Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Антарктиду» (из цикла занятий " Путешествуем по природным зонам")
Автор: Михайлова Олеся Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 60», г.Воронеж
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности « Путешествие в Антарктиду» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный конспект будет полезен и интересен воспитателям, работающим в старшей и подготовительной группах, а также может использоваться и учителями начальных классов, ведущих кружки по экологической тематике.
Цель: обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об особенностях Антарктиды.
Задачи:
1.сформировать представления о географическом положении, климате, животных Антарктиды, повторить особенности строения птиц, провести опыт, доказывающий приспособленность животных к среде обитания;
2.развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес, связную речь, умение делать выводы;
3.воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к собеседникам.
Методическое обеспечение: картонное яйцо, глобус, цветик- семицветик, макет ледокола, макеты- айсбергов, игрушки пингвина, морская звезда, панно с животными, части карты с надписью, видео- и аудио сопровождение,интерактивная доска,презентация, стаканы с водой, салфетки, вазелин,шапочки в виде пингвиньих головок на пальцы (по 2 на каждого ребенка), макеты мам пингвина, медальоны по количеству детей.
Словарная работа: ледокол, айсберг, пингвиний детский сад, океан, отличительные признаки.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты, игра «Собери целое», чтение книг об Антарктиде и рассматривание иллюстрации, беседа о животных Антарктиды, заучивание стихотворений, проведение массажа и оздоровительной гимнастики, игра « Кто лишний», « Скажи наоборот», «Зоологическое лото», рисование на тему Антарктида, лепка пингвинов.
Мотивация: появление в группе пингвинчика, который потерял маму.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
[/b] Приоритетные виды деятельности:[/b] познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты: наличие представлений у детей о климате, разнообразии и особенностях животных Антарктиды.
Дальнейшее развитие:путешествие в тундру.
Методика проведения
1.Вводная часть.
Воспитатель приносит в зал картонное яйцо: Ребята, посмотрите, что попало к нам группу.
Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснет наконец,
На волю выскочит юнец!
Как вы думаете, чьё это яйцо? Кто может появиться из него?(выслушивает ответы детей).
2.Активизация внимания детей.
Воспитатель:А для того, чтобы узнать кто же там находиться, я предлагаю вам отгадать загадку.
Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где её мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я...(Пингвин)
3. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете пингвиненок ничего не перепутал, он точно птица? (дети доказывают это, называя характерные признаки птиц) А зовут его Питер. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка? Посмотрите, а яйцо то непростое, в нем что то есть. Это карта, давайте соберем её и узнаем, где же живет Питер (если их сложить верно, то получится карта Антарктиды) Во время выполнения задания включается фоновая музыка «Песня Мамонтенка». Дети работают с глобусом и ищут на нем Антарктиду.
Воспитатель:
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель: Давайте отвезем пингвинёнка в Антарктиду, ведь именно там обитают его родственники. А заодно и мы с вами исследуем этот материк. А поможет нам туда попасть Цветик - семицветик. А как вы думаете какого цвета нужно оторвать лепесток? (ответы детей) А почему именно белого? А на чем же мы туда отправимся? (на ледоколе) А почему именно на нем? Итак рассаживайтесь по удобнее, берем Питера с собой и скажем слова: лети, лети лепесток и нам помоги Антарктиду найти! Поплыли.
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы
Царство матушки - зимы.
Да, ребята, зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы. Толщина льда в океане достигает высоты нашего детского сада. А как же называется этот океан? (дети не знают) Давайте поймаем обитателя океана и узнаем!
(Дети вылавливают сачком морскую звезду, которая говорит воспитателю на ухо (воспитатель обыгрывает ситуацию), что океан не теплый, не страшный, в нем не бушуют волны, не громкий)
Так значит какой? ( холодный, тихий)
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами какие- то животные, может среди них есть мама и папа Питера? (на интерактивной доске появляются животные Антарктиды: кашалот, морской леопард, синий кит, альбатрос, тюлень - крабоед)
(Дети называют животное и рассказывают для Питера то, что они о нем знают.)
Воспитатель: А вот посмотрите на это животное, оно называется морской слон(рассказ воспитателя.Это самый крупный тюлень, длиной 5.5 м., вес до 2.5. тонн , подкожного жира у него больше, чем мяса. Когда он передвигается по суше, его тело сотрясается, как желе. На морде у него кожистый мешок, когда он возбуждён, мешок раздувается до 8 см и становится похожим на хобот слона. Большую часть жизни морские слоны проводят под водой, питаясь рыбой и моллюсками. Они способны нырять на глубину около 1400 метров.
Воспитатель: Ребята, давайте выберем животных, с которыми Питер может дружить! (игра « найди лишнего») А почему мы оставили буревестника и морского льва на месте? (аргументируют)
4.« Давайте согреемся» (проведение согревающего массажа и оздоровительной гимнастики)
Воспитатель: Ребята, а вам не холодно? Чтобы не заболеть, давайте немного погреемся.
• погладить края ушных раковин (4 раза);
• нажать на мочки ушей ( 4 раза);
• потереть перчаткой нос, подергать его ( 4 раза);
• поиграть на голове пальцами рук;
• потереть ладошки друг об друга до ощущения сильного тепла.
• Ходьба на носочках;
• прыжки с льдину на льдину;
• « как плывет пингвин» и.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища, приподнять голову и ноги, покачаться.
5. Продолжение основной части занятия.
Воспитатель: Ребята ,пока мы с вами согревались что-то ещё появилось впереди (на интерактивной доске появляется слайд с изображением айсбергов).Давайте подплывем поближе и узнаем что это. Эти ледяные глыбы называются айсберги. Они плывут, потому что их подгоняет ветер. Они бывают самой разнообразной, причудливой формы. Например, вот такие(воспитатель показывает силуэты, вырезанные из пенопласта). На что похожи эти льдины? Ребята, а как вы думаете, что произойдет с айсбергами, если они попадут к нам? (ответы детей)
Наш ледокол остановился, значит мы прибыли на место.
Как мы узнаем пингвинью породу?
Все, как один, дружно прыгают в воду,
Все , как один, никогда не летают,
Все как один, в море страха не знают,
Все, как один, в море быстро плывут,
Все, как один, стайкой дружной живут.
Воспитатель: Посмотрите, а вот и пингвины, дружно выпрыгивают из воды и отряхиваются, во все стороны от них летят брызги ( просмотр видео фрагмента). А почему они не покрываются льдом, ведь они вылезают из воды в такой сильный мороз? Чтобы понять, как пингвины приспособились к таким условиям, давайте проделаем опыт.
6.Проведение опыта.
Давайте представим, что наш палец - это пингвин( одевают на пальцы шапочку в виде головы пингвина).Опустите палец в емкость с водой и выньте. Посмотрите на него внимательно. А если бы сейчас ударил сильный мороз, что бы с ним случилось?( ответы детей)Вытираем салфеткой, опять превращаем палец в пингвина. Смазываем его слегка вазелином. Снова опустите палец в воду и выньте его. Что вы заметили?(выводы детей) А теперь попробуйте объяснить этот случай с пингвином.
Подумайте , где человек использует явления несмачивания?
Вот мамы - пингвины увидели Питера и выстроились, послушайте, как они шумят и ссорятся, чей же это сын (включается фоновая музыка « Шум пингвинов»). Давайте разрешим этот спор и выясним кто же его мама ( на планшете изображения разных пород пингвинов: златоволосый, императорский, Адели и др., дети находят маму по отличительным признакам).
(Включается видео фрагмент, где пингвиненок бежит к своей маме)
Воспитатель: Посмотрите как рада мама, что ее малыш нашелся. И вам, я вижу, от доброго поступка, тоже радостно на душе. Какие вы молодцы, ребята!
7. Подведение итога занятия.
Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. До свидания пингвины! (дети садятся в ледокол) Где наш цветик- семицветик? Какой лепесток мы оторвем?(Подходят к мысли, что оторвем красный,яркий, потому что мы возвращаемся домой)
Дети говорят слова: помоги нам лепесток, попасть в дом родной!
Воспитатель: Вот мы и на месте! Вам понравилось наше путешествие. Где же мы побывали с вами, ребята? Что есть общего у всех животных Антарктиды?
Ой, а что еще приплыло вместе с нами? (воспитатель показывает коробку, которая прикреплена канатом к ледоколу, с удивлением на лице). Давайте посмотрим? ( просит одного из детей открыть ее) Да это же медальоны ( сделаны в виде ледышек), пингвины подарили нам их на память в качестве благодарности, что вы не оставили их птенца в беде.
(Воспитатель одевает каждому ребенку медальон.)
Воспитатель: На этом наши путешествия по природным зонам не заканчиваются. В следующий раз мы отправимся...... Но это уже совсем другая история, о которой мы обязательно узнаем!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Конспект ООД в подготовительной группе. Русский народный костюм
Конспект НОД детей подготовительной группы. Открытие земли камчатской