Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект урока технологии для 7 класса. Принцип работы и устройство токарно-винторезного станка

Открытый урок по технологии (технический труд) в 7 классе по теме: «Принцип работы и устройство токарно - винторезного станка»
План-конспект урока
Тип урока: объяснение нового материала.
Ведущие методы: словесные, наглядные, исследовательские.
Организация деятельности учащихся:
• Исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
• фронтальная, индивидуальная работа.
Цели урока:
1. Ознакомить с историей развития металлорежущих станков в России.
2. Изучить устройство токарно-винторезного станка ТВ-6, назначение резцов и измерительного инструмента.
3. Обучить приёмам закрепления заготовки в патрон, резца в резцедержатель.
4. Познакомить с приёмами управления станком ТВ-6.
5. Требовать соблюдения правил техники безопасности во время работы на токарном станке.
Формы организации работ: коллективная, самостоятельная.
Оборудование:
Для лекции: презентация «Токарно-винторезный станок ТВ-6 его устройство».
Для практической работы: Токарно-винторезный станок ТВ-6, резцы, ключи для патрона и резцедержателя, заготовка.
Место урока в учебном плане. Тема «Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6» рассматриваются в разделе “Технология обработки металла”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубокое понимание общности металлорежущих станков и процесса изготовления деталей. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по технологии.
Ход урока:
I. Организационная часть.
- отметить отсутствующих на уроке;
- сообщение темы урока;
II. Проверка домашнего задания:
- провести тестирование по маркам сталей;
- эвристическая беседа с учащими по теме: «Черные и цветные металлы»
№ вопроса
№ варианта 1 2 3 4 5
1. 3 2 2 1 1
2. 2 2 3 4 1
Ответы на тесты
Вопросы Ответы
1. ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОИТ СТАЛЬ? 1. Железо + углерод(более 2,14%)
2. Железо + углерод(менее 2,14%)
3. Железо + углерод(от 2 до4 %)
4. Железо + чугун
2. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ БУКВА А В
МАРКИРОВКАХ УГЛЕРОДИСТЫХ
СТАЛЕЙ? 1. Чугун
2. Алюминий
3. Высококачественную сталь
4. Зависит от того, где расположена буква в марке

3. В КАКИХ ДОЛЯХ ПРОЦЕНТА УКАЗЫВАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ УГЛЕРОДА В МАРКАХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СТАЛЕЙ? 1. В целых
2. В десятых
3. В сотых
4. В тысячных
4. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТНОСИТСЯ К ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ СТАЛЯМ? 1. Р6М5; Р18; Р9К10
2. У7; У8; У12А
3. Ст0; Ст1; Ст2
4. 08кп; 10пс; 60
5. КАКАЯ СТАЛЬ СОДЕРЖИТ В СВОЕМ ОБОЗНАЧЕНИИ БУКВЫ Ст? 1. Сталь обыкновенного качества
2. Качественная сталь
3. Высококачественная сталь
4. Инструментальная углеродистая сталь

Вопросы Ответы
1. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МАРОК ОТНОСЯТСЯ К УГЛЕРОДИСТЫМ СТАЛЯМ? 1. Р6М5; Р18; Р9К10
2. У7; У8; У12А
3. Ст0; Ст1; Ст2
4. 08кп; 10пс; 60
5. ХВГ; ШХ; 12ХН3А
2. СКОЛЬКО УГЛЕРОДА СОДЕРЖИТСЯ В ЧУГУНЕ? 1. До 2%
2. От 2 до 4%
3. От 4 до 8%
4. Более 10%
3.. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ БУКВА Х В
МАРКИРОВКАХ УГЛЕРОДИСТЫХ
СТАЛЕЙ? 1. Чугун
2. Алюминий
3. Хром
4. Никель

4. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ БУКВА М В
МАРКИРОВКАХ УГЛЕРОДИСТЫХ
СТАЛЕЙ? 1. Чугун
2. Алюминий
3. Хром
4. Марганец

5. КАКАЯ СТАЛЬ СОДЕРЖИТ В СВОЕМ ОБОЗНАЧЕНИИ БУКВЫ Ст? 1. Сталь обыкновенного качества
2. Качественная сталь
3. Высококачественная сталь
4. Инструментальная углеродистая сталь
III. Объяснение нового материала:
1. Учитель рассказываю новую тему.
• Сообщения учащихся о развитии резания металлов в России.
История развития резания металлов в России (доклады учеников)
Вопрос: - какие технологические машины вы знаете?
Ответ: - станки сверлильный, токарный, фрезерный, токарно-винторезный.
Метод «мозговой штурм». На этом этапе урока используется метод мозгового штурма.
Нужно решить следующую проблему. На протяжении поиска решения я играю роль руководителя поиска, но поиск решения осуществляют только сами ученики. Например: «Как уже отмечалось все технологические машины, и не только бытовые требуют непосредственного управления человеком. То есть человек должен постоянно находиться рядом с прибором для управления его работой. Однако появление новых станков способствует разрешению этой проблемы и созданию техники дистанционного управления станками: «Известны ли вам способы дистанционного управления какими-либо приборами?».
В результате проведения мозгового штурма ученики получают ответ, который давно найден и используется на производстве. Однако для них это абсолютно новое знание, которое они получили своими собственными силами.
Я подвожу итог мозгового штурма. Например: «сейчас вы принимали участие в решении очень сложной проблемы. Многие люди до вас решали эту проблему и приходили к такому же ответу, что и вы. Действительно применение программного управление станками выгодно. Это упрощает системы управления процессом, снижает риск получения производственной травмы, Кроме этого, программное управление делает работу более легкой и безопасной. У этого метода есть недостатки, такие как, необходимость наблюдения за работой станка, дороговизна обслуживания. Но достоинства этого способа перевешивают его недостатки».
Как вы думаете, о каком из станков мы сегодня будем говорить?
(записать тему урока).
Сообщить цели урока.
Токарно-винторезный станок, так же как и сверлильный, прошёл длительный путь развития: от примитивного приспособления с ручным приводом до современного токарно-винторезного станка с числовым программным обеспечением. Но если при эволюции сверлильного станка решалась задача обеспечить вращательного и поступательного движения сверла относительно заготовки, то в токарном эти движения были разделены – вращение заготовки и поступательное относительно её движение резца. В примитивном приспособлении – прообразе токарного станка заготовку вращал один человек, а другой держал резец и перемещал его во время обработки. Затем для вращения заготовки стали использовать лук, который приводился в действие ногой работающего. С изобретением суппорта приспособление для точения деталей превратилось в настоящий станок. Впервые станок с самоходным суппортом изготовил в начале 17 в. русский механик Андрей Нартов. Для вращения заготовки стали подводить механическую энергию от какого-либо общего двигателя: водяной мельницы, паровой машины и т.д.
Дальнейшее развитие токарного станка шло по линии совершенствования механизмов, обеспечивающих вращение заготовки и перемещения резцов, взаимодействие эти движений, управление станком.
В школьных мастерских применяются токарно-винторезные станки, которые предназначены для обработки тел вращения (валов, колец, дисков и др.), нарезания резьбы и сверления осевых отверстий.
В токарно - винторезном станке, как в любой другой технологической машине (сверлильном станке, токарном станке по дереву и др.), есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган (шпиндель) и система управления.
В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ременная, зубчатая, реечная.
Демонстрация рисунка на слайде

Виды механических передач, применяемых в токарном станке: а- ременная, б- зубчатая, в- реечная.
Детали передач, которые передают движение, называются ведущими.
Важной характеристикой механических передач является передаточное отношение. Оно показывает отношение частоты вращения ведущей детали к частоте вращения ведомой.


Токарно- винторезный станок ТВ-6: 1,2 – рукоятки переключения скоростей сращения ходового вала и ходового винта; 3- рукоятка переключения гитарного механизма; 4,5- рукоятки переключения скоростей вращения шпинделя; 6- рукоятка поперечной подачи суппорта; 7- рукоятка закрепления резцедержателя; 8- рукоятка перемещения верхних салазок; 9- рукоятка закрепления пиноли; 10- рукоятка крепления задней бабки; 11- маховик подачи пиноли; 12,13 –рукоятки управления механической подачей; 14- кнопка; 15- маховик перемещения суппорта; 16- кнопки включения и отключения электродвигателя.
Основанием станка является станина, установленная на двух тумбах. В левой тумбе находится электродвигатель. На станине крепятся передняя бабка, задняя бабка и суппорт.
В передней бабке размещена коробка скоростей, которая осуществляет изменение частоты вращения ведомого вала. На шпинделе крепится приспособление для крепления заготовки (токарный патрон и др.).
Коробка подач- это механизм, позволяющий изменять скорость перемещения суппорта.
Суппорт предназначен для закрепления и перемещения режущего инструмента или заготовки. Суппорт содержит трое салазок и резцедержатель.
Продольные салазки (каретка) прикреплены к фартуку суппорта и двигаются по направляющим станины механически или вручную с помощью рукоятки 15 (рис.2). Поперечные салазки перемещаются вручную рукояткой 6. Верхние салазки закреплены на поворотной плитке и могут поворачиваться на угол до 40 (для точения конических поверхностей). Перемещаются верхние салазки вручную рукояткой 8. Для отсчета перемещений предусмотрены специальные устройства- лимбы.
Задняя бабка служит для поддержания конца длинных заготовок при помощи центра, а также для закрепления и подачи сверл и зенковок. Она может перемещаться по направляющим станины и закрепляться неподвижно рукояткой 10. В верхней части корпуса задней бабки находится пиноль, которую можно перемещать маховиком 11 и фиксировать рукояткой 9.
Точение деталей осуществляется за счет срезания резцом стружки с вращающейся заготовки. Вращательное движение заготовки называются главным. Главное движение обеспечивается за счет передачи движения по цепочке: двигатель- ременная передача- коробка скоростей- шпиндель с патроном и заготовкой.
Поступательное движение резца, которое обеспечивает непрерывность снятия слоя металла, называют движением подачи. Движение подачи обеспечиваются цепочкой: двигатель- ременная передача- коробка скоростей- коробка подач- фартук суппорта- суппорт с резцом.
Работа с текстовой информацией.
На предприятиях применяются более сложные токарно - винторезных станки.
Правила техники безопасности:
1. До начало работы необходимо:
- надеть спец. одежду; рукава застегнуть.
- проверить наличие и состояние инструментов, работать можно только с инструментом, прочно зак¬репленным на гладких, без заусенцев и трещин ручках.
- проверить наличие щетки-сметки, совка для стружки.
2. Во время работы:
- следует использовать инструменты только по прямому назначению.
- надежно закрепить обрабатываемую заготовку.
3. По окончанию работы необходимо:
- тщательно убрать рабочее место
- уложить инструменты, заготовки и материалы в соответствующие места.
IV. Практическая работа «Ознакомление с устройством
токарно-винторезного станка»
Цель: изучение устройства станка.
Оборудование: станок ТВ-6.
Задание:
1. Найдите на станке ТВ-6 его основные узлы, назовите их.
2. Заполните в рабочей тетради таблицу.
V. Закрепление пройденной темы.
Вопросы к классу:
1. какие механические передачи вы знаете?
2. из каких частей состоит ТВ - 6?
3. основанием станка является?
4. какое движение является главным?
VI. Подведение итога выполненной работы.
1) оценка изделия по качеству
2) умение правильно использовать инструменты
3) соблюдение учащимися правила техники безопасности
4) задание на дом: повторить пройденное на уроке.
5) выставление оценок.
VII. Рефлексия.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по технологии для 6 - 8 классов. Кулинарный поединок Исследовательская работа по технологии для 6-8 классов Конспект урока Швейное дело, 7 класс Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству с презентацией, 7 класс
Опубликовано: 3110 дней назад (13 октября 2015)
Просмотров: 8885
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!