Автор Кузнецов Григорий Александрович учитель технологии, МБОУ СОШ №46 имени Героя России Сергея Амосова г. Новосибирск
Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.
В идущих в ногу со временем социально-экономических условиях подготовка подростков к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Вместе с сокращением и реструктуризацией рынка труда быстро поменялись требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения демонстрирует, что при довольно высочайшем образовательном цензе молодых людей возможность реализации приобретенных познаний на практике мала, и просто небольшая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства. Невысокая конкурентоспособность молодежи делает ее более беззащитной группой на рынке труда. Наиболее часто это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, малой квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности.
Качество подготовки профессионалов в средних и высших учебных заведениях ориентируется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью подростков к профессиональному обучению. Общеобразовательная практикоориентированная подготовка имеет в своем составе трудовое и научно-техническое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Анализ организации профессиональной подготовки подростков указывает на современные тенденции и условия становления технологического образования. Отечественный педагогический опыт показывает, что фактическая подготовка учеников сегодня осуществляется в основном на базе школьных учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы. Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению тенденции трудовой подготовки подростков. Изучение в школьных мастерских практически в ста процентах случаев нацелено на сферу ремесленного, нередко ручного труда, собственно приводит к стагнации, а порой и деградации целей и задач технологического обучения
Роль учебно-производственных комбинатов (УПК) становится видимой в довольно больших городах с расширением системы межшкольного взаимодействия. Прогрессивные профессионально-образовательные потребности подростков выдвигают новейшие требования к содержанию работы УПК по решению задач технологического преподавания, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспечения. Практика последнего периода демонстрирует, что с изменением социально-экономических условий быстро сократились функции и полномочия учебных участков фирм, призванных воплощать в жизнь фактическую подготовку и диагностику студентов в ходе настоящего производства. Надлежит отметить, что в условиях прогрессивного уменьшения финансовой базы системы образования очень слабо используются возможности взаимодействия и комплексного использования образовательных ресурсов учреждений единого, дополнительного и профессионального образования.
Опыт указывает, что работа в области материального производства является ориентиром только для некой доли подростков. Из числа объективных индикаторов личностных, в том числе профессионально значимых интересов можно отметить распределение учеников по разным видам деятельности в системе дополнительного образования. Оно подтверждается диапазоном формирующихся в ходе изучения и творческой практической деятельности профессиональных интересов и устремлений школьников.
По завершению основной школы около третьей части городских и практически половина сельских подростков переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных профессий. На выбор профессиональной траектории влияют не столько личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, социальные условия и общественные возможности учеников.
Перешедшие в выпускные классы подростки продолжают технологическое обучение, которое может быть общетрудовым либо профильным исходя из готовности системы образования к решению задач специализированной подготовки подростков.
Впрочем из числа отличительных черт существующей системы технологического обучения следует отметить социально обусловленное построение его базисной доли по отраслям и составляющим хозяйственной деятельности. Это входит в противоречие с задачами личностно-ориентированного построения профессионально важного обучения подростков согласно с объектами и типами профессиональной деятельности.
Помимо всего этого, имеющее место в ходе технологического обучения разделение контингента учеников по половому признаку (на мальчиков и девочек) отвечает классическому решению вопросов самообслуживания и самообеспечения в ходе домашнего разделения труда, однако не решает задачи профессионально-ориентированной подготовки учащихся. Следует кроме того отметить невысокий уровень профессиональной мотивации общего и трудового обучения подростков и необходимость обеспечения этой главнейшей составляющей целеполагания учебного процесса.
Перешедшие в 10 класс ученики через два года в несколько неполном составе заканчивают среднее учебное заведение. Часть их (около 40%) поступает в ВУЗы, иная часть (в пределах 33%) – в средние профессиональные учебные заведения, 12% выпускников проходят обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки. Следует отметить, что более 15% выпускников средней школы приступают к трудовой деятельности с грузом практической подготовки, приобретенным в школьных учебных мастерских и учебно-производственных подразделениях. Это еще раз показывает на актуальность обеспечения взаимосвязи общего и профессионального образования.
Переход к системе 12-летнего обучения с выходом на начальное профессиональное образование делает профильную подготовку учеников приоритетной составляющей новой концепции общеобразовательной школы.
В контексте имеющейся системы технологического образования специальное обучение старшеклассников для секторов экономики материального производства может доводиться до уровня начального профессионального. Вмести с этим подготовка подростков к деятельности в непроизводственной сфере экономики производства лежит за рамками научно-технического обучения и осуществляется в известной мере стихийно, в отсутствии надлежащего организационного и педагогического обеспечения. Существующее положение дел и стоящие перспективы становления системы общего образования выдвигают задачу создания целостной системы трудового обучения по полному комплексу профессиональных интересов учеников. Ее цели, сущность и методологические подходы едины как для подготовки к работе в сфере материального производства, так и в непроизводственных секторах экономики. В основу их могут быть положены совместные мысли и принципы трудового и научно-технического обучения и воспитания. Создание комплексной структуры практикоориентированного изучения разрешает сделать единую систему трудовой, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки подростков по разным объектам и сферам профессиональной деятельности.
Технологическое образование ребят фактически начинается с дошкольного возраста при помощи выработки простых представлений и умений обитания в окружающем мире. Дошкольный период технологического обучения считается главным элементом единой системы технологического образования и должен осуществляться на соответствующей педагогической базе при соответствующем организационном обеспечении.
Изучение технологии в основной школе предполагает ознакомление с передовыми отраслевыми технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие навыков обучения, креативного мышления и решения фактических задач, формирование профессионально ощутимых достоинств личности во взаимодействии с главными объектами труда в базисных сферах финансовой деятельности, достижение действенного значения профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и предрасположенностей для определения дальнейшего образовательного маршрута ученика.
Широкая общеобразовательная подготовка считается и условием самообразования и самостоятельной фактической деятельности учеников. Постоянное компенсирующее и развивающее самостоятельное образование подростков и деятельность по интересам содействуют, в свою очередь, решению задач общего образования и последующему увеличению готовности выпускников к получению специальности. Они являются главными факторами процесса постоянного профессионального, интеллектуального и духовного развития личности.
Комплексное применение учебной и материально-технической базы разрешает активизировать процесс развития системы образования методом сосредоточения и интенсификации использования образовательных ресурсов, способствует решению региональных проблем образования в русле идущих в ногу со временем задач.
Рекомендуем посмотреть:
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»