Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
Занятие из тренинга, направленного на профилактику эмоционального выгорания у педагогов.
Автор: Ермакова Ольга Александровна, город Череповец
Цель: снижение психической и физической напряженности; трансформация негативных переживаний педагогов в положительные эмоциональные состояния; развитие внутренних психических сил, умения благополучно переживать критические жизненные ситуации; помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе. Формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных проблем.
Задачи:
- коррекция личностных и межличностных проблем;
- формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- развитие личностных ресурсов стрессоустойчивости.

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Представление». Ведущий просит участников представиться. Каждый называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет все за ним («Эхо»). Например: «Я – Галя, я сегодня вот такая (жест)».
2. Тест «Самооценка эмоционального состояния». Педагоги заполняют бланки, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент
Методика «Самооценка эмоциональных состояний»
( Я. Уэссман, Д. Рикс)
Задание: Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Список утверждений:
Шкала «Спокойствие — тревожность»
1. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
2. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
3. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
4. В целом уверен и свободен от беспокойства.
5. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.
6. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
7. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.
8. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
9. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
10. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
Шкала «Энергичность — усталость»
1. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
2. Бьющаяся через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
3. Много энергии, сильная потребность в действии.
4. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.
5. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
6. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
7. Довольно усталый. Апатичный /сонный/. В запасе не очень много энергии.
8. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
9. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически неспособен к действию. Почти не осталось запасов энергии.
10. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.
Шкала «Приподнятость — подавленность»
1. Сильный подъем, восторженное веселье.
2. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.
3. Возбужден, в хорошем расположении духа,
4. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
5. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
6. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
7. Настроение подавленное и несколько унылое.
8. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
9. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
10. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.
Шкала «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности»
1. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.
2. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
3. Очень уверен в своих способностях.
4. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
5. Чувствую себя довольно компетентным.
6. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
7. Чувствую себя довольно неспособным.
8. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
9. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
10. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ниче¬го не получается.
3. Упражнение «Наши ожидания». Инструкция: «Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждете от этих занятий? (Ведущий записывает ожидания в левой части доски). Что вы готовы вложить в занятия? (Ведущий записывает в правой части доски.) То, что мы с вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое будет зависеть от вашей активности».
Примечание. Упражнение помогает выявить ожидания участников и скорректировать запрос.
Основная часть. (Источник: Н.В. Иванова, Е.В. Голубева «Психотерапия личного самочувствия как одно из направлений психологического обеспечения деятельности воспитателя дошкольного учреждения» Вологда, 2002).
Расположение участников: педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом в зале, перед ведущим.
1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» (выполняется под музыкальное сопровождение). Цель: снятие мышечного напряжения. Инструкция педагогам: Начните с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зев¬ните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а за¬тем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите, расслабьте запястья и поводите ими. Со¬жмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напряги¬те и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
2. Упражнение «Расслабление лицевых мышц». Инструкция педагогам: Напрягите рот, стиснув зубы, ощутите напряжение в полной мере, обратив внимание на наиболее напряженные участки челюсти. Расслабьтесь. Сделайте губами молча движение, как будто бы произносите звук «у», «о», «а», напрягите челюсти. Расслабьтесь. Сходные упражнения проведите со всеми лицевыми мускулами, сгущая ощущение напряжения. Расслабьтесь.
3. Упражнение «Снятие мышечного напряжения». Инструкция педагогам: Сядьте на стул так, чтобы спина касалась спинки и поза была для вас удобной. Затем обхватите стул обе¬ими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом — останьтесь в состоянии напряжения так долго, сколь¬ко вы сможете, но не слишком усердствуйте, а затем мгновенно опустите руки и подышите глубоко. Если понадобится — повторите несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.
4. Упражнение «Дыхание на счет 7—11». Инструкция педагогам: Дышите очень медленно и глубоко, при¬чем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение. Но не нужно напрягать¬ся. Считайте от 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
5. Упражнение «Достижение состояния покоя». Цель: снижение эмоционального напряжения. Инструкция педагогам: Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании свечи в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь полного ощущения покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств, только полное со¬зерцание.
6. Упражнение «Полет на самолете». Цель: снижение эмоционального напряжения. Педагоги располагаются по всему залу и ложатся по одному на коврики. Инструкция педагогам: Представьте себя сидящими в салоне самолета, вы летите высоко в небе. Выгляните в окно, посмотрите вниз. Вы вспоминаете ситуацию, неприятную для вас, вызывающую будоражащие чувства. Попробуйте увидеть, что вы делаете в этой неприятной ситуации, что вы чувствуете. Наблюдайте за ситуаци¬ей. А теперь представьте, что то, что вы видите, становится более блеклым, неясным, ситуация становится еле видимой. Вы летите даль¬ше. А теперь посмотрите в окно перед собой - вы видите голубое небо, белые облака, чувствуете запах свежего воздуха. А теперь пред¬ставьте, что ваш самолет разворачивается, и вы возвращаетесь об¬ратно тем же путем. Взгляните в окно. Вы опять видите эту ситу¬ацию, но в ней все меняется к лучшему. Ситуация стала такой, какой бы вы хотели ее увидеть. Она приятная и радостная для вас. Вы с удовольствием смотрите вниз на то, что вы теперь делаете, что чувствуете. У вас на душе спокойно и хорошо. Представьте эту си¬туацию в ярких красках, ощутите их полноту. Представьте, что все закончилось благополучно. Итак, наше путешествие на самолете заканчивается, мы возвращаемся в нашу привычную обстановку.
7. Упражнение «Баланс реальный и желательный». Цель: дать возможность участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?
8. Упражнение «Я – дома, я – на работе» Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Проанализировать: похожие черты, противоположные черты одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях, отсутствие общих черт какой список было составлять легче; какой получился объемнее? каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и так далее.
Заключительная часть (выполняется под музыкальное сопровождение)
1. Упражнение «Осознание своего дыхания». Цель: усиление позитивного эмоционального состояния и со¬здание условий для его поддержания вне занятий. Инструкция педагогам: Сделайте глубокий вдох животом, дай¬те воздуху заполнить вашу грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, про¬износя мягкий звук «с-с-с». Следите за ритмом дыхания... воздух вхо¬дит в вас и выходит... «с-с-с». Спросите себя: что я чувствую, когда я так дышу? Что происходит во мне? Продолжайте это упражнение так долго, как сможете.
2. Упражнение «Моечная машина» Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
3. Тест «Самооценка эмоционального состояния» (повтор из 1 части). Педагоги заполняют бланк теста, оценивая свое эмоциональное состояние в конце занятия.
4. Рефлексия.
5. Ритуал прощания (по аналогии с ритуалом приветствия).

Рекомендуем посмотреть:

Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией Как избежать синдром «сгорания»! Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания замещающего родителя Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений. Тренинг

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Игровое занятие детей с родителями. Средняя группа
Опубликовано: 3657 дней назад (13 декабря 2014)
Просмотров: 4680
+7
Голосов: 7
Ирина Анатольевна Князева # 13 декабря 2014 в 20:49 +2
Ольга Александровна! Вы затронули очень актуальную тему для нас, педагогов. я первый раз услышала о педагогическом выгорании на курсах повышения квалификации и была поражена точностью определения. Спасибо, что напомнили. Обязательно возьму на вооружение комплекс упражнений. Спасибо, что поделились своими наработками! Удачи!
Елена Сергеевна Попова # 13 декабря 2014 в 20:57 +1
Согласна с вами, Ирина Анатольевна, тема очень актуальна, думаю, если с вниманием отнестись к проблеме, а не относить свое порой более "вялое" отношение ко всему, что происходит на уроке, в школе вообще, к обычной усталости, можно быть бодрым и ярким ежедневно)
Ольга Александровна Ермакова # 13 декабря 2014 в 21:01 0
Большое спасибо!
Елена Сергеевна Попова # 13 декабря 2014 в 20:52 +1
Ольга Александровна!Пока читала материал, изложенный в вышеприведенной статье, живо представила себе педсовет или сбор педагогов методического объединения по предмету, с применением упражнений. Твердо решила распечатать их для себя, сохранить и передать школьному психологу, посоветовав-таки провести несколько упражнений с нами- учителями hoho
Ольга Александровна Ермакова # 13 декабря 2014 в 21:03 0
Рада, что материал понравился. v
Екатерина # 13 декабря 2014 в 21:44 +1
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье. Педагоги работают, используя свои личностные ресурсы. Отказаться от сопереживания, выбрать нейтральную позицию в нашей профессии невозможно. «Выгорание» – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов человека.Поэтому работа психолога в этом направлении очень важна и необходима. Представленный материал имеет большую практическую ценность.
Ольга Александровна Ермакова # 13 декабря 2014 в 21:47 0
Большое спасибо за столь содержательный комментарий.
Дарья # 13 декабря 2014 в 21:57 +1
Категория педагогов является наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания. Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за воспитанников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, поведение «трудных» воспитанников приводят к стрессам. Просто необходимо научить педагогов самопомощи после рабочего дня. Спасибо за предложенный материал.
Ольга Александровна Ермакова # 13 декабря 2014 в 21:58 0
Дарья, спасибо за поддержку.
Юлия Васильевна Иванова # 13 декабря 2014 в 23:06 +1
Ольга Александровна, материал затрагивает всех педагогов и поэтому будет востребован и интересен. К сожалению, мы забываем про себя в нашем суетном мире. А ведь достаточно нескольких минут, чтобы привести свои мысли в порядок, а свое эмоциональное состояние в норму. Думаю, что многие воспользуются вашими советами. И еще хочу отметить игры, в которые можно поиграть даже с детьми. Очень понравилась "Моечная машина"! Беру в закладки и голосую!
Елена Павловна Чешкова # 14 декабря 2014 в 15:08 +1
Ольга Александровна, спасибо за игру "Моечная машина", очень она мне понравилась! Обязательно поиграю с детьми в вечернее время, когда чувствуется, что ребятишки уже устали, хочется уйти домой, а мамы и папы всё нет и нет.Для профилактики синдрома психологического выгорания хорошо использовать медитацию, их в сетях интернета великое множество, можно выбрать на любой вкус. Голосую за Ваше занятие из тренинга.
Наталья Сергеевна Катаева # 15 декабря 2014 в 17:03 +1
Спасибо,Ольга Александровна, за то, что написали такую работу. Она актуальная, нужная. Постараюсь применить Ваши советы!
Оксана Андреевна # 28 марта 2015 в 10:42 0
здравствуйте,ещё вчера присмотрела ваш материал,решила,что предупреждать в нашем (педагогическом) деле гораздо проще,легче и интереснее зачастую,чем исправлять или лечить,по примеру медицины,поэтому отложила прочтение до дня,когда смогу сделать это вдумчиво,а не на бегу....сегодня снова вернулась к занятию для тренинга,и вынесла для себя много занимательного,что с лёгкостью применяется и для семейной практики,и для игр с детьми-дошкольниками.Материал подан структурированно и доступно,с указанием авторства взятого материала,единственно мне показалось,что цели и задачи несколько *скомканы*. и всё же за ваш материал огромное спасибо!!успехов вам!