Сценарная разработка познавательной программы «Лучшие друзья – кошки и собаки»
Описание: Материал представляет интерес для педагогов дошкольного образования и родителей. Он предназначен для знакомства дошкольников с проблемой бездомных животных и воспитания у них ответственности за тех, кого они приручают.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделением дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г. Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство ребят с проблемой бездомных животных.
Задачи:
способствовать воспитанию доброго отношения к кошкам и собакам;
способствовать развитию творческих способностей;
способствовать пониманию ответственности человека за бездомных кошек и собак.
Материалы: подборка стихов и загадок о кошках и собаках, раскраски сказочных собак и кошек, пазлы «Котенок» и «Щенок», цветные карандаши, иллюстрации кошек и собак для оформления места проведения программы.
Предварительная подготовка: разучивание коротких стихов о домашних кошках и собаках, оформление места проведения программы.
Ход мероприятия
Педагог:
В мире много разных животных. Это грозные львы и хитрые лисы, маленькие мышки и огромные слоны.
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем.
Екатерина Спирина
Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные. Собаки ходят в дозор с пограничниками, охраняют заводы и склады, отыскивают следы преступников, помогают пастухам. Словом, собака эта мастер на все лапы.
У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. Кошка живет рядом с человеком очень давно, но чувствует она себя главной, когда захочет - спит, где хочет - гуляет, и ест только то, что нравится. Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: полосатых тигров, царственных львов.
Конкурс чтецов «Лучшие друзья – кошки и собаки»
Педагог:
Сейчас мы проведем конкурс чтецов «Лучшие друзья – кошки и собаки». Ребята будут поочередно читать стихи о собаках и котах. (Примеры в приложении. Всем участникам конкурса вручаются самодельные медали.)
Педагог:
А теперь у нас физкультминутка. Повторяем за мной слова и движения.
Физкультминутка «Бегал по двору щеночек»
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Педагог:
Кошек и собак, которые живут в домах и квартирах люди любят, кормят, поят, водят к ветеринару. Но есть еще бездомные кошки и собаки, их можно встретить на улицах нашего города.
Ребята, как вы думаете, откуда они появляются на улице?
Ответы детей:
Выброшены человеком, потерялись, родились на улице и т.д.
Педагог:
А кто виноват, что у кошек и собак нет дома?
Ответы детей:
Люди.
Педагог:
Как вы думаете, почему люди бросают своих четвероногих друзей?
Ответы детей:
Безответственность, болезнь кого-то из семьи, надоел и т.д.
Педагог:
Что можно сделать, что бы на улице не было бездомных животных?
Ответы детей:
Создать приюты, питомники, взять домой, не выбрасывать домашних кошек и собак.
Педагог:
Ребята, как узнать что собака бездомная?
Ответы детей:
Нет ошейника, бегает одна или в стае, грязная.
Педагог:
Что нельзя делать, если вам повстречалась бездомная собака?
Ответы детей:
Кричать, дразнить, убегать, гладить её.
Педагог:
Что надо сделать, если тебя укусила собака?
Ответы детей:
Нужно сообщить взрослому об укусе.
Педагог:
Как определить бездомную кошку?
Ответы детей:
Беспризорные кошки встречаются на лестничных площадках, крыльце дома, плохо выглядят.
Педагог:
Если повстречали бездомную кошку, что нельзя делать?
Ответы детей:
Брать на руки, гладить, причинять животному боль, дергать за хвост.
Педагог:
А что можно делать при встрече с бездомным животным?
Ответы детей:
Покормить, дать воды, попробовать найти хозяина.
Педагог:
Ребята, послушайте два стихотворения о бездомных животных
Подкидыш
Сидит щенок в подъезде,
Не прыгает, не скачет,
Уткнулся мордой в лапки
И тихо, тихо плачет.
Ещё вчера он с мамой
Так весело играл,
А с братьями, такими же,
По травке мяч катал.
Приехала к хозяйке
Родня со всех сторон
И всех забрали братьев,
Остался только он.
И принесла хозяйка
Щенка в чужой подъезд,
Оставила еды ему,
Но он её не ест.
Скулит бедняга, плачет
И горько слёзы льёт,
Ведь понял он, что брошен,
Хозяйка не придёт.
А девочка,
Что в школу спешила на урок,
Увидела, как плачет
Подброшенный щенок.
Она его погладила,
В квартиру принесла
И мама согласилась,
Оставила щенка.
Теперь он очень взрослый,
Красивый, умный пёс,
Ведь он в любви и ласке
Всё это время рос.
Э. Сницарук
КОТ И РЫБКА
(сказка в стихах)
Жил на свете Рыжий Кот,
И не знал тот Кот забот.
Жил свободно и привольно,
И гулял он, где хотел.
Всем почти был Кот доволен –
Ел мышей и рыбку ел.
Лишь одна была мечта
У беспечного Кота:
Не дрожать от зимней стужи,
От дождя не промокать.
Домик Рыжему был нужен!
Только где же домик взять?
Рано утром, как всегда,
Кот рыбачил у пруда.
Рыбку жёлтую поймал он
И хотел её сварить.
Рыбка вдруг затрепетала –
Попросила отпустить:
Ждут домой её мальки
В самой гуще осоки!
Рыжий Рыбку есть не стал,
Отпустил, «плыви» – сказал.
Рыбка жёлтая махнула
Пышным солнечным хвостом:
«Я твою мечту исполню –
Подарю тебе я дом!»
И в секунду у пруда
Вырос домик для Кота!
Стал наш Рыжий в доме жить,
Начал с рыбками дружить.
Червяками их кормил он,
Комаров для них ловил.
А зимою у окошка
Молоко из чашки пил.
И у рыб, и у Кота
Не житьё, а красота!
Е.Мисник-Латушко
Конкурс загадок «Сказочные кошки и собаки»
Педагог:
Пришло время конкурса загадок. Я читаю загадку, а вы её отгадываете, тот, кто первый скажет ответ, получает миниприз.
1. «Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит».
Должен ты решить задачку:
Как зовут его собачку? (Авва)
2. У Мальвины — верный друг.
Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он,
Храбрый пудель ... (Артемон)
3. Он хозяина любил,
Верно, он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах)
4. Дыму, дыму-то кругом!
Кто бежит с большим ведром,
Кто с ушатом… Вот кошмар!
В доме у кого пожар?
Подгорел чей хвост немножко?
Погорелец — тётя … .
(Кошка)
5. И ясным днём,
И ночью, взяв фонарик
С фоторужьём
За дичью бегал … (Шарик)
6. Всем известен этот кот,
Он хозяйство сам ведёт:
Убирает, шьёт, готовит
И корову даже доит.
Много у него забот —
Мальчик, пёс и огород.
(кот Матроскин)
7. День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот.)
8. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простака надуть?
(Кот Базилио)
9. Есть мультфильм-наоборот,
Где мышей боится кот!
Предлагает им дружить.
Хочет с ними дружно жить!
Кот — сплошная доброта,
От усов и до хвоста!
Как звать доброго кота?
(Кот Леопольд)
10. Бродячие артисты,
Они ловки и быстры.
Известны их таланты:
Певцы и музыканты.
Кот, петух, осёл, собака
Никогда не знают страха.
Кто же это? Отгадайте!
И ответ мне быстро дайте.
(Бременские музыканты)
11. Какому котенку ворона исполнила желание и превратила его в бегемота? (Василию)
12. Кто такой Чучело-мяучело, который сидел на трубе?
(Черный котенок)
13. Три кота, три хвоста,
Шесть ушей, двенадцать лапок,
Как зовут таких котяток?
(Коржик, Карамелька и Компот)
14. С чьей помощью Злой Пират похитил Голубого щенка? (Чёрного Кота)
15. Как звали весёлого и озорного пса из мультфильма «Бюро находок»? (Тишка)
16. Сколько тут хвостов и лап?
Шесть, четыре, два?
Старший брат, и средний брат,
Младшая сестра!
Папа, мама, дед-моряк,
Самый, самый младший брат.
Днем они хохочут,
гавкают, визжат.
Вот хвостатая семейка
Дружных собачат! (Барбоскины)
17. В пятнах все семейство это
С головы до лап одето,
А всего их сто один
Их порода … (Далматинец)
18. Он котенок, не собака,
Но однако во дворе,
Все зовут его ребята,
Как лай собаки в конуре.
(Котенок Гав)
Педагог:
А теперь у нас вторая физкультминутка. Повторяем за мной слова и движения.
Физкультминутка «Черный кот»
Вот идет черный кот. (Шаги с высоким поднятием ног.)
Притаился – мышку ждет, (Приседания, руки к коленям.)
Мышка нору обойдет, (Встать и повернуться.)
И к коту не подойдет. (Руки развести в стороны.)
Игра «Собери картинку»
Педагог:
Ребята, приглашаю вас принять участие в игре «Собери картинку»
Правила. Участники делятся на две команды. Одна собирает мозаику «Котенок». Вторая – мозаику «Щенок».
Творческая мастерская «Сказочные кошки и собаки»
Педагог:
Ребята, предлагаю всем стать добрыми волшебниками и раскрасить рисунки кошек и собак – персонажей сказок и мультфильмов
Педагог:
Вот и подошла наша встреча к концу. В заключение предлагаю вам послушать еще одно стихотворение
Вот был бы большим,
Написал бы я так:
«ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ
КОТОВ И СОБАК.
ОТКРЫТ ПОСТОЯННО
В ТРИДЦАТОЙ КВАРТИРЕ.
ПОДЪЕЗД ВО ДВОРЕ,
ДРОВЯНАЯ, 4».
Я Шарика сразу
Привёл бы домой —
Он бродит по лужам,
Худой и хромой.
Ему бы помыться,
Ему бы расчёску —
А он убегает
К мясному киоску.
А тот безымянный
Взлохмаченный кот,
Который на мусорном баке
Живёт?
Ну что за судьба —
Караулить отбросы —
Котам полосатым,
Лихим, как матросы?
Я всех усадил бы
За нашим столом,
Я всех напоил бы
Парным молоком,
Хотя для такого —
Густого,
Парного —
Нужна, как известно,
Живая корова.
Корова могла бы
Пастись во дворе.
Я сам бы
Сводил её вниз на заре
И на зиму сено
Возил на лошадке.
А ночью она бы
Спала на площадке...
Но Шарик
К мясному киоску бежит,
И кот на бачке
Равнодушно лежит,
И мама бранится,
И плачет сестрёнка,
И где-то в мечтах
Заблудилась бурёнка.
И только лошадка
По небу летает,
По небу летает,
По небу катает
Фургон, на котором
Написано так:
«ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ
КОТОВ И СОБАК...»
М.Яснов
Приложение
Конкурс стихов «Лучшие друзья – кошки и собаки»
Мой щенок
Я сплела щенку венок.
Удивился мой щенок,
Почесал за ухом лапой:
— Что мне делать с этой шляпой?
В. Ланцетти
Сторожевая собака
На цепи сидит Трезор,
День и ночь несёт дозор.
Он хозяйские владенья
Стережёт от нападенья.
А. Парошин
Щеночек
Подарили мне щеночка!
Я зову его «звоночком».
Если к нам стучатся в дверь,
Звонкий слышен лай теперь!
В. Догадкин
Для чего щенкам хвосты?
Для чего щенкам хвосты?
Вне всякого сомнения —
Нужны хвосты для красоты…
Еще для настроения.
Г. Шестакова
Котёнок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
В. Берестов
Кошка
— Что ты, кошка, сторожишь?
— Сторожу у норки мышь.
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу её на чай.
В. Лунин
Кот
Кот весь день у батареи
То бока, то лапы греет.
Он из кухни в холода
Не выходит никуда.
Г. Ладонщиков
Кошачья мечта
Я спросила у кота:
— Есть заветная мечта?
Кот прищурил глаз умильно:
— Дверь открыть бы в холодильник.
Г. Голова
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника на воде в подготовительной группе
Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе
Развлечение в подготовительной группе
Сценарий развлечения в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект развлечения в подготовительной к школе группе по произведениям Н. Носова
Сценарий КВН в подготовительной группе по пожарной безопасности для детей и родителей
КВН в подготовительной группе на тему «Природа вокруг нас»
Сценарий тематического развлечения в подготовительной группе «Путешествие по городам Чувашии»
Музыкальный КВН для старших дошкольников. Сценарий