Сценарная разработка командно-познавательной игры для младших школьников «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Материал знакомит учащихся с обитателями зимнего леса. Сценарная разработка командно-познавательной игры «Путешествие в зимний лес» рассчитана на учащихся 7-10 лет и представляет интерес для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и педагогов-организаторов.
Цель: формирование экологической культуры учащихся посредством игровой деятельности.
Задачи:
способствовать привитию любви к природе;
способствовать развитию логического мышления;
способствовать умению определять объекты по внешним признакам и словесным описаниям.
Оборудование: карта маршрута путешествия, 2 стола, стулья, жетоны, лесные медали, мультимедийная презентация.
Правила игры:
Игра проводится в игровом зале. Ведущая в роли Снегурочки. Все участники игры делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает себе название («Снежинка» и «Елочка»). Ребята садятся полукругом вокруг своего игрового стола.
Путешествие проходит по семи станциям. После каждого состязания ведущая раздает командам жетоны (желуди) за правильный ответ и переставляет фишки («сани») по станциям, в соответствии с маршрутом.
ХОД ИГРЫ
СНЕГУРОЧКА: ребята, представьте, что вы сели в сани, запряженные тройкой лошадей. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. Побывав в гостях у его обитателей, вы должны приехать на «Поляну чудес». А выигрывает та команда, которая на «Поляну чудес» привезет больше жетонов (желудей). (ведущая знакомит ребят с маршрутом путешествия по карте-схеме)
Ну что, ПОЕХАЛИ!
(звучит музыка, демонстрируются слайды «Зимний лес»)
МАРШРУТ:
СТАРТ НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ – ПОДЗЕМЕЛЬЕ ДЯДЮШКИ КРОТА – ЛЕСНЫЕ АВТОГРАФЫ – ЛЕСНАЯ ШКОЛА – ЛЕСНАЯ ФОТОСТУДИЯ – МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА – ЗАГАДКИ СОВЫ – ФИНИШ НА ПОЛЯНЕ ЧУДЕС.
СТАРТ «ЛЕСНАЯ ОПУШКА»
СНЕГУРОЧКА:
Ребята, вчера в лесу я встречалась с 12 братьями-месяцами. А кто назовет имя среднего зимнего брата-месяца?
Ответ: Январь
Да, засыпал январь все дорожки, все полянки засыпал снегом. Но так ли это? Давайте проверим? И заглянем в подснежное царство. Как вы думаете, что там можно увидеть?
Оказывается, в снегу прячутся от мороза пестрые птицы, да и мышкам под снежным покровом теплее и безопаснее. А на лесной опушке можно найти под снегом зеленые веточки брусники. Не боится это растение мороза и зимует в зеленом наряде.
Вот мы и приехали на станцию «Подземелье Крота». Давайте спустимся к нему в гости. Как вы, ребята, думаете, чем он сейчас занимается? Нет, не спит Крот, а роет под землей свои тоннели, добывает себе пищу – беспозвоночных. Кроту тоже хорошо, что снег лежит на земле, ему тепло под белоснежным покрывалом, да и почва, несильно промерзает, копать ему легче.
Ребята, а что вы знаете о кротах?
Ответы учащихся:
Зрение у них плохое, но им оно и не нужно в темноте, а вот слух и обоняние у кротов хорошие. Этот зверь роет много подземных ходов и питается червями и личинками насекомых. А так как его мех быстро изнашивается, он линяет 3-4 раза в год.
СОСТЯЗАНИЕ 1-е «ПОДЗЕМЕЛЬЕ ДЯДЮШКИ КРОТА»
Дидактическая задача: наощупь и по запаху, с закрытыми глазами определить лесные растения и плоды.
Оборудование: 2 повязки на глаза, ветки ели и сосны с шишками, яблоко, груша, желудь и каштан.
Ход игры:
С каждой команды выбирается по одному участнику. Им завязывают глаза и они должны наощупь определить то, что дает им Снегурочка.
Правильный ответ – жетон.
СНЕГУРОЧКА: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы поднимемся наверх и поедем к следующей станции, она называется «Лесные автографы». Посмотрите на снег. На нем столько разных следов, по которым можно прочитать о многих лесных жителях.
СОСТЯЗАНИЕ 2-е «ЛЕСНЫЕ АВТОГРАФЫ»
Дидактическая задача: определить по рисунку следы животных, оставленные на снегу, составить небольшой рассказ о том, что здесь произошло.
Оборудование: 2 картинки с изображением следов.
Ход игры:
Команда, получившая карточку – задание, должна за 3 минуты определить следы каких животных изображены, и составить маленький рассказ с участием этих животных.
Правильный ответ – жетон.
СНЕГУРОЧКА: молодцы, настоящие следопыты. А сейчас мы отправимся по этим следам. Куда они нас приведут?
И так, мы попали в «Лесную школу», здесь волчата учатся охотиться, лисички и зайчики изучают «хитрологию» и «обмановедение» и зайчики учатся прыгать. Давайте зайдем к ним на урок.
СОСТЯЗАНИЕ – 3-е «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Дидактическая задача: назвать наибольшее количество видов лесных животных.
Оборудование – мел.
Ход игры.
Участники становятся в 2-е шеренги, в затылок друг другу. Первый член команды «Снежинка» называет животное и делает прыжок от линии старта, то же проделывает участник 2 –й команды «Ёлочка», мелом делаются отметки на полу и следующие прыгают от этой черты. И так до финиша.
За каждое названное животное – 1 жетон
СНЕГУРОЧКА: Многих животные леса вы знаете. А узнаете ли вы их по фотографии? Заглянем в лесную фотостудии, где разные зверюшки и птички оставили несколько своих фотография.
СОСТЯЗАНИЕ 4-е «ЛЕСНАЯ ФОТОСТУДИЯ»
Дидактическая задача: по фотоснимку определить вид животного.
Оборудование: 4 фото с изображением птиц или зверей.
Ход игры:
Ведущий раздает командам по 2-е фотографии и за 2 минуты ребята должны дать правильный ответ.
Правильный ответ – жетон.
СНЕГУРОЧКА:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
Что это?
Правильно снег. Всем известно, что снег состоит из снежинок. Давайте посетим мастерскую Деда Мороза и нарисуем снежинки.
СОСТЯЗАНИЕ 4-е «МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА»
Дидактическая задача: коллективно нарисовать снежинки.
Оборудование: 2 листа бумаги, цветные карандаши.
Ход игры:
Помощники Деда Мороза раздают карандаши и бумагу. Нарисовать командой снежинку за 1 минуту.
В этом соревновании побеждает дружба, и каждая команда получает по одному жетону.
СНЕГУРОЧКА:
Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?
Сова — символ мудрости у многих народов. И многие дети знакомы с этой птицей благодаря знаменитому мультфильму про Винни-Пуха.
Мудрая тетушка Сова подготовила нам свои вопросы.
СОСТЯЗАНИЕ 6-е «ЗАГАДКИ СОВЫ»
Дидактическая задача: ответить на вопросы о животных.
Оборудование: набор карточек с загадками.
Ход игры:
Каждая команда поочередно вытаскивает карточку и отвечает на вопрос. Правильный ответ – жетон.
Вопросы:
1. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
2. Какая белорусская птица зимой становится белой? (белая куропатка)
3. Какая птица ныряет под лед? (оляпка)
4. Какие птицы спят в снегу? (глухари и тетерева)
5. Какой зверь зимой охотится стаей? (волк)
6. Что делают зимой змеи? (спят)
7. Какой заяц меняет шубку серую на белую? (беляк)
8. Что зимой ест барсук? (ничего, он спит)
9. У каких растений белорусского леса есть иголки? (можжевельник, ель, сосна, лиственница, пихта)
10. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (лиственница)
11. Какое дерево называют птичьей столовой? (рябина)
12. Кто делает запасы на зиму: белка, уж, енот, сойка, сорока, лось, куропатка? (белка и сойка)
СНЕГУРОЧКА:
Вот наше путешествие и подошло к концу, мы прибыли на поляну Чудес, где нас уже ждет Дед Мороз с призами и подарками.
ФИНИШ «ПОЛЯНА ЧУДЕС»
Дед Мороз и Снегурочка подводят итоги, вручают призы и угощают всех конфетами.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами на Новый Год для 1-2 класса
Новогодняя интеллектуальная игра для учащихся начальных классов
Пиратский новогодний квест. Сценарий для младших школьников
Игровые упражнения для детей с ограниченными возможностями на Новый год
Похожие статьи:
Новогодние чайнворды для детей 6-10 лет с вопросами и ответами
Сценарий игровой программы «Зимние забавы» для детей начальной школы в помещении