Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Открытие земли камчатской"
Автор: Буруян Татьяна Петровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №1», Камчатский край, г. Вилючинск
Описание материала:Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Открытие земли камчатской".
Данная методическая разработка направленна на обогащение знаний детей об исторических событиях Камчатки, расширении знаний об истории возникновения Петропавловска-Камчатского.
Методическая разработка занятия доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Открытие земли камчатской"
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели: обогатить знания детей об исторических событиях Камчатки; расширять знания об истории возникновения Петропавловска – Камчатского; воспитывать познавательный интерес и любознательность к изучению истории родного города и края.
Словарная работа: первопроходец, мореплаватель, землепроходец
Предварительная работа: беседа на тему «Витус Беринг – великий мореплаватель», рассматривание иллюстраций старинных кораблей.
Планируемые результаты: знает об исторических событиях, умеет ориентироваться на карте Камчатки, проявляет интерес к краю.
Материал и оборудование: ноутбук, экран, глобус, географическая карта, портрет Владимира Атласова, картинки коренных жителей Камчатки, оленьи рога для игры, поводья, картинки для игры, канат, камешки.
Содержание организованной деятельности детей
Дети под песню о Камчатке входят в группу.
1.Вводное слово воспитателя.
Воспитатель. На краю земли живу я
Милый сердцу уголок,
Утром вижу, как алеют
Сопки глядя на Восток
Слышу, как вздыхает тяжко
Мудрый, Тихий океан
Я горжусь тобой Камчатка,
Я горжусь, что Камчадал.
-Ребята, скажите, о чём идёт речь в стихотворении?
Дети. О Камчатке.
Воспитатель. Кто покажет на глобусе, где находится Камчатка?
Вызванный ребёнок показывает, где находится Камчатка. Рисунок 1
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с историей Камчатки.
- Ребята, отгадайте загадку.
На столе передо мной
Закрутился шар земной.
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю… (Глобус)
Воспитатель. Что вы знаете о глобусе?
Дети. Глобус – модель Земли. На глобусе показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус показывает, какая наша планета.
Воспитатель. А что ещё составляют учёные, чтобы изобразить нашу планету?
Дети. Карты.
Воспитатель. Правильно, географические карты. Сегодня мы будем говорить о путешественниках и исследователях, великих мореплавателях, о людях, которые путешествуя, открывали новые города, страны и даже острова и материки.
- Садитесь полукругом на ковёр.
Дети садятся на ковёр.
Воспитатель. Ребята, в давние времена для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Как вы думаете, зачем люди путешествовали? Дело в том, что человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая наша земля и кто её населяет? Какие на ней растения и животные? Ребята, как вы думаете, на чём путешествовали люди раньше.
Дети. Верхом на лошадях и верблюдах, на санях и повозках, на морских судах, и, даже пешком.
Воспитатель. А мы с вами сейчас немного отдохнём, покатаемся на оленьих упряжках.
3. Игра «Олени и оленевод» дети разбиваются парами, один оленевод, другой олень и легким бегом передвигаются по группе. Рисунок 2.
4. Рассказ о первооткрывателях.
Воспитатель. Верно, во время путешествий, экспедиции обнаруживали новые неизвестные ранее горные хребты, реки, острова, страны. Это были географические открытия.
- Как же появилась на карте Камчатка? Этот большой полуостров на востоке России долго не был известен человечеству. Эта чудесная земля была открыта русскими казаками более 300 лет назад, но россияне и сегодня мало, что знают о ней.
Первые сведения о полуострове принесла экспедиция Федота Алексеева и Семена Дежнева
(выкладываются на доску фотографии), который спустя 80 лет заново откроет Беринг. Путешественники высадились на берег, где встретили «много чукчей». Федот Алексеев был первым русским мореходом, высадившимся и зимовавшим на этом полуострове и он увидел много племен и народностей живущих на ее суровых берегах. Коряки, эвены, алеуты, ительмены и чукчи жили в тундре, в горах, на побережье.
Показ картинок.
Воспитатель. Чем занимались местные жители?
Дети. Охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, корни, травы.
Воспитатель. А ещё любили устраивать праздники, на которых пели, плясали, играли в народные игры. Я сейчас предлагаю немного поиграть.
Игра «Камешки» Рисунок 3.
Воспитатель. Возьмите камешек. Надо положить его на тыльную сторону ладони. А теперь его надо подбросить вверх, а поймать ладонью. Кто поймает камешек - тот выигрывает.
Воспитатель. Ну, что ж немного отдохнули. Посмотрите на эту фотографию. Это Владимир Атласов. Он тоже отправлялся в поход – для поиска новых земель и заложил Верхнекамчатск. Он же доставил в Москву сведения о земле, лежавшей между рекой Колымой и Америкой. Деятельность Владимира Атласова принято считать началом освоения русскими Камчатки.
Чуть позже по указу Петра 1 была организована Первая Камчатская экспедиция, которая помимо Витуса Беринга, (Слайд 1) дала истории такие имена, как Алексей Чириков и Мартын Шпанберг.
В мае 1741 года пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», (Слайд 2, 3) в честь которых и поставлена Стелла при въезде в город, подошли к устью Авачинской губы и стали ждать попутного ветра. 4 июня они вышли в море. Почти в самом начале похода непогода разделила корабли, и каждый продолжал свой путь в одиночку.
Пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алесей Чириков, вскоре вернулся в Петропавловскую гавань. Судьба «Св. Петра» сложилась менее удачно. На путешественников обрушился жестокий шторм, авария, тяжелые болезни. Высадившись на известном острове, члены экспедиции отважно боролись с голодом, холодом, болезнями. Пережив необычайно трудную зимовку, они построили из обломков пакетбота новое судно и сумели вернуться на Камчатку. Но без командора, потому что он умер. Его на этом острове и похоронили.
В 1944 году моряки Петропавловска поставили на месте могилы командора стальной крест на цементном фундаменте.
Выкладывается фотография.
Благодаря экспедиции Беринга был найден путь через Берингов пролив, описаны Камчатка, Курильские острова и северная Япония.
Степаном Петровичем Крашенинниковым и Стеллером исследована Камчатка.
Показ фотографии. Степан Петрович Крашенинников первый исследовал Камчатку. Четыре года Крашенинников странствовал по этому далекому краю, в одиночестве собирая материалы по его географии, климату, истории. По своим исследованиям, он написал книгу, которая называлась «Описание земли Камчатки».
Воспитатель. Каких первооткрывателей Камчатки вы запомнили?
Дети. Первооткрывателями Камчатки стали: Владимир Атласов, Михаил Стадухин, Иван Камчатый, мореплаватель Витус Беринг.
Воспитатель. Ребята, путешественники всегда готовились к походу? Я предлагаю поиграть в игру. Необходимо выбрать те предметы, которые пригодятся путешественникам.
5. Игра «Что нужно путешественнику?» Рисунок 4.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что означает слово первопроходец?
Дети. Первопроходец – это человек, который проложил новые пути, открыл новые земли.
Воспитатель. Первопроходец оставляет после себя дорогу, тропу, чтобы затем на неё могли ступить те, кто идёт следом. Когда Камчатка приняла первых землепроходцев, на её земле был ещё каменный век. Орудия промысла, жилища – всё это было таким как в глубокой древности.
- А что означает слово землепроходец? (Ответы детей) Землепроходец – это старинное название путешественника – исследователя, открывающего новые земли.
Воспитатель. А кто такой мореплаватель?
Дети. Мореплаватель – это открыватель новых морских путей.
Воспитатель. Ребята, значение этих слов объединяет одно – это люди которые открывают новые земли, моря и океаны. Путешественникам и мореплавателям, всегда необходимо было знать, в каком направлении двигаться. Они стали пользоваться подсказками, которые могли получить от окружающих предметов. Чтобы найти север и юг они смотрели на Полярную звезду. Они наблюдали, где встаёт, а где садится солнце, и так определяли восток и запад. Ветры и морские течения также помогали исследователям находить путь. Сейчас исследователи пользуются компасом (показ компаса).
Ребята, исследователям надо было найти дорогу домой, показать людям, как пройти той же дорогой. Они рисовали карты, на которых изображали сушу, указывали, как далеко один путь находится от другого, и как туда добраться. За многие века люди исследовали большую часть Земли и составили карту мира, которой мы сейчас пользуемся.
(Рассматривание карты)
Воспитатель. Землепроходцы, мореплаватели были мастерами «на все руки» - опытными строителями, корабелами и землепашцами, охотниками и рыболовами, храбрыми воинами и отважными моряками.
6. Рисование. «Корабль путешествий»
Воспитатель. Давайте и мы с вами нарисуем наш корабль для путешествий по Камчатке.
7. Рефлексия.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые корабли у вас получились.
А сейчас давайте вспомним, о чём шла речь в нашем путешествии по истории Камчатки. Ответьте быстро на мои вопросы?
- Как звали царя, который решил сделать Россию Великой Державой?
Ребёнок. Петр 1.
Воспитатель. Кого Петр 1 послал в первую Камчатскую экспедицию? Ребёнок. Витуса Беринга
Воспитатель. Как звали помощника Витуса Беринга?
Ребёнок. Алексей Чириков
Воспитатель. В какую беду во время первой Камчатской экспедиции попал корабль мореплавателей?
Дети. На путешественников пакетбота «Святой Петр» обрушился жестокий шторм, авария, тяжелые болезни.Высадившись на известном острове, члены экспедиции отважно боролись с голодом, холодом, болезнями.
Воспитатель. Как называлась книга написанная Крашенинниковым?
Ребёнок. «Описание земли Камчатки».
Воспитатель. Что увидели мореплаватели, когда вступили на Камчатскую землю?
Ребёнок. Огнедышащие горы – вулканы.
Воспитатель. Как назывались два корабля – пакетбота, которые вошли в Авачинскую бухту?
Ребёнок. Святой апостол Пётр и Святой апостол Павел.
Воспитатель. Какие народы встретили мореплаватели на Камчатке?
Дети. Чукчей, коряков, алеутов, айны, ительменов.
Воспитатель. Назовите первооткрывателей Камчатки.
Ребёнок. Первооткрывателями Камчатки были Владимир Атласов, Михаил Стадухин, Иван Камчатый, мореплаватель Витус Беринг)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД в подготовительной группе. Русский народный костюм
Конспект НОД для подготовительной группы детского сада
Конспект НОД для подготовительной к школе группы. Путешествие в тундру
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе. Мой Томск
Похожие статьи:
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека
Конспект занятия на тему «Родословная» в подготовительной группе