывает на современные тенденции и условия становления технологического образования. Отечественный педагогический опыт показывает, что фактическая подготовка учеников сегодня осуществляется в основном на базе школьных учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы. Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению тенденции трудовой подготовки подростков. Изучение в школьных мастерских практически в ста процентах случаев нацелено на сферу ремесленного, нередко ручного труда, собственно приводит к стагнации, а порой и деградации целей и задач технологического обучения

Роль учебно-производственных комбинатов (УПК) становится видимой в довольно больших городах с расширением системы межшкольного взаимодействия. Прогрессивные профессионально-образовательные потребности подростков выдвигают новейшие требования к содержанию работы УПК по решению задач технологического преподавания, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспечения. Практика последнего периода демонстрирует, что с изменением социально-экономических условий быстро сократились функции и полномочия учебных участков фирм, призванных воплощать в жизнь фактическую подготовку и диагностику студентов в ходе настоящего производства. Надлежит отметить, что в условиях прогрессивного уменьшения финансовой базы системы образования очень слабо используются возможности взаимодействия и комплексного использования образовательных ресурсов учреждений единого, дополнительного и профессионального образования.

Опыт указывает, что работа в области материального производства является ориентиром только для некой доли подростков. Из числа объективных индикаторов личностных, в том числе профессионально значимых интересов можно отметить распределение учеников по разным видам деятельности в системе дополнительного образования. Оно подтверждается диапазоном формирующихся в ходе изучения и творческой практической деятельности профессиональных интересов и устремлений школьников.

По завершению основной школы около третьей части городских и практически половина сельских подростков переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных профессий. На выбор профессиональной траектории влияют не столько личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, социальные условия и общественные возможности учеников.

Перешедшие в выпускные классы подростки продолжают технологическое обучение, которое может быть общетрудовым либо профильным исходя из готовности системы образования к решению задач специализированной подготовки подростков.

Впрочем из числа отличительных черт существующей системы технологического обучения следует отметить социально обусловленное построение его базисной доли по отраслям и составляющим хозяйственной деятельности. Это входит в противоречие с задачами личностно-ориентированного построения профессионально важного обучения подростков согласно с объектами и типами профессиональной деятельности.

Помимо всего этого, имеющее место в ходе технологического обучения разделение контингента учеников по половому признаку (на мальчиков и девочек) отвечает классическому решению вопросов самообслуживания и самообеспечения в ходе домашнего разделения труда, однако не решает задачи профессионально-ориентированной подготовки учащихся. Следует кроме того отметить невысокий уровень профессиональной мотивации общего и трудового обучения подростков и необходимость обеспечения этой главнейшей составляющей целеполагания учебного процесса.

Перешедшие в 10 класс ученики через два года в несколько неполном составе заканчивают среднее учебное заведение. Часть их (около 40%) поступает в ВУЗы, иная часть (в пределах 33%) – в средние профессиональные учебные заведения, 12% выпускников проходят обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки. Следует отметить, что более 15% выпускников средней школы приступают к трудовой деятельности с грузом практической подготовки, приобретенным в школьных учебных мастерских и учебно-производственных подразделениях. Это еще раз показывает на актуальность обеспечения взаимосвязи общего и профессионального образования.

Переход к системе 12-летнего обучения с выходом на начальное профессиональное образование делает профильную подготовку учеников приоритетной составляющей новой концепции общеобразовательной школы.

В контексте имеющейся системы технологического образования специальное обучение старшеклассников для секторов экономики материального производства может доводиться до уровня начального профессионального. Вмести с этим подготовка подростков к деятельности в непроизводственной сфере экономики производства лежит за рамками научно-технического обучения и осуществляется в известной мере стихийно, в отсутствии надлежащего организационного и педагогического обеспечения. Существующее положение дел и стоящие перспективы становления системы общего образования выдвигают задачу создания целостной системы трудового обучения по полному комплексу профессиональных интересов учеников. Ее цели, сущность и методологические подходы едины как для подготовки к работе в сфере материального производства, так и в непроизводственных секторах экономики. В основу их могут быть положены совместные мысли и принципы трудового и научно-технического обучения и воспитания. Создание комплексной структуры практикоориентированного изучения разрешает сделать единую систему трудовой, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки подростков по разным объектам и сферам профессиональной деятельности.

Технологическое образование ребят фактически начинается с дошкольного возраста при помощи выработки простых представлений и умений обитания в окружающем мире. Дошкольный период технологического обучения считается главным элементом единой системы технологического образования и должен осуществляться на соответствующей педагогической базе при соответствующем организационном обеспечении.

Изучение технологии в основной школе предполагает ознакомление с передовыми отраслевыми технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие навыков обучения, креативного мышления и решения фактических задач, формирование профессионально ощутимых достоинств личности во взаимодействии с главными объектами труда в базисных сферах финансовой деятельности, достижение действенного значения профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и предрасположенностей для определения дальнейшего образовательного маршрута ученика.

Широкая общеобразовательная подготовка считается и условием самообразования и самостоятельной фактической деятельности учеников. Постоянное компенсирующее и развивающее самостоятельное образование подростков и деятельность по интересам содействуют, в свою очередь, решению задач общего образования и последующему увеличению готовности выпускников к получению специальности. Они являются главными факторами процесса постоянного профессионального, интеллектуального и духовного развития личности.

Комплексное применение учебной и материально-технической базы разрешает активизировать процесс развития системы образования методом сосредоточения и интенсификации использования образовательных ресурсов, способствует решению региональных проблем образования в русле идущих в ногу со временем задач.

Рекомендуем посмотреть:

Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»

Григорий Кузнецов # 17 февраля 2014 в 04:48 +2
Тема профильного обучения в школе злободневна на сегодняшний день. Обидно что этому вопросу мало уделяется внимания.
Татьяна Вячеславовна Ивличева # 24 июля 2014 в 21:46 0
Я работаю в коррекционной школе, у нас профориентации уделяется большое внимание. Это самое важное для подрастающего поколения. Дети часто выбирают профессию в которой не могут раскрыться, не находят себя. Не все находят силы чтоб получить новую специальность, поэтому основной задачей педагогов помочь школьникам в самоопределении.
Марина Владимировна # 20 августа 2014 в 12:01 0
Добрый день, Григорий Александрович.Профессиональная направленность школьного технологического образования безусловно мотивирует и активизирует практическую деятельность обучающихся, но для более эффективного их образования необходимы современные информационно-обучающая среда и материально-техническая база.В настоящее время в соответствии с ФГОС второго поколения создаются организационно-методические условия образования, а вот обновление материальной базы ,к сожалению,не успевает за реалиями современности.Сокращение часов на предметы технологического профиля, увы, ситуацию не улучшает.
Предложенная вами идея реализуется на базе экспериментальных школ старшеклассников в Перми,и ,действительно, зарекомендовала себя с положительной стороны.
Возможно,ситуация изменится,когда работодатели будут заинтересованы в квалифицированных "специалистах,выращенных со школьной скамьи", и будут финансировать дополнительно начальную профессиональную подготовку.
Светлана Леонидовна Герасименко # 13 ноября 2014 в 21:32 0
Я работаю в коррекционной школе 8 вида, у нас много времени уделяется трудовому обучению и профориентации. Но знаю, что в средних школах про труды. к сожалению, забыли, классы соединяют, инструмента нет, дети изучают столярное и слесарное дело по учебникам. Хочется, что бы во всех школах уделялось больше времени на профориентацию.
Людмила Александровна Морунова # 3 января 2015 в 14:20 0
Я работаю в обычной общеобразовательной школе и у нас БЫЛ факультативный курс "Твоя профессиональная карьера". Именно на практических занятиях курса мы проводилась профориентационная работа. Сейчас к сожалению этого нет. А не помешало бы профориентации уделять больше внимания.
Екатерина Борисовна Фимина # 30 января 2015 в 01:17 0
Полностью с Вами согласна,профильное обучение в школе просто необходимо.Быть грамотным и разносторонне развитым теоретически необходимо. После окончания обучения мало кто в жизни использует предметные знания, но всем не хватает практических трудовых навыков.Дети становятся мамами и папами, которые не умеют стирать, готовить, работать с инструментами. В прежние годы была хорошая практика трудового обучения детей в старших классах на предприятиях по специальностям. Дети вместе с аттестатом получали свидетельство о профессиональном обучении и уже могли работать.Теоретические знания без практики- впустую потраченное время.
Екатерина Владимировна Казакова # 25 января 2016 в 13:17 0
Веду уроки технологии в школе у мальчиков. Молодое поколение с большим энтузиазмом осваивает инновационную программу. Профильное обучение закрепило бы полученные знания и помогло в выборе будущей профессии.
Светлана Ивановна Жовтобрюх # 4 февраля 2016 в 20:45 0
Увы профильному обучению и в ДНР уделяют мало времени. Но мы надеемся , что система обучения изменится к лучшему. Не зря пословица говорит: " Нет ничего лучшего, чем давно забытое старое".УПК , в советской школе, вот яркий пример профильного обучения.
Елена Павловна Мартынова # 9 марта 2016 в 08:14 0
Григорий Александрович! Тема, которую Вы затронули, очень злободневна в наше время. И поэтому очень обидно, что постоянно сокращают часы на преподавание предмета технологии. А дети очень любят эти уроки и бывшие ученики нашей школы всегда благодарят нас, учителей, за полученные знания и за помощь в профессиональном самоопределении.
Марина Михайловна Акулова # 22 апреля 2016 в 22:00 0
Вопросы, затронутые в Вашей статье актуальны и небезразличны, я думаю, многим преподавателям технологии. Я работаю учителем технологии в школе-интернате для слабослышащих детей. У нас большое внимание уделяется помощи в осознанном профессиональном самоопределении учащихся, ведь наши воспитанники- люди с ОВЗ. На этапе обучения в средней школе мы стараемся познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного и технического творчества. В старших классах наши ученики имеют возможность освоить начальные азы профессий парикмахер, оператор швейного оборудования- на базе школы, делопроизводитель, токарь-через сетевое взаимодействие.
Майя Борисовна Дурина # 24 июня 2016 в 12:04 0
Преподавание технологии в общеобразовательных школах отличается от преподавания в коррекционных школах. Работаю учителем технологии в коррекционной школе у мальчиков, думаю что в коррекционных школах вопрос профориентации решен лучше, т.к. дети выходят уже с определенной направленностью к будущей профессии.
Венера Ринатовна Чуклина # 21 декабря 2016 в 17:10 0
В нашей школе также уделяется особое внимание на профориентационную работу детей. Я работаю в коррекционной школе мой предмет называется "Подготовка МОП". Этот предмет знакомит детей нескольким рабочим профессиям, что является значимым в наше время.
Наталья Леонидовна Рысева # 22 февраля 2018 в 18:04 0
А тема до сих пор остаётся злободневной! Часы на технологию в общеобразовательных школах сокращаются, у ребят 8-11 классов нет возможности производить какой-то продукт своими руками. И хотя в программе есть раздел - выбор профессии, без практического подхода учащимся очень сложно сделать выбор.И мне кажется, что (цитирую) "задача создания целостной системы трудового обучения по полному комплексу профессиональных интересов учеников" пока не решена до сих пор.